Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
Епанешникова Влада Владимировна, методист
Выступление на конференции по теме «Проектная деятельность в дополнительном образовании»
Наш мир меняется очень быстро. Знания и умения, которые были актуальны вчера, сегодня могут быть не востребованы. Поэтому приоритетной задачей образовательного процесса становится формирование личности, имеющей гибкий ум, способной использовать свои знания при решении сегодняшних учебных и жизненных ситуаций.
Основной задачей педагога в этих условиях становится использование современных образовательных технологий.
Для меня одной из таких технологий является проектная деятельность. Ребенок живет, растет, у него свой мир. Он решает свои проблемы, в основном, сам. Знания, которые он получает в школе, часто не может применить, кроме как ответить на хорошую оценку. Это происходит потому, что у него еще не сформированы межпредметные понятия и УУД (универсальные учебные действия). Для того чтобы произошли приращения УУД, наиболее всего подходят деятельностные технологии, к которым относится метод проектов. Выполняя свой учебный проект, который личностно значим для ребенка, он решает открытые задачи, для решения которых нет однозначного ответа. При этом ребенок использует имеющиеся у него знания, а также приобретает новые по ходу решения проблемы, включая их в свою систему знаний.
Хочу поделиться опытом работы применения проектной деятельности с детьми в возрасте 10-12 и 12-15 лет.
Работа над проектом предполагает тесное взаимодействие воспитанника и педагога. Педагогическая тонкость заключается в том, то воспитанник должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных замыслов. Он должен видеть, что педагог с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.
Моя позиция педагога в ходе проектной работы до текущего учебного года была руководитель проекта, это связано с возрастом 11-13 лет. В этом возрасте детям лучше приобретать недостающий опыт в психологически комфортных условиях.
Согласно идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития, применительно к проектной деятельности: если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослыми (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он сможет выполнить полностью самостоятельно.
Организуя проектную деятельность, необходимо учитывать следующие обстоятельства. В качестве проекта не может быть предложена работа:
- для выполнения которой у воспитанника нет никаких знаний и умений, при этом эти знания и умения ему негде найти и приобрести,
- знакомая работа, не требующая поиска новых решений.
Цель поначалу должна носить скрытый характер, порождать проблему.
Проблематизация является первым этапом работы над проектом. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть. При использовании метода проектов важную роль играет мотивация обучающихся.
Для лучшей мотивации устраиваем различные мероприятия, например: интерактивную викторину «Узнай это место», затем идем на экскурсию, берем с собой фотоаппараты, чтобы использовать в дальнейшей работе свои материалы. Темы подбираю и предлагаю, связанные с нашим городом, с преподаваемым предметом, чтобы детям было легче «присвоить» проблему, наделить ее личностным смыслом.
Второй этап – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который воплотится в проектном продукте. На этом этапе у детей возникает много различных идей, что подкрепляет мотив к деятельности.
Затем приступаем к планированию. Данный этап работы необходим, для того чтобы определить шаги выполнения работы. Определяем порядок и сроки выполнения работы. При выполнении первых проектов на этом этапе значимость предстоящей работы у некоторых воспитанников может несколько притупляться, что может привести к снижению мотива к деятельности.
Реализация имеющегося плана – это один из самых сложных этапов. У одних наступает ощущение легкости выполнения работы, поэтому идет расслабление, у других, наоборот, ощущение сложности, и как результат поиск новой темы, возвращение в исходную начальную позицию. На этом этапе педагогу приходится искать способ поддержания мотива к работе, учитывая личностные особенности воспитанника.
Следующий этап – письменный отчет. После того как выполнены все запланированные шаги, сделан проектный продукт, нужно написать отчет о работе над проектом, т.е. оформить его письменную часть. Это очень важная часть проекта и довольно трудная. Поэтому воспитанникам в возрасте 10-13 лет предлагаю воспользоваться шаблоном.
Критериальное оценивание. Введение этого показателя связано с уменьшением субъективной составляющей при оценивании проектов. Критерии оценивания представляют собой перечень видов деятельности, которую осуществляет воспитанник в ходе и осваивает в результате работы. Критерии оценивания проекта представляются подросткам в начале проектной деятельности для того, чтобы они ориентировались на них. Они обусловлены необходимостью добиться одинакового понимания всеми участниками учебного процесса формулировок критериев. Оценка по критериям осуществляется и взрослым, и ребенком. Сравнение внутренней и внешней оценки способствует формированию адекватной самооценки, что является важнейшим социальным навыком.
Самооценка и рефлексия позволяют обучающимся извлекать опыт из своей деятельности, лучше понимать себя, видеть сильные и слабые стороны.
Проектная деятельность дает возможность реализовать свой познавательный мотив непосредственно в учебной работе, так как предоставляет максимальную свободу выбора не только темы проекта, но и способов реализации. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере и сразу же применить на практике. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний. Это и есть приращения в знаниях, умениях и навыках, которые в дальнейшем будут легко переноситься детьми на другие виды учебной деятельности.
Работа над проектом позволяет реализовать многие личностные потребности подростков. Она дает возможность применить и нарастить академические знания, использовать житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Это в полной мере соответствует потребностям и интересам подростков.
Литература
1. Галеева Н.Л. Материалы курса «Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС»: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 80 с.
2. Сбигнев А. Исследовательские задачи и проекты в обучении математике. [Электронный ресурс]. URL: https://my.1september.ru/webinar/174. 11.10.2016 г.
3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ. – 119 с.
4. Ступницкая М.А. Критериальное оценивание в проектной деятельности 5-9 классов. [Электронный ресурс]. URL: https://my.1september.ru/webinar/221 22.11.2016 г.
5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64 с.
6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68 с.
7.Ступницкая М.А. Проектная деятельность учащихся 5-9 классов в условиях реализации ФГОС ООО. [Электронный ресурс]. URL: https://my.1september.ru/webinar/212 08.11.2016 г