СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровье человека - очень важная тема для разговора особенно в 21 веке.

В уставе ВОЗ здоровье определяется, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье, во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках географии»

Здоровьесберегающие технологии на уроках географии.

Морозова Оксана Владимировна учитель географии.

Здоровье человека - очень важная тема для разговора особенно в 21 веке.

В уставе ВОЗ здоровье определяется, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье, во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости.

В современном обществе здоровье становится еще и условием выживания.

В процессе воспитания человека в семье, детском саду, школе, здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

Факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей:

  • Использование учителем методик направленных на закрепощение организма в режиме неподвижности;

  • Длительная работа в закрытых помещениях (угнетение эмоций, снижение иммунитета);

  • Увлечение педагогом интеллектуальными методиками развития, в ущерб чувственному;

  • Вербальный принцип построения учебного процесса. Учитель - передающее программное устройство, ученик - принимающее программу.

Повсеместное, прогрессирующее ухудшение показателей здоровья детского контингента населения страны, ставят перед органами управления образованием, администрациями школ, научными учреждениями проблему поиска новых, более совершенных доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой, в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботится о своем здоровье и бережно относится к здоровью других людей.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно – ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, разнообразные игровые технологии.

Личностно – ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.

Перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заитересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач я применяю следующие компоненты:

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- использование проблемных творческих заданий;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- рациональная и эффективная смена деятельности на уроке, соблюдение этапов урока, дозировки объема учебного материала;

- оптимальная дозировка домашнего задания;

- создание условий для проявления творческой активности ( стихотворения, рисунки по изучаемой теме, кроссворды, стенные газет, мини-модели географических объектов и т.д), привлечение обучающихся к участию в мероприятиях разного уровня;

- физкультминутки: для повышения умственной работоспособности, предупреждения наступления утомления и снятия статического напряжения.

- задания, сопровождающиеся музыкой, помогают вовлечь, активируют и пробуждают интерес к деятельности вообще. Возможно с помощью музыки снятие психоэмоциального напряжения в группе, войти в нужное эмоциональное состояние. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбужденных или наоборот раскрепостить детей.

- в среднем звене использую метод релаксации;

- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены;

- выполнение требований СанПин (ростовые парты, правильная посадка, чередование ряда для учащихся с ассиметричной осанкой и сколиозом, соблюдение гигиенических правил).

Упражнения, которыми я пользуюсь, в среднем звене, чтобы снять утомление с плечевого пояса:

  1. И. П.Сидя или стоя. Руки на поясе.1- правую руку вперед, левую вверх ,2- переменить положение рук, повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Голову наклонить вперед.

  2. И. П.Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – локти свести вперед, голову наклонить вперед, 3-4 локти назад. Прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями.

Упражнение для мобилизации внимания:

И.П.- стоя. Руки вдоль туловища, 1- правую руку на поясе, 2- левую на поясе, 3- правую руку на плечо, 5- правую руку вверх, 6- левую руку вверх, 7-8 хлопки руками над головой, 9- опустить левую руку на плечо, 10- правую руку на плечо. 11- левую руку на пояс, 12- правую руку на пояс, 13-14- хлопки руками по бедрам. Темп 1- раз медленно, 2-3 средний, 4-5 быстрый. 6- медленный.

Упражнения со зрительными метками:

Игровым объектом может служить, материк, города на карте и т.д.

Методика выполнения упражнения:

-Выполняется стоя. Объясняется задача: «Вот материк, на котором необходимо разместить географические объекты. Соблюдать следующие правила: стоять прямо, не двигаясь с места. Поворачивать голову или не поворачивать, найти географический объект и назвать его».Темп выполнения произвольный, продолжительность 1 минута.


Метод релаксации, используя спокойную музыку, например «Звуки природы» предлагаю:

- Закройте глаза, ощутите чувство приятного покоя, тепла, комфорта. Представьте себе полянку, на которой растет мягкая травка, вы лежите на ней, как на перине, над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стекочет кузнечик, чувствуете, лучик солнца, гладит вам щеки, рисует вам улыбку. А теперь на счет 3, откройте глаза. Вы, чудесно отдохнули.

Учитель не должен забывать о том, что урок-это есть часть жизни ребенка и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Здоровьесберегающий урок- это, прежде всего урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность обучающихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддерживает внимание и интерес обучающихся. Умения педагога и способы обучения, позволяют обучающимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.