МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23»
(с углубленным изучением отдельных предметов)
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»
Рассмотрено ________________________________ (подпись) Руководитель МО Протокол № __________________ от «_____» ______________20___ г. | Согласовано ____________________________ (подпись) Зам. директора по УВР «_____» ______________20___ г. | Утверждено _______________________________ (подпись) Директор школы Г.А. Афонский «_____» ______________20___ г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Занимательная__математика
______4 Б________ класса
2015 / 2016 учебный год
Составлена учителем: Петровой Н.И
г.Якутск
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам», в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и учебным планом .
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Курс «Занимательная математика» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Основными принципами работы курса являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
-индивидуальный подход к учащимся
В курсе « Занимательная математика» применяются технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- игровые технологии;
- технология разноуровневого обучения;
- проблемное обучение;
- здоровьесберегающая технология;
- групповые технологии
Использование игровых технологий вовлекает учащихся в творческую деятельность. В процессе игры снижается напряжение, скованность, нерешительность, нарастает интерес.Внедрение технологии разноуровневого обучения даёт возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.
При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:
- умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
- самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
-креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
ЗСТ влияет на формирование гармоничной, творческой личности, школьное воспитание влияет в решении проблем социальной адаптации учащихся, на развитие личности ученика и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.
Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях по РПС в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Все занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребенка, развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
Методы стимулирования и мотивации:
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
Содержание курса
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Содержание программы 4 класс
Сравнение (2 часа) Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика (3 часа) Решение задач с помощью таблиц и графов.
Элементы логики (11 часов) Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения (13 часов) Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал (5 часа) Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи. Тематическое планирование занятий кружка "Умники и
Календарно – тематическое планирование
4 класс (34часа)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Вид деятельности | Форма деятельности |
1. | | | Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти мышления. | Тестирование. | Тестирование. |
2. | | | Концентрируем внимание. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Закономерности. | Познаватель-ная деятельность. | Игры на развитие внимания. |
3. | | | Тренируем внимание. Игра «Внимание». Анаграммы. Логически-поисковые задачи. | Познаватель-ная деятельность. | Игры на развитие внимания. |
4. | | | Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Развитие аналитических способностей. | Соревнование. | Игры на развитие памяти. |
5. | | | Тренируем зрительную память. Игра «Найди фигуру». Логически-поисковые здания. | Урок-игра. | Игры на развитие памяти. |
6. | | | Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игра «Первая одинаковая». | Игровая деятельность | Игры на развитие мышления. |
7. | | | Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. | Познаватель-ная деятельность | Игры на развитие внимания, воображения, мышления. |
8. | | | Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание», «Слоговица». Логические задачи. | Познаватель-ная деятельность | Задачи и упражнения на развитие мышления, воображения, внимания. |
9. | | | Концентрируем внимание. Игры «Внимание», «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
10. | | | Тренируем внимание. Игра «Лабиринт» | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие внимания и мышления. |
11. | | | Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и вообрази», «Закодированное слово». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
12. | | | Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды чисел», «Найди фигуру». Задачи на логику. | Игровая деятельность | Игры на развитие памяти. |
13. | | | Развиваем логическое мышление. Игры «Аналогия», «Первая- одинаковая». | Познаватель-ная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления. |
14. | | | Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази без предмета», «Художник», «Фантазёр». Ребусы. | Познаватель-ная деятельность | Задачи и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. |
15. | | | Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. Составление ребусов. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, воображения. |
16. | | | Концентрируем внимание. Игры «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку» | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
17. | | | Тренируем внимание. Игры «Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
18. | | | Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази выражение», «Найди пару», «Поставь точку». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
19. | | | Логически-поисковые задачи. Тренируем зрительную память. Игры «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
20. | | | Развиваем логическое мышление. Игры «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха. | Познаватель-ная деятельность | Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
21. | | | Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание оп перекладыванию спичек. | Познаватель-ная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
22. | | | Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание», «Шифровальщик», «Многозначные слова». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. |
23. | | | Концентрируем внимание. Игры «Слоговица», «Найди слово». Антонимы. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и внимания. |
24. | | | Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры «Лабиринт», «Слоговица». Пословицы». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
25. | | | Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
26. | | | Тренируем зрительную память. Игры «Найди фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Штриховка. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
27. | | | Развиваем логическое мышление. Поиск закономерностей. Игры «Первая - одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия» | Познаватель-ная деятельность | Игры и упражнения на развитие логического мышления. |
28. | | | Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. | Познаватель-ная деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления и воображения. |
29. | | | Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления, быстроты реакции». |
30. | | | Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово». Графический диктант. | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие мышления, внимания, речи. |
31. | | | Тренируем внимание. Игры «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». | Игровая деятельность | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. |
32. | | | Тренируем слуховую память. Игра «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | Познаватель ная деятельность. | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. |
33. | | | Совершенствуем воображение. Игры «Внимание», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Игровая деятельность. | Игры и упражнения на развитие памяти, воображения. |
34. | | | Конкурс эрудитов. | Тестирование. | Тестирование. |
Материально- техническое и учебно - методическое обеспечение рабочей программы
Методические пособия:
1.О.А.Холодова « Юным умникам и умницам » Информатика,, логика, математика.
Методическое пособие, 1 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.
2.Рабочая тетрадь ( 2 части), О.А.Холодова « Юным умникам и умницам » Информатика,, логика, математика. 1 класс, программа курса «РПС», Москва, Издательство РОСТ, 2011 г.
3.Айзенк Х.и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка. – М., 2010г.
4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно- развивающие упражнения для учащихся 1-4 классов.-М., 2010г.
5.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей .-М.2011г.
6.Дьяченко О.М..Лото «Весёлые человечки» -М; Линка – пресс 2010г.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010г.
2. Мультимедийные пособия: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
3.Методическое обеспечение:
разработка занятий, наглядные пособия, подборка информационной и справочной литературы, кассеты с записями детской музыки и т.д., треугольники, разрезные карточки, книги серии Развивающие игры», простой и цветной карандаши, краски, настольные игры, учебная доска.