Просмотр содержимого документа
«Занятие по внеурочной деятельности на тему "Методика подготовки устного выступления"»
Методика подготовки устного выступления.
Этапы подготовки выступления:
Тема может быть задана или выбрана самостоятельно, в ней должна быть новизна, она должна соответствовать вашим познаниям и интересам, быть интересна и понятна слушателям, увлекательна, важна, уместна.
- Оценка аудитории и обстановки
- Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них.
По своей форме речь бывает
- монологической (лекция - системное изложение знаний с широкой аргументацией (45-90 минут); доклад - выступление на собрании, совещании, симпозиуме, научной конференции и т.д.; устный рассказ, информация, проповедь, репортаж, обзор событий и др.)
- и диалогической (беседа, дискуссия, спор, диспут, полемика).
Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи и заметки
Обдумывание включает в себя проверку фактов, уточнение мыслей, их упорядочивание и варьирование, что приводит к выработке собственной позиции. Обработка собранного материала и обдумывание основных положений приводит к их четкому уяснению и выражению в законченных фразах.
Составление плана выступления
- По своей структуре планы бывают простые и сложные (развернутые или тезисные), содержащие подпункты. Главное требование к плану выступления - логичность и последовательность, соответствие теме выступления и поставленным целям. Традиционная структура и плана, и текста выступления - трехчастная, включающая в себя вступление, главную часть и заключение.
Подготовка (написание) текста выступления, формулирование вступления и заключения
- Вопрос о том, надо ли полностью писать текст выступления или достаточно одного плана или конспекта речи (сжатого или развернутого), остается открытым. Это определяется индивидуальными особенностями оратора, уровнем его ораторского мастерства, степенью владения языком, конкретной ситуацией, связанной с произнесением речи.
Подготовка к произнесению речи (мысленное и риторическое освоение), отработка хорошей техники речи и поведения, репетиция выступления
- Подготовка к произнесению может быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Итоговое собеседование. Задание 3
Пересказ, как вид устного высказывания
- осмысленность, т.е. полное понимание текста;
- полнота передачи произведения, т.е отсутствие существенных, нарушающих логику изложения, пропусков;
- последовательность;
- использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена отдельных слов синонимами;
- правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- культура устного рассказа в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчётливость произношения.
- Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух.
- В 1869 году, работая над учебником «Основы химии», Дмитрий Иванович Менделеев создал свою знаменитую Периодическую систему химических элементов. Учёный открыл, что свойства известных в его время 63 химических элементов периодически повторяются, если расположить элементы в порядке возрастания их атомного веса: от самого лёгкого – водорода, до самого тяжёлого – урана.
- Эта закономерность легла в основу Периодической системы, которая установила строгие закономерности, навела порядок в хаотичном до этого открытия мире химических элементов. Опираясь на свою систему, Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных ещё химических элементов и описал их важнейшие свойства. Впоследствии все эти элементы были открыты.
- Трудно назвать область человеческой деятельности, которая бы не интересовала Менделеева: он изучал нефтяные месторождения, в одиночку совершил полёт на воздушном шаре, интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола. Деятельность учёного свидетельствует о силе человеческого ума, способного проникать в тайны природы, о безграничных возможностях познания.