ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Гончарова Наталья Николаевна
Прочина Ольга Викторовна
КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 31»
Город Темиртау Карагандинской области
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области образования, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате обучения и воспитания.
При переходе на обновленную систему обучения первоклассников, несомненно, огромная роль отводится работе с родителями, так как они являются главными помощниками своему ребенку. А чтобы они знали, как и в чем помогать, необходимо построить работу по информированности родителей обо всех изменениях, особенностях новой программы, роли учителя и родителей соответственно. Большая часть родителей не имеют специальных познаний в областях педагогики, дидактики, психологии, методик преподавания предметов. Конечно, они испытывают разного рода трудности в организации помощи в обучении, в выборе методов воспитания. Именно поэтому учителя должны помочь найти наиболее эффективные способы решения возникающих вопросов и проблем.
С начала учебного года на родительских собраниях учителя постепенно знакомили родителей с новой программой. На первом собрании родители были ознакомлены с учебными пособиями, предметами, особенностями организации обучения в 1 классе. Они с удовольствием работали в группах, обсуждали различные аспекты готовности первоклассников к обучению, а также делились своими ожиданиями и предположениями об особенностях новой программы обучения. Далее следовало знакомство с формативным оцениванием. Родителям в доступной форме была предоставлена информация о формативном оценивании как рабочем каждодневном формирующем оценивании, выражающемся не в виде оценок, а в виде рекомендаций. На собрании родители попробовали сами оценить эффективность данного вида оценивания, сравнивая представленные учителем образцы - одни и те же работы учащихся, но в первом варианте стоит отметка, а во втором - учителем дана обратная связь с указанием правильно выполненных заданий и вопросов, которые необходимо еще повторить и отработать.
В конце 2 четверти родители были подробно ознакомлены с суммативным оцениванием. Собрание, проведенное для родителей, носило практический характер, и оказалось очень интересным для всех присутствующих. Хотим поделиться основными моментами этого собрания.
Добрый день, уважаемые родители!
Наступил новый этап в учебной деятельности наших детей, со 2 полугодия знания учащихся будут оцениваться. Кто-то из ребят с нетерпением и радостью ждал этого момента, кто-то испытывает чувство тревоги и страха. Не остаётесь в стороне и вы, родители. Кто-то из вас спокоен и уверен в успехах собственного ребёнка, у кого-то чувство тревоги, что ребёнок, наоборот, не справится с возложенными на него надеждами. Именно поэтому сегодня наша встреча посвящена теме «Оценивание и все, что с ним связано».
Человека можно сравнить с айсбергом, который только на 1/8 выступает над водой, а 7/8 его скрыта под водой. Большинство кораблей, плывущих в океанах, разбиваются чаще всего об эту невидимую часть айсберга. Большинство неудач бывает не только оттого, что мы с вами забываем о чувствах и эмоциях ребёнка, но и от незнания критериев оценивания знаний.
Попробуем найти ответы на вопросы: Почему важно, знать критерии оценивания? Как осуществляется оценивание? На что оно влияет?
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.
Самые различные способы проверки знаний и умений существовали во все времена. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. На протяжении многих десятилетий оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имеет целый ряд недостатков. Для решения этой проблемы была введена новая система оценивания учебных достижений учащихся в соответствии с целями, задачами и ожидаемыми результатами обучения.[1]
Думаю, вы со мной согласитесь, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ребёнок теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс.
Что же такое объективное критериальное оценивание? Чтобы лучше это понять, проведём небольшой эксперимент. Сейчас вы в роли учеников начальных классов на уроке ИЗО. Цель урока: нарисовать дом. Приступайте к выполнению задания.
1.Оцените свою работу по десятибалльной системе (Самооценивание)
2.Передайте рисунок соседу (Взаимооценивание)
3.Верните работы друг другу. Совпало ли ваше мнение с мнением соседа?
4.А сейчас сравним вашу работу с образцом и оценим её по заданным критериям.
Критерии оценивания:
1.Фундамент – 1 балл
2.Ступени –1 балл
3.Перила – 1балл
4.Дверь – 1 балл
5. Окно - 1 балл
6. Окно на чердаке – 1 балл
7. Водосточная труба – 1 балл
8. Труба на крыше дома – 1 балл
9.Трава возле дома – 1 балл
10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл
Максимальное количество баллов - 10
Получите свою отметку:
0-4 балла - «2»
5-6 баллов - «3»
7-8 баллов - «4»
9 – 10 баллов - «5»
Удалось ли набрать максимальное количество баллов? Почему же результат не соответствует поставленной цели? (Не знали критерии, по которым будет оцениваться работа).
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?», мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?» дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.
Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: «Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший». Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Нужно донести до ребенка, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности.
Мы, учителя, часто сталкиваемся с тем, что ученики, а зачастую и родители, недовольны полученной отметкой, считают её не совсем справедливой. Чтобы внести ясность и прозрачность в процесс оценивания, позвольте представить вашему вниманию основные положения критериального оценивания, представленные в соответствии с ГОС стандартом-2015.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.[2]
При критериальном оценивании нормативная функция должна измениться, информационно-диагностическая - поставлена на первое место, а карательно-поощрительная функция должна быть ликвидирована.
На протяжении многих лет при оценивании мы используем метод вычитания. Когда мы проверяем работу ребенка, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.
Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо сначала рассмотреть основные термины.
Предлагаю ознакомиться с презентацией, освещающей основные понятия: критерий, дескриптор, структура критериального оценивания, особенности формативного, суммативного оценивания.
Если представить, что дети – цветы, то оценивание растений, то есть отметка, которую мы выставляем – это просто их измерение. Может быть, интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений. Отсюда наше 1 правило: избегайте сравнения своего ребёнка с другими учащимися! Лучше ухаживать за собственным растением, заниматься поливом, соответствующим потребностям растения, так как это непосредственно влияет на его рост. Поэтому 2 правило гласит: научитесь радоваться любому, даже самому малому, достижению своего ребёнка! Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.[3] Просмотр мультфильма «Притча «Трещина в кувшине», обсуждение.
У каждого из нас есть свои особенности и трещинки, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Итак, все мои друзья с «трещинкой в кувшине»! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей стороне тропинки!
Сегодня мы вместе попробовали найти ответы на вопросы: Почему важно знать критерии оценивания? Как осуществляется оценивание? На что оно влияет? Удалось ли нам это?
Рефлексия. Для меня очень важно узнать ваше мнение о нашей встрече. Предлагаю вам заполнить анкету.
1. Ваше мнение о проведенной встрече?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
2.Ваше мнение о предоставленной информации?
а) бесполезная б) едва ли полезная в) полезная г) очень полезная
3. Как вы думаете, благодаря этой встрече удалось ли вам понять систему оценивания и нормы выставления отметки?
а) нет б) едва ли в) да
В ходе собрания родители выполняли задания и на своем опыте поняли, что такое оценивание по критериям, ознакомились с графиком суммативных работ, с их спецификой, с процессом выставления оценки за четверть на основе суммативных работ за разделы и итоговой работы за четверть. Родители с большим интересом слушали учителя, принимали активное участие в обсуждении. Результаты анкетирования показали, что родители положительно оценили организацию, эффективность предоставленной информации, результативность проведенного собрания.
Для более эффективного взаимодействия учителей и родителей в нашей школе была организована «Школа родителей первоклассников». Каждую субботу в определенное время в каждом классе родители приходят, знакомятся с результатами суммативных работ своих детей, которые находятся в портфолио, имеющемся у каждого ребенка, получают консультацию учителя по тому или иному вопросу. Если родителям что-то непонятно в обратной связи или содержании формативных работ, они также адресуют свои вопросы учителю. В процессе общения идет взаимный обмен мнениями по определенным вопросам, касающимся содержания работ, готовности детей к выполнению тех или иных заданий, приемам отработки определенных умений и навыков. Родители очень активно принимают участие в данной работе, отзываются на предложения учителей обсудить определенные вопросы, поделиться своим опытом с другими родителями.
Результаты обучения по итогам 3 четверти показали эффективность работы с родителями, которые стремятся к сотрудничеству со школой. В тех классах, где заинтересованность родителей и их активность была большей при посещении родительских собраний, работе «Школы родителей первоклассников», оказании помощи, результаты детей оказались высокими. А в тех классах, где есть родители, менее интересующиеся или совсем не интересующиеся учебными результатами своих детей, учащиеся показали более низкий уровень качества знаний и успеваемости.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что эффективность работы любого учебного заведения во многом зависит от того, насколько оно взаимодействует с семьей в этом процессе. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Литература
Интернет-ресурсы:
1. http://edu.resurs.kz/metod/tehnologiya-kriterialnogo-otsenivaniya-uchaschihsya
2. http://nao.kz/loader/fromorg/2/22
3. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja%20shkola/%20administrativnaja%20-rabota/54799-masterlass-kriterialnoe-ocenivanie-%E2%80%93-vazhny.html