СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Занимательная математика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Просмотр содержимого документа
««Занимательная математика»»


В основу рабочей программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» положены следующие нормативно-правовые и распорядительные документы:

  • ст. 12 , 28, 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»,

  • ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373 с изменениями от 26.11.2012 №1241, от 22.09.2011 №2357)( с изменениями и дополнениями);

  • письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности  при введении федерального государственного образовательного  стандарта общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189) ( с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29.07.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате­матической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова­нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа предназначена для развития математических способно­стей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче­ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова­нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак­тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе­ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организа­цию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные матема­тические игры, последовательная смена одним учеником «центров» дея­тельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за­нятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, ра­боту в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма­тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда, развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически сравнивают объекты, выполняют простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполняют правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.


Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.



Задачи программы:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение делают доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.


Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделают собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

На внеурочную деятельность «Занимательная математика» в 3 классе выделено 0,5 часа в неделю (15 ч в год) по заявлениям родителей и желанию обучающихся.

Для реализации данной программы используются учебники и методические пособия:

  1. Волина В. В. Праздник числа (серия «Учимся играя»). Москва, АСТ – ПРЕСС,1996

  2. Волина В. В. Математика. Екатеринбург,АРД ЛТД,1997

  3. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  4. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя. Москва, Просвещение, 1996

  5. Жикалкина Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. Москва, Новая школа, 1996

  6. Тихомирова Л. Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения: пособие для учителей начальных классов, воспитателей детского сада. Москва, ТЦ «Сфера»,2001

  7. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения.4 класс. Москва, Просвещение, 2009

  8. Голубь В. Т. КИМ. Итоговое тестирование (математика, русский язык). 3 класс. Воронеж, 2010

  9. Интернет – ресурсы.




I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».


Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов.


Личностные результаты:

    • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

    • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

    • воспитание чувства справедливости, ответственности;

    • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные :


  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты :

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

  • основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;

  • овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;

  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах. 

В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся научатся:

  • отличать свойства арифметических действий;

  • способы сравнения и измерения площадей;

  • состав многозначных чисел в пределах миллиона;

  • названия геометрических фигур;

  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Получат возможность научиться:

  • устно выполнять вычислительные приемы;

  • использовать знания для решения заданий;

  • узнавать и изображать геометрические фигуры;

  • строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;

  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

  • осуществлять самостоятельный поиск решений.




II. Содержание внеурочной деятельности «Занимательная математика» 3 класс



Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в третьем классе.

Числа и операции над ними (2ч.). Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Познавательная игра «Семь вёрст…».

Арифметические фокусы, игры, головоломки (3ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.

Наглядная геометрия (2ч.). Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат».

Занимательные задачи ( 5 ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Решение задач международной олимпиады «Кенгуру». Решение нестандартных задач.

Жизнь замечательных людей. ( 1 ч. ) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.

Подводим итоги (1 ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги».


Формы организации внеурочной деятельности:


Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.


Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных , сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.


На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на мини- группы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


Организация работы по программе в основном коллективная.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят
вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание,
взаимовыручка, коллективизм, дружба. Используются теоретические и
практические занятия.

Основные виды внеурочной деятельности обучающихся:
-знакомство с научно-популярной литературой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы;
- практические работы.


Методы организации внеурочной деятельности:
Для реализации программы предлагаются следующие методы :

Словесный метод:

    • Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

    • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

Метод наглядности:

    • Наглядные пособия и иллюстрации.

Практический метод:

    • Тренировочные упражнения;

    • практические работы.

Объяснительно-иллюстративный:

    • Сообщение готовой информации.

Частично-поисковый метод:

    • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



П\П

ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Вводное занятие «Математика- царица наук»

1

2.

Числа и операции над ними

2

3.

Арифметические конкурсы, игры, головоломки

3

4.

Наглядная геометрия

2

5.

Занимательные задачи

5

6.

Жизнь замечательных людей.

1

7.

Подводим итоги

1


ИТОГО:

15











III. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная математика» 3класс

пп

Тема занятия


Кол – во часов

Формы организации и виды деятельности

Основные виды внеурочной деятельности


Дата проведения занятия

по плану

фактически

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

коллективная беседа


определяют интересы, склонности обучающихся.



2

Числа великаны.


1

коллективный счёт


игра

работают с таблицей разрядов, выполняют коллективный счёт, играют в игру «Знай свой разряд»



3

Гонка за лидером: меры в пословицах.

1

игра

работа с пословицами

работают с алгоритмом, с пословицами, играют в игру «Гонка за лидером»



4

Головоломки.

1

головоломки

Расшифровывают закодированные слова.



5

Магические квадраты

1

магические квадраты

Разгадывают магические квадраты



6

Арифметические ребусы

1

ребусы

Разгадывают математические ребусы



7

Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию».

1

путешествие

Решают задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.




8

Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат».


1

игра


Решают задачи, формирующие геометрическую наблюдательность.








9

Задачи- смекалки

1

Задачи-смекалки


Решают задачи- смекалки



10

Логические задачи


1

Логические задачи


Решают логические задачи




11

Задачи-шутки


1

Задачи- шутки

Решают задачи -щутки



12

Нестандартные задачи

1

Нестандартные задачи

Решают нестандартные задачи



13


Задачи на противоречия

1

Задачи на противоречия

Решают задачи на противоречия.







14

Великие математики древности

1


Беседа, презентация

Смотрят презентацию, обсуждают



15

Круглый стол «Подведём итоги»

1

Круглый стол

Оценивают результаты усвоения учебного материала, делают выводы, планируют действия по устранению выявленных недочётов, проявляют заинтересованность в расширении знаний и способов действий.