СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассмотрены особенности здоровьесберегающих технологий в доу, возможность и варианты их применения в своей деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.»

Приложение

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.

По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье; организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

  • проведение профилактической оздоровительной работы;

  • ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

  • мотивация детей на здоровый образ жизни;

  • формирование полезных привычек;

  • формирование валеологических навыков;

  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.



Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;

  • предупреждении утомляемости;

  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

  • активизации кровообращения;

  • активизации мышления;

  • повышении интереса детей к ходу занятия;

  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;

  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

  • тренировать дыхательный аппарата;

  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

  • повысить защитные механизмы организма;

  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;

  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук, творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;

  • действия с предметами или материалами;

  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для снятия напряжения, предупреждения утомления, тренировки глазных мышц, укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;

  • развитие познавательных психических процессов;

  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание этюдов с использованием мимики и пантомимы, этюдов на изображение эмоций или качеств характера, этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;

  • развитие двигательной сферы детей;

  • укрепление мышечного корсета;

  • совершенствование познавательных процессов;

  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность проявить эмоции, переживания, фантазию, самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, избавиться от страхов,стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.



Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;

  • цветотерапию;

  • музыкотерапию;

  • витаминотерапию;

  • физиотерапию;

  • гелиотерапию;

  • песочную терапию.

В своей деятельности использую такие виды здоровьесберегающих технологий:

  • технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные, занятия, проблемно-игровые, речевые игры, беседы, точечный самомассаж;

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика;

  • коррекционные технологии: технологии развития эмоционально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.

Задачи этих групп связаны с общими задачами здоровьесберегающих технологий, применяемых мною.

В своей деятельности активно использую методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию: парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой, звуковое дыхание М. Л. Лазарева, дыхательный тренинг по методу биологической обратной связи А. А. Сметанкина.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений, также обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников. Считаю важным применение нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, трубочек, вертушек, и др. При использовании такой атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в физкультурно-оздоровительном процессе. Разработанные комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.

Также уделяется внимание профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Использую различное нетрадиционное оборудование для интереса к выполнению данных упражнений. Для достижения положительного результата включаю упражнения во все режимные моменты. Регулярно применяю дорожки здоровья, массажные коврики и т. д.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.