СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Проектная деятельность в дополнительном образовании"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Проектная деятельность в дополнительном образовании"»

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Орловское специальное учебно – воспитательное учреждение закрытого типа»


Выступление по теме

«Проектная деятельность как средство социализации».




Выступление подготовила

учитель химии, географии

Ивлева Елена Николаевна






Орлов,

2019



Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего выступления: «Проектная деятельность как средство социализации подростков».

СЛАЙД 3

Одной из форм организации деятельности учащихся, позволяющей максимально приближать обучение к жизни, являются проектная и исследовательские работы. Хорошо организованная и систематизированная исследовательская деятельность учащихся способствует не только развитию творческих способностей подростка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует его социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.

Поисковый характер урока-исследования вносит в учебный процесс элементы развивающего обучения. Для него характерна опора на конкретный жизненный опыт учащихся, достаточно высокая мотивация через решение особо значимых для школьников проблем, высокая доля самостоятельного поискового труда на уроке, динамичная атмосфера рефлексивного осмысления поиска и инициативная позиция учащихся. На таких уроках появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности в решении проблем, а также освоения ими способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационные компетенции. Именно такой подход к организации участия школьников в проектно-исследовательской деятельности приносит хорошие плоды, формирует мотивацию участия в активной творческой деятельности, способствует пониманию учащимися необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного развития.

СЛАЙД 4

Как говорил Лев Семенович Выготский

То, что дети могут

сделать вместе сегодня,

завтра каждый из них сможет

сделать самостоятельно.

СЛАЙД 5

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, и значим для самих открывателей.

Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования

Вспомните, как вы оформляли работу по химии, биологии или физике: тема, цель, оборудование (и реактивы), ход работы и вывод. Но чем вам не проект или исследование? А если добавить проблему, объект и предмет исследования, задачи, теоретическое обоснование? Вот вам яркое применение технологии метода проектов и исследовательской деятельности. Вот вам и научная статья. Здесь можно и обучить ребят делать ссылки на используемую литературу и другие источники информации (пусть пока это будут учебники разных авторов, которые найдутся в кабинете учителя). Можно и найти время на озвучивание результатов, не просто сделать анализ выполненных работ учителем, а предложить самим ребятам лучших работ рассказать об исследовании, а в это время другие учащиеся могут рефлексировать свою деятельность.

Вашему вниманию хочу представить работу над проектом, который ребята защищали на научно – практической конференции «Природа и общество», организованной Русским географическим обществом при ВятГГУ г. Кирова.

Приходя ко мне на уроки ребята часто задавали вопрос: Почему вода при умывании сушит кожу, в ней плохо образуется пена при использовании мыла, при кипячении появляется осадок (накипь) на стенках чайника. Таким образом, родилась идея работы над темой «Вода – основа жизни».

В рамках работы над проектом проведено анкетирование, подобрана методика исследования, отобраны и проанализированы пробы воды из разных источников г. Орлова, Результаты были представлены на областной научно – практической конференции «Природа и общество», организованной «Русским географическим обществом» при ВятГГУ г. Кирова, заняли 3 место. Опубликовали работу на Международном сайте «Солнечный свет», работа оценена дипломом 1 степени.

Статью, «Вода – основа жизни», поместили в училищную газету и предложили ряд рекомендаций по способу очистки воды, оформили стенд в отделении «Вода – источник жизни», в школе провели конкурс плакатов о воде.

При изучении темы на уроке химии в 8 классе «Вода – растворитель. Растворы», ребята поделились своими практическими знаниями о методах определения качества воды и влияние ее на организм человека. Юные исследователи на уроке выступали не в роли ученика, а в роли учителя, что вызвало определенную гордость перед своими товарищами, а так же ребята получают первый опыт публичного выступления, умение держаться, говорить, нести ответственность за свою деятельность.

Одна исследовательская деятельность порождает другую. И вновь у ребят родилась идея. Ребят волнует качество косметики, средств личной гигиены. Ребята создали проблемы и попросили помочь в её решении.

В процессе такой деятельности учащиеся должны уметь работать с рекомендованной литературой и средствами массовой информации, должны уметь разобраться и найти практическое подтверждение и объяснение.

Еще один не менее интересный проект в проведен учащимися 9 класса это «Выращивание кристаллов». При изучении тем в 8-9 классах: «Растворы. Растворимость веществ», «Теория электролитической диссоциации» имеют практическую направленность. В процессе изучения данных тем рассматриваются практические вопросы («Зависимость растворимости веществ от температуры», «гидратация ионов», «образование кристаллогидратов»), и которые почти невозможны для своего наглядного демонстрирования в рамках одного школьного урока. К примеру, для появления одного кристалла необходимо, как минимум, сутки!

Для решения данной проблемы мы задумали подготовить урок-презентацию по теме «Растворимость веществ. Кристаллогидраты.»

Для 8-9 классов, с коллекцией-дополнением выращенных нами кристаллов.

Цель: Создать презентацию для урока химии по теме «Растворимость веществ. Кристаллогидраты» с коллекцией-дополнением кристаллов веществ: сульфата меди(II).

Результат: ребята подготовили урок-презентацию по теме «Растворимость веществ. Кристаллогидраты», а также коллекцию выращенных кристаллогидратов.

применение

В ходе работы ребята познакомились с такой наукой как кристаллография и освоили методику выращивания кристаллогидратов.

Участие в исследовательской деятельности это возможность приобретения практических навыков. Эти навыки будут полезны, не только для уроков, но и в дальнейшей жизни.

Очень здорово, когда совместная деятельность учителя и учеников приносит удовлетворение в работе, так учащиеся 9 класса, при изучении темы «Металлы и их свойства», попросили подготовить материал по легированным сталям. Я подобрала материал, ребята работали с данной информацией, отбирали главное, учились сравнивать. Подготовили мини - выступления «Металлы в профессиях», «Химия в профессиях». Очень здорово, то, что данная тема по химии оказалась, связана с профессиональной направленностью, где рассматривались вопросы по применению знаний физических и химических свойств металлов и применение этих знаний на практике.

При изучении темы «Соли кремниевой кислоты», ребята знакомятся с силикатной промышленностью, с профессией строителя. В рамках одного урока времени недостаточно, опять приходится занимать дополнительное время, ребята ищут и находят материал из дополнительной литературы, просматриваем видеофильмы, готовим мини выступления.

СЛАЙД 28

Работа над проектами проходит не только со старшеклассниками, но и с ребятами 5-6 классов, они с нетерпением ждут очередного, как они говорят, эксперимента. Работая с данной категорией детей, я вижу, что уже по природе своей они исследователи. Ребята с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

СЛАЙД 29

Здесь мы работаем над краткосрочными проектами такие как «Почему в роднике вода прозрачная», «Дневник погоды», сравнение среднегодовых температур, направление ветра и т.д. Проводим практические работы: фильтрование воды, выпаривание соли из раствора, исследования о водонепроницаемости горных пород и т. д. Здесь нет неуспешных, нет агрессии, а только стремление помочь друг другу и показать свои умения.

СЛАЙД 31

Так же ребята заинтересованы рассказать и поделиться информацией о своих городах. Так учащийся составил презентацию о своем городе Ачинске, выяснил, откуда пришло название города, рассказал о достопримечательностях города, о людях прославивших город. Данной работой подросток увлекся, и приятно было смотреть, когда у подростка зажигались искорки в глазах от чувства гордости к своему городу, городу – детства.

О своем городе он рассказал на классном часе, работа опубликована на сайте «Солнечный свет» и оценена дипломом 1 степени.

СЛАЙД 32

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт ученику, невозможный при других формах обучения.

«Все, что я познаю,

я знаю, для чего это мне надо

и где и как

я могу эти знания применить» 

Дж. Дьюи


3