Знаки препинания
в сложносочиненном предложении
Тип уроков: усвоение новых знаний. Вид уроков: комбинированный |
Педагогические задачи: Образовательные: 1. Формировать умения анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложно-сочиненных предложений. 2. Выявить особенности пунктуации в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом. 3. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. Развивающие: 1. Развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать. 2. Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая). 3. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: 1. Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи. 2. Воспитывать любовь к художественному слову |
Планируемые результаты |
Предметные: – анализировать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений; – пунктуационно оформлять сложносочиненные предложения; – выявлять особенности постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении перед союзом И | Метапредметные: познавательные ‒ определять основную и второстепенную информацию; владеть навыками свободной ориентации и восприятия текстов разных стилей; регулятивные ‒ осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и что еще неизвестно, констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее | Личностные: – осуществление морального выбора и овладение ориентировочной схемой нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; – владение умениями осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта; – владение навыком работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки |
|
Организационная структура уроков
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности | Проверяет домашнее задание (орфографический минимум – повторение – в форме орфографической разминки): – представление «портрета орфограммы «Правописание суффиксов -чик-/-щик-, -ек-/-ик- имен существительных» (см. РМ); – практическая работа в качестве ответа-соревнования (2 команды по 3 человека работают у доски, объясняя орфограмму; остальные дополняют). Проводит языковую разминку, создает эмоциональный настрой. Задание. Прочитать скороговорку, объяснить значение заимствованных слов. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит (см. РМ) | Повторяют ранее изученный материал (Л). Контролируют и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность, составляют конспект основных правил (П). Формулируют собственное мнение и позицию (К). Контролируют правильность своих ответов и ответов других обучающихся, оценивают ответы (Р) | Владение умением соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами (Л). Проявление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности (П). Владение умением полно и точно выражать свои мысли (К). Владение умением осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия (Р) |
III. Актуализация знаний | Организует актуализацию знаний о сложносочиненном предложении на основе выполнения упр. 51: расставить знаки препинания, объяснить выбор пунктограммы. Знакомит с теоретическим материалом (с. 36) в форме «Учитель + все», учебник (упр. 53, с. 36–37). Организует выполнение практического задания по группам (составить предложения по предложенным схемам), 1–3-я группы: 1. [ ], и [ ]. 2. [ и ], и [ ]. 3. [ и ]. 4–6-я группы – учебник, упр. 52 (с. 36). Организует работу в паре: составить алгоритм постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении перед союзом И (см. РМ) | Активизируют имеющиеся знания; активно погружаются в тему (Л). Отвечают на вопросы учителя; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта (П). Взаимодействуют с учителем во время опроса (К). Через анализ языкового материала формулируют тему, цели и задачи урока (П) | Владение умениями слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания (Л). Владение умениями на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы (П). Проявление компетенции в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении (К) |
IV. Первичное усвоение новых знаний. Проблемное изложение нового знания | Для постановки и решения проблемы используется побуждающий диалог на основе упр. 55 (с. 37) + следующие предложения: 1. Вдали темнел лес и виднелись крыши небольшой деревушки. 2. Прямо перед нами зеленел луг и текла извилистая речка. Задание. Записать предложения, подчеркнуть основу предложения, построить схемы. – Какие предложения перед вами? – Как вы расставили знаки препинания? – Ознакомьтесь с материалом на с. 38. Что нового вы открыли для себя? – Какую проблему будем решать сегодня на уроке? (Почему в сложном предложении перед союзом И запятая не ставится.) – Прочитайте еще раз записанные предложения. – Подумайте, чем они отличаются от тех предложений, которые мы анализировали, работая в группе? – Какие есть версии? – К чему относятся второстепенные члены предложения? – Вы с этим согласны? – В какой части предложения находятся сказуемые? – Объясните отсутствие запятой в сложносочиненном предложении. – Как можно назвать такой второстепенный член предложения? (Общий.) – Попробуйте дополнить сформулированную вами в начале урока тему. (Знаки препинания в сложносочиненном предложении перед союзом И.) | Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал (Р). Получают информацию из текста и изображения; строят сообщения в устной форме, простые рассуждения; составляют план лекции; делают краткий конспект лекции (П) | Владение умениями учиться высказывать свое предположение на основе работы с текстом; слушать и понимать других (Р). Проявление познавательной и личностной рефлексии (П) |
V. Первичная проверка понимания | Организует работу с материалом рубрики «Это интересно» + теоретическим материалом (работа в паре). Задание. Составить таблицу «Запятая перед И в сложносочиненном предложении НЕ ставится». Для иллюстрации правила можно использовать материалы упр. 56 (с. 38) (см. РМ) | Рассуждают, делают предположения; взаимодействуют с учителем; планируют сотрудничество с одноклассниками, способы представления изученного материала (Р). Отвечают на вопросы, делают вывод; получают информацию из текста (П) | Владение навыками построения логической цепочки рассуждений, анализа истинности утверждений (Л). Владение навыками критического оценивания полученных ответов, осуществления самоконтроля, проверки ответа на соответствие условию (Р) |
VI. Первичное закрепление знаний | Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность, работа с карточками или компьютерный вариант с выставлением оценок, можно использовать ЦОР) (см. РМ) | Осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике полученные знания, отвечают на вопросы (Л). Оценивают предложенные работы одноклассников, выбирают наиболее точные, делают вывод, устраняют пробелы (Р) | Проявление своего отношения к новому материалу, своих эмоций; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л). Владение умениями критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию (Р) |
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Контролирует выполнение задания: слушает вопросы и предлагает исправить допущенные ошибки | Осмысливают темы и основные вопросы, подлежащие усвоению (Л). Корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (К). Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяют ответ на соответствие условию (Р) | Владение умениями критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию (Р). Проявление личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений и оценивание уровня их сформированности (Л) |
VIII. Рефлексия | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями: – Что нового узнали? – Перечислите условия, ограничивающие постановку запятой в сложносочиненном предложении. – Все ли получилось? – Что вызвало затруднения? – Какое задание показалось интересным? – Над чем необходимо поработать? Подводит итоги урока | Обобщают и систематизируют знания; выражают свои эмоции по поводу урока, заканчивают фразу (К). Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (Р). В течение урока заполняют оценочный лист | Владение умением полно и точно выражать свои мысли (К). Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (Р) |
IX. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Комментирует домашнее задание. 1. Выборочное осложненное списывание (упр. 57, с. 38–39). 2. Индивидуальное задание: мини-исследование «Что сейчас читает молодежь?» (материал статьи из упр. 59, с. 39 учебника + дополнительный материал, анкетирование) | Творчески перерабатывают изученную информацию; ищут информацию в сети Интернет, электронных книгах, электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных; перерабатывают информацию на основе анализа и синтеза (П) | Проявление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П) |
Ресурсный материал
1. Орфографическая разминка.
Задания на повторение: правописание суффиксов чик-/-щик-, -ек-/-ик-. Правописание суффиксов в именах существительных.
-ЧИК- и -ЩИК- в существительных со значением лица | после С, З, Т, Д, Ж -ЧИК- | заказчик |
остальные буквы -ЩИК- | уборщик |
-ЕК- и -ИК- (-ЧИК-) в существительных со значением уменьшительности | е//ø -ЕК- | орешек – орешка |
нет чередования -ИК- | карандашик – карандашика |
Практическая работа.
Образуйте новые слова, объясните написание.
-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, обходить, корректировка.
1. В каком слове пишется суффикс -щик-?
1) Рез..ик; 2) разнос..ик; 3) перебеж..ик; 4) камен..ик.
2. Найдите слово, в котором перед суффиксом -щик- надо поставить Ь.
1) Заговор..щик; 2) угон..щик; 3) бетон..щик; 4) угол..щик.
3. В каком слове пишется суффикс -чик-?
1) Фонар..ик; 2) подпис..ик; 3) бан..ик; 4) регулиров..ик.
2. Языковая разминка.
Фараон – титул древнеегипетских царей.
Фаворит – любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.
Сапфир – драгоценный камень синего или голубого цвета.
Нефрит – ценный камень для художественных поделок (есть омоним).
3. Алгоритм постановки знаков препинания при союзе и (или, либо).
1. Подчеркнуть грамматические основы предложения.
2. Определить, какой смысловой отрезок связывает союз И (или, либо).
однородные члены части сложного предложения
3. Определить, является ли союз повторяющимся:
нет да
Запятая НЕ ставится Запятая ставится
4. Таблица «Запятая перед союзом И НЕ ставится»
Правило | Пример |
1) Части предложения, соединенные союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), имеют: а) общий второстепенный член | На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц |
б) общую вводную конструкцию (слово, словосочетание, предложение) | Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь |
в) общее придаточное предложение | Когда рассвело, дождь кончился и на небе появилась радуга |
2) Части предложения, соединенные союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), выражены: а) двумя номинативными (назывными) предложениями | Мерный стук колес и резкие встречные огоньки |
б) двумя вопросительными или двумя побудительными предложениями | Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра? |
в) двумя восклицательными предложениями | Как хороша эта девушка и как она умна! |
г) двумя безличными предложениями | На улице морозно и на веранде прохладно |
5. Индивидуальная коррекционная деятельность для отработки навыка постановки/непостановки запятой в сложносочиненном предложении.
1. Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся шторм.
2. А на дворе трубит рог и завывают собаки на разные голоса.
3. В ветре..ые дни деревья вдоль тр..пинки встревоже..о ра..качиваются и на тр..пинку л..жатся темные кудрявые тени.
4. Бежишь по тр..пинке и хочется скорее попасть домой к шумящему самовару только что испеч..ным пирогам и натопле..ой печке.
5. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву.
6. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра.
7. Этого все ожидали однако настроение было испорчено.
8. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.
9. Вдали поле с рожью точно горит огнем да речка блестит и сверкает на солнце.
10. Иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид.
Определите, в каких случаях перед вами сложносочиненное предложение, а в каких – простое с однородными членами. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.
1. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В. М. Песков.)
2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки. (В. М. Песков.)
3. Верблюжье молоко непривычно сладкое, но пришлось выпить. (В. М. Песков.)
4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня. (В. М. Песков.)
5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла. (В. М. Песков.)
6. Плохо ли вам было у Плюшкина или просто по своей охоте гуляете по лесам да дерете прохожих? (Н. В. Гоголь.)
Ресурсный материал
1. Материал для самостоятельной работы.
Сложносочиненное предложение – это ___________________________________________________________
Сочинительные союзы делятся на _______________________________________________________________
К группе ________________________________________ союзов относятся следующие __________________
В предложениях с _____________________________ союзами _______________________________________
___________________________________________________________________________________________
К группе ________________________________________ союзов относятся следующие __________________
В предложениях с _____________________________ союзами _______________________________________
___________________________________________________________________________________________
В предложениях с _____________________________ союзами _______________________________________
___________________________________________________________________________________________
Между частями сложносочиненного предложения __________________________________________________
Запятая не ставится, если ______________________________________________________________________
2. Выборочный диктант.
Заполните таблицу, выбирая только те предложения, которые записаны в таблице. (Знаки препинания не расставлены.)
Сложносочиненное предложение с противительными и разделительными союзами | Сложносочиненное предложение с соединительными союзами, перед которыми ставится запятая | Сложносочиненное предложение, в котором запятая перед И не ставится |
| | |
| | |
Предложения для работы:
Деревья стояли печальные и при каждом налете ветра сыпали с себя брызги.
Нам необходимо спешить или мы опоздаем на поезд.
К полуночи тучи ушли и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо.
Пока я спускался с горы тучи неожиданно расползлись и выглянул худосочный месяц.
Море темнело зато небо начало светлеть.
Откуда приедет ваш друг и долго ли пробудет у нас?
В Шереметьевском саду цветут липы и поет соловей.
От ледяной воды ломило зубы и обжигало горло.
Тишина и несмелое тявканье собаки.
Мы не стали подниматься по ступенькам, а пошли вдоль прячущейся в кустах речушки.
Один день сменялся другим, однако каждый из них походил на предыдущий.
Падал снег и на душе было тоскливо.
3. Практическая работа.
1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Это мир Гоголя ( ) и он совершенно отличен от мира других писателей.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
И. Н. Крамской считал работу над портретом Н. А. Некрасова оконченной ( ) и другой замысел уже волновал его творческое воображение.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
Извозчик неутомимо погонял лошадей ( ) и во все горло распевал песни.
1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:
В. А. Серов был превосходным пейзажистом ( ) и никогда не повторял однажды найденных приемов.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.