СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие школы и семьи в развитии познавательной активности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том, как организовать продуктивное взаимодействие школы и семьи

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие школы и семьи в развитии познавательной активности младших школьников»


Ю.М. Чертыковцева,

учитель МОУ СОШ №40,

г. Магнитогорск


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Дело в том, что в связи с изменившимися условиями и ускорением темпа жизни очень мало остается времени у родителей на детей. Проблемы воспитания уходят на второй план, а главным становится достижение материального благосостояния. Поэтому многие дети чувствуют ненужность, заброшенность, одиночество. Это сказывается на неумении строить свои взаимоотношения со сверстниками, на успеваемости и на самочувствии самого ребенка. И поэтому школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

В первый класс дети приходят из разных детских садов и из разных семей. Передо мной, как перед классным руководителем, стоит задача сплотить разных по характеру детей, сдружить их, создать единое целое, называемое коллективом. В создании сплоченного коллектива не все зависит только от работы учителя, а большое значение имеет домашнее воспитание ребенка и взаимоотношения, царящие в семье.

Поэтому при создании детского коллектива я веду работу не только с детьми, но и с семьями учащихся. То есть через привлечение родителей к социально значимой и досуговой деятельности в классе добиваюсь улучшения отношений родителей с детьми и улучшения отношений в коллективе.

Моей ведущей педагогической идеей стал принцип личностно – ориентированного подхода в работе с детьми и родителями. Чем же отличается личностно – ориентированный подход от традиционного? При традиционном подходе главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель, т.е. между участниками формируются субъект - объектные отношения. При личностно – ориентированном подходе учащиеся, родители и учитель являются полноправными организаторами совместной деятельности; акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка и взрослого, т. е. преобладают субъект – субъектные отношения. При использовании данного подхода открываются большие возможности для развития индивидуальности каждого участника воспитательного процесса.

Свою работу с родителями и детьми я начинаю с составления совместно с учащимися и их родителями тематики классных мероприятий на новый учебный год. Для этого раздаю в начале года анкеты, которые родители заполняют дома вместе с детьми. Из них я узнаю, в каких мероприятиях они хотели бы участвовать в текущем учебном году, темы данных мероприятий, какую помощь могут оказать в подготовке и проведении. На основе полученных данных совместно с родительским комитетом класса составляется годовой план работы и выносится на родительское собрание для обсуждения, внесения поправок и дополнений, назначения ответственных. Кроме того провожу анкетирование по особенностям индивидуального развития ребенка. В данных анкетах родители знакомят меня с особенностями характера своего ребенка и высказывают свои пожелания о том, какие качества и способности они хотели бы развить с помощью классного руководителя в ребенке.

В планировании работы с детьми и родителями большую помощь оказывает диагностика. Совместно со школьным психологом проводится исследование взаимоотношений в семье, в классном коллективе, индивидуальных особенностей школьников.

Анкетирование родителей, диагностические исследования психолога и собственный опыт помогают выстроить систему воспитательной работы с учащимися и их родителями. Особое внимание обращаю на характер взаимоотношений внутри каждой семьи, стараюсь учесть семейные традиции, запросы родителей и детей. Полученные знания помогают мне разрабатывать и предлагать родителям рекомендации, направленные на улучшение микроклимата в семьях для того, чтобы дети могли перенести положительный опыт общения внутри семьи на взаимоотношения с классным коллективом.

Воспитательную работу в классе я строю по следующим основным направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Нравственность».

При осуществлении взаимодействия учащихся и родителей по всем данным направлениям мной используется принцип личностно – ориентированного подхода.

Работая по этим направлениям, я ставлю своей задачей формирование у учащихся следующих личностных образований: познавательного интереса, активности, самостоятельности. Весь комплекс этих личностных образований способствует развитию субъектной позиции учащихся.

Например, работа по направлению «Здоровье», кроме оздоровительных мероприятий (выезды на каток, в бассейн, за город), включает в себя и мероприятия, направленные на формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья. Это классные часы («Если хочешь быть здоровым», «Великие спортсмены моей страны», «История олимпийских игр», «Азбука безопасности», «Растем здоровыми» и др.), в подготовке которых участвуют и ученики, и их семьи.

Например, в классе был проведен цикл мероприятий в рамках программы «Разговор о правильном питании». Результатом изучения одной из тем данной программы: «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» стало создание книги игр «Доктор Витамин». В эту книгу поместили кроссворды, загадки, викторины, игры, которые придумали учащиеся по данной теме. А также в эту книгу поместили книжки-малышки, сделанные в форме овощей и содержащие сведения об истории появления каждого овоща, его полезных свойствах и составленные родителями рецепты овощных блюд.

Для того, чтобы сделать эти книжки-малышки и придумать интересные вопросы для викторин и кроссвордов, учащимся пришлось изучить большое количество справочников и энциклопедий. На помощь детям пришли и родители, так как детей надо было научить пользоваться справочной литературой. И появилась книга игр « Доктор Витамин» - как результат совместного творчества детей и родителей. При этом и родители, и учащиеся изучили большое количество литературы и очень много времени провели вместе, что способствовало укреплению отношений внутри семьи, а также развитию познавательной активности учащихся.

Следующее направление, по которому ведется воспитательная работа на основе взаимодействия родителей и учащихся – это «Интеллект». Работа по данному направлению способствует формированию ученика как субъекта учебной деятельности, а также способствует расширению познавательной сферы и учеников и родителей.

Работу по этому направлению мы начали с цикла мероприятий, направленных на возрождение традиции семейного чтения. С этой целью были организованы родительские собрания, классные часы и совместные с родителями и учащимися выходы в библиотеку семейного чтения. Результатом такой работы стало то, что родители и дети стали вместе посещать библиотеки и устраивать семейные вечера чтения, большинство учащихся осознали, почему надо много читать.

По данному направлению в течение года вместе с родителями и детьми проводились следующие классные часы: «Знания – сила», «В научном городке», «Лесная карусель», «Мы крутим глобус» и другие.

При проведении этих классных часов и дети, и родители активно привлекались не только к участию, но и к подготовке мероприятий. Например, за неделю до проведения классных часов по темам: «Солнце и звезды» и «Истории государств и народов» дети и родители получили задание изучить дополнительную литературу и подготовить презентации по данным темам. Затем эти презентации были использованы и на классных часах, и на уроках окружающего мира. Эта работа ценна тем, что родителям и детям пришлось ни один вечер провести в совместном общении: сначала читая книги и обсуждая прочитанное, а затем делая презентации.

И последнее направление – это «Нравственность». Работа по этому направлению способствует формированию у учащихся нравственных ценностей, выработке нравственного поведения, человечности и гуманности, повышению уровня воспитанности.

По данному направлению проводилась серия собраний и классных часов, в подготовке которых участвуют и дети, и родители. Это классные часы: «Лучшее слово о дружбе», «Что значит быть ответственным», «Правда и ложь - какие они?», «Душевность и бездушность», «Эгоисты. Кто они такие?», «Чувства. Что мы знаем о них?», а также родительские собрания: «Что такое характер?», «Я люблю, ты любишь, мы любим», «Что значит быть счастливым?» и другие.

Таким образом, в течение года мы набираем большой познавательный опыт. Используем все эти направления и для укрепления отношений в коллективе, и для укрепления отношений между родителями и детьми. Кроме того, развивается познавательная активность ученика, которая является одной из составляющих механизма становления его субъектной позиции.


Список литературы

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2003. -240 с.

  2. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно – ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. -128 с.

5