В основу рабочей программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» положены следующие нормативно-правовые и распорядительные документы:
ст. 12 , 28, 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»,
ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373 с изменениями от 26.11.2012 №1241, от 22.09.2011 №2357)( с изменениями и дополнениями);
письмом Минобрнауки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 №189) ( с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29.07.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда, развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически сравнивают объекты, выполняют простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполняют правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение делают доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделают собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
На внеурочную деятельность «Занимательная математика» в 3 классе выделено 0,5 часа в неделю (15 ч в год) по заявлениям родителей и желанию обучающихся.
Для реализации данной программы используются учебники и методические пособия:
Волина В. В. Праздник числа (серия «Учимся играя»). Москва, АСТ – ПРЕСС,1996
Волина В. В. Математика. Екатеринбург,АРД ЛТД,1997
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя. Москва, Просвещение, 1996
Жикалкина Т. К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. Москва, Новая школа, 1996
Тихомирова Л. Ф. Математика в начальной школе: развивающие игры, задания, упражнения: пособие для учителей начальных классов, воспитателей детского сада. Москва, ТЦ «Сфера»,2001
Волкова С. И. Математика. Устные упражнения.4 класс. Москва, Просвещение, 2009
Голубь В. Т. КИМ. Итоговое тестирование (математика, русский язык). 3 класс. Воронеж, 2010
Интернет – ресурсы.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика».
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные :
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты :
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся научатся:
отличать свойства арифметических действий;
способы сравнения и измерения площадей;
состав многозначных чисел в пределах миллиона;
названия геометрических фигур;
способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Получат возможность научиться:
устно выполнять вычислительные приемы;
использовать знания для решения заданий;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
осуществлять самостоятельный поиск решений.
II. Содержание внеурочной деятельности «Занимательная математика» 3 класс
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в третьем классе.
Числа и операции над ними (2ч.). Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Познавательная игра «Семь вёрст…».
Арифметические фокусы, игры, головоломки (3ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.
Наглядная геометрия (2ч.). Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат».
Занимательные задачи ( 5 ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Решение задач международной олимпиады «Кенгуру». Решение нестандартных задач.
Жизнь замечательных людей. ( 1 ч. ) Знакомство с великими математиками древности Архимедом и Пифагором.
Подводим итоги (1 ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги».
Формы организации внеурочной деятельности:
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных , сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на мини- группы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Организация работы по программе в основном коллективная.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят
вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание,
взаимовыручка, коллективизм, дружба. Используются теоретические и
практические занятия.
Основные виды внеурочной деятельности обучающихся:
-знакомство с научно-популярной литературой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы;
- практические работы.
Методы организации внеурочной деятельности:
Для реализации программы предлагаются следующие методы :
Словесный метод:
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
Метод наглядности:
Практический метод:
Объяснительно-иллюстративный:
Частично-поисковый метод:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№П\П | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
1. | Вводное занятие «Математика- царица наук» | 1 |
2. | Числа и операции над ними | 2 |
3. | Арифметические конкурсы, игры, головоломки | 3 |
4. | Наглядная геометрия | 2 |
5. | Занимательные задачи | 5 |
6. | Жизнь замечательных людей. | 1 |
7. | Подводим итоги | 1 |
| ИТОГО: | 15 |
III. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Занимательная математика» 3класс
№ пп | Тема занятия | Кол – во часов | Формы организации и виды деятельности | Основные виды внеурочной деятельности | Дата проведения занятия |
по плану | фактически |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | коллективная беседа | определяют интересы, склонности обучающихся. | | |
2 | Числа великаны. | 1 | коллективный счёт игра | работают с таблицей разрядов, выполняют коллективный счёт, играют в игру «Знай свой разряд» | | |
3 | Гонка за лидером: меры в пословицах. | 1 | игра работа с пословицами | работают с алгоритмом, с пословицами, играют в игру «Гонка за лидером» | | |
4 | Головоломки. | 1 | головоломки | Расшифровывают закодированные слова. | | |
5 | Магические квадраты | 1 | магические квадраты | Разгадывают магические квадраты | | |
6 | Арифметические ребусы | 1 | ребусы | Разгадывают математические ребусы | | |
7 | Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». | 1 | путешествие | Решают задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. | | |
8 | Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат». | 1 | игра | Решают задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. | | |
9 | Задачи- смекалки | 1 | Задачи-смекалки | Решают задачи- смекалки | | |
10 | Логические задачи | 1 | Логические задачи | Решают логические задачи | | |
11 | Задачи-шутки | 1 | Задачи- шутки | Решают задачи -щутки | | |
12 | Нестандартные задачи | 1 | Нестандартные задачи | Решают нестандартные задачи | | |
13 | Задачи на противоречия | 1 | Задачи на противоречия | Решают задачи на противоречия. |
| |
14 | Великие математики древности | 1 | Беседа, презентация | Смотрят презентацию, обсуждают | | |
15 | Круглый стол «Подведём итоги» | 1 | Круглый стол | Оценивают результаты усвоения учебного материала, делают выводы, планируют действия по устранению выявленных недочётов, проявляют заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | | |