Первичный синтез Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Беседа Физкультминутка Этап первичного восприятия Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия) Беседа Словарная работа Этап повторного чтения. и анализа художественного произведения Выборочное чтение | - Ребята, а скажите, какое сейчас время года? - Да, ребята, наступила весна. - А какое время года предшествует весне? - Верно. Ребята, назовите признаки зимы. -Опишите это время года? Какая зима у нас бывает? - Молодцы! - Ребята, скажите, отличается ли весна от зимы? - Скажите, какие изменения происходят в природе с наступлением весны? (учитель для подсказки показывает на слайде картинки весны и зимы) Вы совершенно правы, ребята, а еще зимой дни короткие, утром солнышко поздно встает, а вечером рано садится, а весной день становится длиннее, солнце светит ярче и теплее. - А теперь, давайте посмотрим с вами в окно, что-то изменилось после зимы? (а вообще смотрю по обстоятельствам) - Да, ребята, но сейчас особых изменений мы пока не видим, но скоро все расцветет и зазеленеет. Вы любите весну? - И очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне. - Как вы думаете, почему же? ( на слайде картины художников) - Кто–нибудь уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Верно, ребята. Я уже говорила вам, что многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них – Федор Иванович Тютчев, со стихотворением которого мы сегодня и будем знакомиться. (на слайде портрет Федора Ивановича Тютчев) - Ребята, вам уже знаком этот поэт? (если да, спрашиваю, что вы можете сказать о нем, могу обратить внимание на портрет, на черты лица, внешность) - Ребята, а теперь сядьте правильно и послушайте Федор Иванович Тютчев. Родился он 5 декабря 1803 года. Родители Фёдора были не богатыми. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, и уже с 12 лет писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них с удовольствием читают и дети. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся на уроке. - Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте немного разомнемся - Встаньте возле своих парт и повторяйте за мной Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки) Раз - нагнулся, Два - нагнулся, (наклоны корпуса вперед) Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) Ключик, видно, не нашел. (повороты вправо и влево) Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (руки на поясе, подняться на носочки) - А теперь тихонько садитесь на свои места - Ребята, откройте учебник на странице 110. Обратите внимание, у этого стихотворения нет названия, если нет названия, как мы определяем название? - Давайте прочитаем первую строчку, как же называется это стихотворение? Теперь сядьте правильно - Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушаете. Учитель читает стихотворение наизусть. - Ребята, кто главные герои стихотворения? - Какое настроение хотел передать нам автор? Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение? - Почему вы так считаете? - Ребята, в стихотворении встретились слова, значения которых вам могут быть неизвестны. Поэтому, перед повторным чтением, давайте узнаем их значение (остальные в процессе анализа) Посмотрите на слайд и давайте их прочитаем На слайде представлены слова с их толкованием - Итак, теперь прочитаем стихотворение (при трудностях направляю, помогаю) - Кто прочитает первое четверостишие? Давайте, а остальные слушают и следят - Что описывает автор в этом четверостишии? - Что чувствует Зима? - Скажите, а почему же начала злиться зима? Найдите в тексте и прочитайте. - Что значит «прошла ее пора»? - В каких словах говорится о том, что весна вот-вот придёт? Найдите их и прочитайте - С каким настроением читать эти строки? Почему? - Давайте прочитаем второе четверостишие - Как природа отреагировала на приход весны? - Как вы понимаете выражение «и все засуетилось»? что происходит в природе с наступлением весны? ( в случае затруднения, использую словарь в конце учебника стр. 215) -Какие птицы встречают весну своим пением? Как автор об этом пишет? прочитайте - Что значит «подняли трезвон»? - А в каком темпе мы будем читать это четверостишье? С каким настроением? - Верно, все заторопилось, все начало оживать - Кто прочитает 3 четверостишье? - Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы. Что делает Зима? - Ребята, а что значит «хлопочет»? - Да, она усердно не хочет уходить, ругается - А что делает Весна, прочитайте? - Как можно по-другому сказать, подберите синоним к «хохочет» - Ребята, а зима может ворчать, а весна смеяться в реальном мире? - Кого напоминают Весна и Зима? - Верно, в этом стихотворении Зима и Весна - живые существа, которые борются друг с другом. Поэтому в тексте они пишутся с большой буквой. Автор наделяет их человеческими качествами, используя какое средство выразительности, вспомните, как он называется? ( если не знают, говорю что, для их оживления Тютчев использует прием олицетворение – то есть наделение неодушевленных предметов человеческими качествами. - Ребята, а согласны вы с тем, что действия зимы и весны противопоставляются (противоположны) друг другу? - Этот прием называется контраст или противопоставление. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборства добра и зла, старого и нового. - Кто хочет прочитать 4 и 5 четверостишье? - Что значит «взбесилась» - Найдите в тексте, как поэт называет зиму? - А как называет весну? Почему? -Как отреагировала Весна на проказы Зимы? Найдите в тексте и прочитайте. - Что значит «горя мало»? - Да, ребят, так говорят о том, кто чувствует себя спокойно, когда нужно тревожиться или действовать, он равнодушен ко всему, так и красавице Весне нипочем проказы Зимы - Как вы думаете, на чьей стороне автор? - А как вы относитесь к зиме? Правильно, ведь и Зима была по – своему хороша. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно. - Ребята, каким голосом надо читать эту часть? Почему? | -Весна - Зима - Зимой приходят морозы, солнце греет мало, дни становятся короче, замерзают почва, реки и озера, земля покрыта снегом, деревья стоят без листвы, а звери впадают в зимнюю спячку - Холодная, снежная, морозная, белая. - Да - С наступлением весны становится теплее, чем зимой, от весеннего тепла начинает таять снег, бегут ручьи, распускаются первые цветы (подснежники), набухают почки на деревьях, трава зеленеет. Птицы возвращаются с юга. Звери выходят с зимней спячки. (дети наблюдают) - стало теплее, солнце светит, снег тает - Да -Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. - О наступлении весны ( если знаком, дети отвечают согласием, если нет, то отрицанием) Слушают учителя. Выполняют физ. разминку - По первой строчке Читают; Зима недаром злится Слушают учителя. - Зима и Весна - Стихотворение проникнуто радостным, бодрым настроением, даже немного волнительно. -С наступлением весны все оживает, становится радостно и легко. Один ученик читает. 1 ученик читает по одному слову Недаром - не напрасно, не зря Нудит вон – вынуждает уйти, выгоняет. Наперекор – вопреки, назло Один читает - Автор описывает действия и эмоции Зимы и весны. - Она злится. - Прошла ее пора, - Прошло ее время, наступает Весна, Зиме нужно уходить - «Весна в окно стучится и гонит со двора» - Радостным, все оживает Один читает - Все начало действовать торопливо побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы - И жаворонки в небе, уж подняли трезвон - Звонко запели - Быстром, бодрым и веселым Один читает - зима – хлопочет, ворчит; - занимается чем-то очень усердно - весна – хохочет, шумит - нет - людей - олицетворение - да Один читает - Очень сильно разозлилась - Ведьма злая -Прекрасное дитя. Потому, что Весна молодая приходит на смену старой злой Зиме - Весне и горя мало, умылася в снегу - безразлично - Он радуется весне, и осуждает зиму, за то, что она не хочет уходить - Хорошо - Бодрым, так как Весна всё равно побеждает | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -аргументация своего мнения и позиции. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: организация внимания и самоконтроля; Снятие напряжения и усталости во время проведения физ.минутки Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни Познавательные: восприятие на слух глаголов движения Метапредметные: овладение навыками физ. упражнений для снятия усталости Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - слушать и понимать речь других -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -аргументация своего мнения и позиции. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - аргументация своего мнения и позиции; - коррекция и оценка действий партнера Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли. |
Вторичный синтез Работа над основной идеей. Этап объяснения домашнего задания | - Ребята, а теперь давайте мы с вами прочитаем это стихотворение выразительно. Но сначала подготовимся, В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? - С какой интонацией мы будем читать о зиме? - А как мы покажем, что весна не унывает? С какой интонацией мы будем читать о весне? Итак, а сейчас устроим небольшой конкурс чтецов. Сейчас я вызову 3 человек к доске. Те, кого я вызову, будут по очереди читать стихотворение громко и выразительно. А мы с вами потом определим, кто же лучше справился с поставленной задачей. Учитель вызывает учеников к доске. Затем вместе с учениками анализирует, кто лучше прочитал. - Итак, дети, мы с вами прочитали стихотворение. Что же хотел показать нам автор? - Да, ребята, это стихотворение о борьбе Зимы и Весны, два разных образа и настроения. Но автор хотел нам показать на примере смены времен года, что как каждое время года приходит и уходит в назначенное ему время, так меняется и наша жизнь, постоянно обновляется, что на смену старым надоевшим вещам всегда приходит новое и желанное. Нужно принимать эти изменения, и не стоять на месте, постоянно развиваться и узнавать что-то новое. Поэт подчеркнул уходящую зиму как уходящее от людей что-то старое, злое. А образ весны в этом стихотворении – символ молодости, пример для подражания любому молодому человеку, который стремится сделать мир лучше, добрее и красивее. - Скажите, похоже это стихотворение на сказку? Почему? - Верно, ребята, здесь 2 волшебных героя, и как во всех хороших сказках, добро победило зло. - А теперь, давайте с вами поиграем с нашим воображением. Представьте, что вы художники. И если бы вам пришлось цветами нарисовать картину к этому стихотворению, то какие цвета вы бы выбрали? И почему? Для этого используйте палитру цветов на слайде (На слайде палитра из цветов) - А если бы вам нужно было нарисовать портрет зимы и весны как человека, то что бы вы изобразили? Как бы выглядела Зима? Весна? Опишите словесно. - Давайте посмотрим в учебник и сравним ваши образы и с иллюстрацией? Похоже? - Молодцы! - А сейчас отложите книги, откройте дневники и запишите домашнее задание (записываю на доске) Выучить стихотворение стр. 110 наизусть | -В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны, но Весна упорно наступает, не медлит - сердито, гневно - бодро, радостно, оживленно Три ученика выходят к доске и по очереди читают стихотворение - смену времен года, что природа изменчива - на сказку -Потому что, Зима и Весна – как живые существа. - Белый - потому что снег еще лежит. Желтый - потому что солнце светит. Зеленый - потому что зелень появляется -Зима: седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны) -Весна: молодая девушка, радостное выражение лица, яркая одежда, кудрявые волосы Записывают Д\З | Познавательные: -формулировать ответы и выводы; - осознанно строить ответ в устной форме; - строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: -аргументировать свое мнение; -учитывать мнения своих одноклассников; -аргументировать собственное мнение; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других. |