СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зима недаром злится, весенние воды фр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зима недаром злится, весенние воды фр»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»


Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании



Конспект урока по «Литературному чтению» во 2 «А» классе


Допуск к проведению урока:

студентка 3 «В» группы

________________

Методист:

________________

Классный руководитель

_______________

Оценка за урок:

____________________________


Астрахань, 2021 г.

Дата: 02.03.2021 г.

Класс: 

Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится... Весенние воды» (стр. 110)
Тип урока: урок открытия нового знания.

Место урока в изучаемой теме: 2 урок в разделе «Люблю природу русскую. Весна»

Цели:  познакомить учащихся с творчеством Ф.И.Тютчева, с его стихотворением «Зима недаром злится»; формировать умение анализировать художественный текст; работать над навыком осознанного и выразительного чтения; расширять знания учащихся о лексическом значении слова, расширять знания об окружающем мире, а также воспитывать бережное отношение к природе и чувство прекрасного на примерах произведений поэтов.

Планируемые результаты

  • Предметные:

познакомятся с произведением Ф.И.Тютчева «Зима злится недаром»; научатся читать правильно , выразительно, целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание;

  • Метапредметные

  • Познавательные: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; развитие операций мышления; анализировать стихотворение с целью выделения в нём существенных признаков: обобщать; формирование умения работать с информацией, текстом; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; делать самостоятельные выводы.

  • Регулятивные: самоопределение, определять и формулировать цель своей деятельности на данном этапе урока, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, умение оценивать качество выполнения работы на уроке в соответствии с принятыми требованиями

  • Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения по прочитанному; сотрудничать в группе, оформлять свои мысли в речевых ситуациях

  • Личностные:

  • формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся; оценивать поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм;

  • ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово;

  • выражение своего мнения, адекватно реагируют на замечания, проявляют самостоятельность в разных видах деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть Климанова, Горецкий, Школа России ; презентация ; портрет Тютчева; картины художников ( И. Левитан «Март»; А. Саврасов «Грачи прилетели»;  ); рисунки с образами Весны и Зимы, конспект урока.



Технологическая карта урока литературного чтения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап


- Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Павловна, и сегодня урок «Литературного чтения» проведу у вас я. Садитесь, пожалуйста.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Будем грамотно читать

Чтобы много, много знать!

- Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, все ли у вас на месте? Учебник, дневник, (ручка, карандаш).

-Давайте правильно сядем за парту: спинка прямая, ноги стоят на полу, ручки сложите правильно.

Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

-самостоятельно организовывать своё рабочее место

-осознавать необходимость рабочего настроя на уроке;

настраивать себя на продуктивную работу

Коммуникативные:

-уметь слушать и понимать других

2. Актуализация знаний.










Проверка домашнего задания

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, с каким разделом вы начали знакомиться?

- Как вы думаете, почему этот раздел так называется? Какие произведения входят в этот раздел?

- С какими произведениями вы уже знакомы?

- Да, ребята, все верно, и сегодня мы с вами продолжим изучать этот раздел и познакомимся с новым произведением.


- Но прежде чем переходить к нему, давайте проверим ваше домашнее задание

Плещеев «Весна» наизусть



- Люблю природу русскую. Весна


- В этот раздел входят произведения русских писателей про весну, про их любовь к природе

«Весенние загадки», Плещеев «Весна».

Коммуникативные:

-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

- оформлять свои мысли в устной форме: грамотно строить речевые высказывания

- уметь слушать других и вступать в диалог


  1. Первичный синтез

Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

Беседа




























































Физкультминутка






























Этап первичного восприятия
























Этап выявления специфики восприятия

(проверка первичного восприятия)


Беседа






Словарная работа














Этап повторного чтения.

и анализа

художественного

произведения

Выборочное чтение





- Ребята, а скажите, какое сейчас время года?
- Да, ребята, наступила весна.

- А какое время года предшествует весне?

- Верно. Ребята, назовите признаки зимы.













-Опишите это время года? Какая зима у нас бывает?
- Молодцы!

- Ребята, скажите, отличается ли весна от зимы?

- Скажите, какие изменения происходят в природе с наступлением весны?
(учитель для подсказки показывает на слайде картинки весны и зимы)







Вы совершенно правы, ребята, а еще зимой дни короткие, утром солнышко поздно встает, а вечером рано садится, а весной день становится длиннее, солнце светит ярче и теплее.



- А теперь, давайте посмотрим с вами в окно, что-то изменилось после зимы?

(а вообще смотрю по обстоятельствам)

- Да, ребята, но сейчас особых изменений мы пока не видим, но скоро все расцветет и зазеленеет. Вы любите весну?



- И очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.

- Как вы думаете, почему же?

( на слайде картины художников)



- Кто–нибудь уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Верно, ребята. Я уже говорила вам, что многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них – Федор Иванович Тютчев, со стихотворением которого мы сегодня и будем знакомиться.

(на слайде портрет Федора Ивановича Тютчев)
- Ребята, вам уже знаком этот поэт?

(если да, спрашиваю, что вы можете сказать о нем, могу обратить внимание на портрет, на черты лица, внешность)
- Ребята, а теперь сядьте правильно и послушайте

Федор Иванович Тютчев.  Родился он 5 декабря 1803 года. Родители Фёдора были не богатыми. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, и уже с 12 лет писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них с удовольствием читают и дети. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся на уроке.



- Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте немного разомнемся

- Встаньте возле своих парт и повторяйте за мной

Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) 
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед) 
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны) 
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево) 
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)

- А теперь тихонько садитесь на свои места















- Ребята, откройте учебник на странице 110.

Обратите внимание, у этого стихотворения нет названия, если нет названия, как мы определяем название?
- Давайте прочитаем первую строчку, как же называется это стихотворение?


Теперь сядьте правильно

- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушаете.














Учитель читает стихотворение наизусть.

- Ребята, кто главные герои стихотворения?


- Какое настроение хотел передать нам автор? Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?


- Почему вы так считаете?


- Ребята, в стихотворении встретились слова, значения которых вам могут быть неизвестны. Поэтому, перед повторным чтением, давайте узнаем их значение

(остальные в процессе анализа)

Посмотрите на слайд и давайте их прочитаем

На слайде представлены слова с их толкованием










- Итак, теперь прочитаем стихотворение

(при трудностях направляю, помогаю)

- Кто прочитает первое четверостишие? Давайте, а остальные слушают и следят
- Что описывает автор в этом четверостишии?



- Что чувствует Зима?

- Скажите, а почему же начала злиться зима? Найдите в тексте и прочитайте.

- Что значит «прошла ее пора»?



- В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте
- С каким настроением читать эти строки?

Почему?





- Давайте прочитаем второе четверостишие

- Как природа отреагировала на приход весны?
- Как вы понимаете выражение «и все засуетилось»? что происходит в природе с наступлением весны?

( в случае затруднения, использую словарь в конце учебника стр. 215)

-Какие птицы встречают весну своим пением? Как автор об этом пишет? прочитайте

- Что значит «подняли трезвон»?

- А в каком темпе мы будем читать это четверостишье? С каким настроением?

- Верно, все заторопилось, все начало оживать


- Кто прочитает 3 четверостишье?
- Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы. Что делает Зима?

- Ребята, а что значит «хлопочет»?

- Да, она усердно не хочет уходить, ругается

- А что делает Весна, прочитайте?


- Как можно по-другому сказать, подберите синоним к «хохочет»

- Ребята, а зима может ворчать, а весна смеяться в реальном мире?

- Кого напоминают Весна и Зима?

- Верно, в этом стихотворении Зима и Весна - живые существа, которые борются друг с другом. Поэтому в тексте они пишутся с большой буквой. Автор наделяет их человеческими качествами, используя какое средство выразительности, вспомните, как он называется?

( если не знают, говорю что, для их оживления Тютчев использует прием олицетворение – то есть наделение неодушевленных предметов человеческими качествами.

- Ребята, а согласны вы с тем, что действия зимы и весны противопоставляются (противоположны) друг другу?

- Этот прием называется контраст или противопоставление. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборства добра и зла, старого и нового.

- Кто хочет прочитать 4 и 5 четверостишье?

- Что значит «взбесилась»

- Найдите в тексте, как поэт называет зиму?

- А как называет весну? Почему?



-Как отреагировала Весна на проказы Зимы? Найдите в тексте и прочитайте.

- Что значит «горя мало»?

- Да, ребят, так говорят о том, кто чувствует себя спокойно, когда нужно тревожиться или действовать, он равнодушен ко всему, так и красавице Весне нипочем проказы Зимы

- Как вы думаете, на чьей стороне автор?


- А как вы относитесь к зиме?

Правильно, ведь и Зима была по – своему хороша. Так уж  в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно.

- Ребята, каким голосом надо читать эту часть?  Почему?



-Весна


- Зима


- Зимой приходят морозы, солнце греет мало, дни становятся короче, замерзают почва, реки и озера, земля покрыта снегом, деревья стоят без листвы, а звери впадают в зимнюю спячку


- Холодная, снежная, морозная, белая.
- Да

- С наступлением весны становится теплее, чем зимой, от весеннего тепла начинает таять снег, бегут ручьи, распускаются первые цветы (подснежники), набухают почки на деревьях, трава зеленеет. Птицы возвращаются с юга. Звери выходят с зимней спячки.



(дети наблюдают)


- стало теплее, солнце светит, снег тает



- Да




-Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы.

- О наступлении весны








( если знаком, дети отвечают согласием, если нет, то отрицанием)



Слушают учителя.
















Выполняют физ. разминку































- По первой строчке





Читают; Зима недаром злится


Слушают учителя.
















- Зима и Весна


- Стихотворение проникнуто радостным, бодрым настроением, даже немного волнительно.


-С наступлением весны все оживает, становится радостно и легко.


Один ученик читает.

1 ученик читает по одному слову

Недаром - не напрасно, не зря

Нудит вон – вынуждает уйти, выгоняет.

Наперекор – вопреки, назло












Один читает




- Автор описывает действия и эмоции Зимы и весны.

- Она злится.

- Прошла ее пора,


- Прошло ее время, наступает Весна, Зиме нужно уходить

- «Весна в окно стучится и гонит со двора»

- Радостным, все оживает




Один читает


- Все начало действовать торопливо

побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы



- И жаворонки в небе, уж подняли трезвон

- Звонко запели

- Быстром, бодрым и веселым




Один читает


- зима – хлопочет, ворчит;

- занимается чем-то очень усердно


- весна – хохочет, шумит


- нет

- людей


- олицетворение









- да







Один читает

- Очень сильно разозлилась

- Ведьма злая

-Прекрасное дитя. Потому, что Весна молодая приходит на смену старой злой Зиме

- Весне и горя мало, умылася в снегу


- безразлично





- Он радуется весне, и осуждает зиму, за то, что она не хочет уходить

- Хорошо




- Бодрым, так как Весна всё равно побеждает



Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других

выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-аргументация своего мнения и позиции.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.
















































Регулятивные: организация внимания и самоконтроля;

Снятие напряжения и усталости во время проведения физ.минутки

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Познавательные: восприятие на слух глаголов движения

Метапредметные: овладение навыками физ. упражнений для снятия усталости











Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

Познавательные:

моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное

сотрудничество в поиске и выборе информации;

- слушать и понимать речь других

-выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-аргументация своего мнения и позиции.


Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; Познавательные: общеучебные –умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- аргументация своего мнения и позиции;

- коррекция и оценка действий партнера




Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.








































  1. Вторичный синтез




















Работа над основной идеей.





































Этап объяснения

домашнего задания


- Ребята, а теперь давайте мы с вами прочитаем это стихотворение выразительно.

Но сначала подготовимся,

В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем?


- С какой интонацией мы будем читать о зиме?

- А как мы покажем, что весна не унывает? С какой интонацией мы будем читать о весне?


Итак, а сейчас устроим небольшой конкурс чтецов. Сейчас я вызову 3 человек к доске. Те, кого я вызову, будут по очереди читать стихотворение громко и выразительно. А мы с вами потом определим, кто же лучше справился с поставленной задачей.

Учитель вызывает учеников к доске.

Затем вместе с учениками анализирует, кто лучше прочитал.


- Итак, дети, мы с вами прочитали стихотворение.

Что же хотел показать нам автор?

- Да, ребята, это стихотворение о борьбе Зимы и Весны, два разных образа и настроения. Но автор хотел нам показать на примере смены времен года, что как каждое время года приходит и уходит в назначенное ему время, так меняется и наша жизнь, постоянно обновляется, что на смену старым надоевшим вещам всегда приходит новое и желанное. Нужно принимать эти изменения, и не стоять на месте, постоянно развиваться и узнавать что-то новое. Поэт подчеркнул уходящую зиму как уходящее от людей что-то старое, злое. А образ весны в этом стихотворении – символ молодости, пример для подражания любому молодому человеку, который стремится сделать мир лучше, добрее и красивее.

- Скажите, похоже это стихотворение на сказку? Почему?

- Верно, ребята, здесь 2 волшебных героя, и как во всех хороших сказках, добро победило зло.

- А теперь, давайте с вами поиграем с нашим воображением. Представьте, что вы художники. И если бы вам пришлось цветами нарисовать картину к этому стихотворению, то какие цвета вы бы выбрали? И почему?

Для этого используйте палитру цветов на слайде

(На слайде палитра из цветов)

- А если бы вам нужно было нарисовать портрет зимы и весны как человека, то что бы вы изобразили? Как бы выглядела Зима? Весна? Опишите словесно.

- Давайте посмотрим в учебник и сравним ваши образы и с иллюстрацией? Похоже?

- Молодцы!



- А сейчас отложите книги, откройте дневники и запишите домашнее задание (записываю на доске)

Выучить стихотворение стр. 110 наизусть


-В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны, но Весна упорно наступает, не медлит

- сердито, гневно

- бодро, радостно, оживленно












Три ученика выходят к доске и по очереди читают стихотворение



- смену времен года, что природа изменчива
















- на сказку

-Потому что, Зима и Весна – как живые существа.



- Белый - потому что снег еще лежит. Желтый - потому что солнце светит. Зеленый - потому что зелень появляется


-Зима: седая старуха, злое

выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)

-Весна: молодая девушка,

радостное выражение лица, яркая одежда, кудрявые волосы




Записывают Д\З


Познавательные:

-формулировать ответы и выводы;

- осознанно строить ответ в устной форме;

- строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

-аргументировать свое мнение;

-учитывать мнения своих одноклассников;

-аргументировать собственное мнение;
- выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

слушать и понимать речь других.

  1. Подведение итогов















Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги

-С творчеством, какого автора мы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о его жизни и творчестве?

- А с каким произведением Федора Ивановича Тютчева мы сегодня познакомились?

- Вам понравилось стихотворение? Что вы почувствовали, когда читали?

-  Как Тютчеву удалось передать  торжество, победу Весны над Зимой?

( с помощью каких литературных приемов)?

Чему учат нас такие стихотворения о природе? 

Хорошо, а теперь посмотрите на слайд и оцените свою работу на сегодняшнем уроке:

  • На сегодняшнем уроке я работал (как?)…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • Я узнал (что?)

  • Мне было непонятно (что?)

  • Больше всего мне понравилось (Что?)

Молодцы, я довольно вашими достижениями на уроке, мне было приятно с вами работать. До свидания!



- Мы познакомились с Ф.И. Тютчевым.

- Ф. И. Тютчев.С детства писал стихи. Писал много о природе

- «Зима недаром злится»

- Да, небольшое волнение за весну, и радость, потому, что она все равно победила зиму


- Путём контраста и олицетворения


- Любить природу, понимать неизбежность ее изменений, бережно относиться к ней


Оценивают свои достижения

Познавательные:

- умение структурировать знания;

- оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли. Регулятивные:

- волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Личностные: Показывают при помощи рефлексии свой интерес к уроку.