ГКОУ «ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ- 2»
Конспект урока
Многообразие водорослей , их значение в природе и жизни человека.
(5 класс)
| Учитель ГКОУ «ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ - 2 » Демидова Е.Г. |
Вышний Волочёк
2020
Тема урока: Многообразие водорослей, их значение в природе и жизни человека.
Тип урока: комбинированный
Цель урока (для учителя):продолжить формировать представление о водорослях, как об особой жизненной форме растений, их разнообразии и роли в природе и жизни человека; закрепить умение различать различные виды водорослей .
Задачи урока:
Воспитывающая: формировать понятие о необходимости соблюдения правил использования водорослей в пищу, сохранения здоровья, необходимости охраны представителей данной группы организмов.
Развивающая: развитие познавательного интереса и инициативы обучающихся , развитие произвольного внимания и памяти, учить находить сходства и отличия различных видов водорослей.
Обучающая: изучить значение водорослей в природе и в жизни человека; познакомить с видами водорослей, которые можно использовать в пищу.
Планируемый результаты (для обучающихся ):
Предметные: применяют знания об особенностях строения водорослей, их многообразии, значении в природе и жизни человека для решения практических задач, владеют навыками анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза, сравнения и классификации по заданным критериям, установление и выявление причинно-следственных связей в окружающем мире природы, выделяют характерные особенности.
Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самовосприятия. Формируют ценностные ориентиры и значение учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотивов достижения и социального признания, определяют границы собственного знания и незнания.
Регулятивные: умеют принимать, сохранять и реализовывать учебную задачу, планировать свои действия по реализации задачи, правильно оценивать и корректировать результаты.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях водорослей, их многообразии значении в природе и жизни человека и обсуждают полученные знания, структурируют имеющиеся знания, ориентируются на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стрямятся к работе в сотрудничестве, умеют договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, таблицы. Карточки для задания.
Ход урока.
I этап: организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте . Сегодня ясный день . Даже наше небесное светило освещает нам путь к знаниям. Присаживайтесь.
II этап: Актуализация знаний, определение темы и целей урока.
Учитель: Мы с вами на прошлом уроке уже познакомились с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности водорослей .
Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили, и давайте проверим как вы запомнили материал прошлого урока. Перед вами на столе лежат чистые листочки . На этих листочках вы будете ставить знаки " +" , если согласны с моим утверждением и " -" если не согласны. Не забудьте нумерацию вопросов.
(Слайд 2, 3)
Водоросли относя к царству Растений (+)
Водоросли содержат много витаминов и микроэлементов (+)
Водоросли – автотрофные организмы (+)
Хлорелла– ведет паразитический образ жизни (-)
Водоросли – особые представители растений (+)
Тело водорослей называется спорофит (-)
Водоросли бывают зеленые, красные, золотистые (+)
Водоросли могут жить в симбиоз (+)
Водоросли относятся к сапрофитам (-)
10. Водоросли могут расти на почве (+)
Есть ли среди вас, кто правильно ответил на все вопросы. Молодцы! За домашнее задание уже можно поставить пять, а остальных пятерки ждут впереди.
А теперь послушайте загадку , а отгадкой и будет тема нашего урока.
Нет красивее чудес!
Это настоящий лес!
Только вырос он тайком
Под водой на дне морском.
Какова же тема данного урока? Что мы должны выяснить в процессе урока? (обучающиеся формулируют тему и цели урока вместе с учителем).
III этап: усвоение новых знаний.
В природе очень много различных видов водорослей. Они могут быть одноклеточные и многоклеточные, различной окраски и формы.
Слайд 4.
Учитель : Дана таблица . Начертите ее в тетрадь и заполните , используя материал учебника. Работайте в парах. ( 10 минут).
Название водоросли | Особенности строения | Значение |
Ламинария | | |
Хроококк | | |
Филофора | | |
Хламидомонада | | |
IV этап: первичное закрепление знаний.
А теперь посмотрим, что же у вас получилось. Что собой представляют указанные водоросли?
Ответ ученика по рабочей тетради.
Учитель: Вы говорите, что ламинарию можно употреблять в пищу, а всем ли она полезна?
Ответы учеников: нет, надо знать нет ли у человека особых заболеваний.
Учитель: Ребята, чтобы наш организм был всегда в тонусе, мы с вами немножко разомнемся. Представьте, что вы - это прекрасные деревья ( физкультминутка).
Во дворе стоит сосна.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
(Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим.
Давайте проверим, знаете ли вы названия водорослей , которые мы уже изучали на прошлых уроках.
Слайд 5.
Фото водорослей.
Слайд 6.
Названия водорослей со слайда 5.
Учитель:
Вы сегодня - молодцы . Правильно вспомнили названия изученных водорослей. Ребята , а как же можно использовать водоросли в повседневной жизни?
Ответ ученика по рабочей тетради.
Учитель: Всё верно. Бурые водоросли широко используются при приготовлении суши и салатов, а также просто как пищевая добавка. Красные водоросли - при производстве мармелада, мороженого ( слайд 7, 8).
Учитель: Вспомним, а что собой представляют одноклеточные водороли?
Ответ ученика по рабочей тетради.
Учитель: Верно . Без хлореллы жизнь животных была бы нелегкой . Ведь хлорелла - это целая аптека для них .
Хламидомонада - наш верный друг и помощник в очистке природных вод ( слайд 9,10) .
V этап: закрепление изученного материала.
Ну что же вспомним всё о чем мы говорили сегодня на уроке, для этого выполним задание «Третий лишний» - среди названий найдите лишнее и и объясните почему ( слайд 11).
1. Хлорелла. Хламидомонада. Спирогира.
2. Спирогира . Ульва. Хлорелла.
3. Хлорелла. Ламинария. Фукус.
VI этап: рефлексия деятельности.
Учитель: Ребята , а сейчас , используя различные цвета фломастеров нарисуйте смайл ( если вы все поняли и вам было комфортно - зеленого цвета, если что - то не поняли - синего цвета, если ничего не поняли и вам было было некомфортно - красного цвета - слайд 12).
Наш сегодняшний урок прошел под зеленым цветом . Это здорово.
VII этап информация о домашнем задании, выставление оценок.
Д/З. Домашнее задание будет следующим ( на выбор обучающихся).
1. Придумать загадки про водоросли.
2. Составить кроссворд на тему : " Водоросли".
3. Написать сказку : "Эти необычные растения".
Источники информации
https://nsportal.ru/
Викторов В. П., Никишов А. И.
Биология: Растения. Бактерии.Грибы и лишайники. Учеб. для уч-ся 6 кл. общеобразоват. учреждений. - М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 248с. : ил.
Биология 5- 6 класс. Поурочные планы по учебнику Пономаревой И.Н. и др. «Биология 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».-М.: Вента-Граф 2001/ В 2 частях. Часть I/ Сост. Т.В. Пивненко.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2003.
Биология: 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ [ В. В. Пасечник, С. В.Суматохин , Г. С. Калинова, З.Г.Гапонюк] ; под ред. В.В. Пасечника . - 6-е изд. - М., : Просвещение, 2017. - 160с.ил. - ( Линия жизни).