СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку,11 класс ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Знаки препинания
в сложносочиненном предложении

Тип уроков: усвоение новых знаний.

Вид уроков: комбинированный

Педагогические задачи:

Образовательные:

1. Формировать умения анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложно-сочиненных предложений.

2. Выявить особенности пунктуации в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом.

3. Соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.

Развивающие:

1. Развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать.

2. Создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая).

3. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

1. Содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи.

2. Воспитывать любовь к художественному слову

Планируемые результаты

Предметные:

– анализировать синтаксическую структуру сложносочиненных предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненных предложений;

– пунктуационно оформлять сложносочиненные предложения;

– выявлять особенности постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении перед союзом И

Метапредметные:

познавательные ‒ определять основную и второстепенную информацию; владеть навыками свободной ориентации и восприятия текстов разных стилей;

регулятивные ‒ осуществлять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и что еще неизвестно, констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее

Личностные:

– осуществление морального выбора и овладение ориентировочной схемой нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм;

– владение умениями осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта;

– владение навыком работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки


Организационная структура уроков

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые

способы деятельности

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Проверяет домашнее задание (орфографический минимум – повторение – в форме орфографической разминки):

– представление «портрета орфограммы «Правописание суффиксов -чик-/-щик-, -ек-/-ик- имен существительных» (см. РМ);

– практическая работа в качестве ответа-соревнования (2 команды по 3 человека работают у доски, объясняя орфограмму; остальные дополняют).

Проводит языковую разминку, создает эмоциональный настрой.

Задание. Прочитать скороговорку, объяснить значение заимствованных слов.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит (см. РМ)

Повторяют ранее изученный материал
(Л).

Контролируют и вносят коррективы в учебно-познавательную деятельность, составляют конспект основных правил
(П).

Формулируют собственное мнение и позицию (К).

Контролируют правильность своих ответов и ответов других обучающихся, оценивают ответы (Р)

Владение умением соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами (Л).

Проявление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности (П).

Владение умением полно и точно выражать свои мысли (К).

Владение умением осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия (Р)

III. Актуализация знаний

Организует актуализацию знаний о сложносочиненном предложении на основе выполнения упр. 51: расставить знаки препинания, объяснить выбор пунктограммы.

Знакомит с теоретическим материалом
(с. 36) в форме «Учитель + все», учебник
(упр. 53, с. 36–37).

Организует выполнение практического задания по группам (составить предложения по предложенным схемам), 1–3-я группы:

1. [ ], и [ ].

2. [ и ], и [ ].

3. [ и ].

4–6-я группы – учебник, упр. 52 (с. 36).

Организует работу в паре: составить алгоритм постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении перед союзом И
(см. РМ)

Активизируют имеющиеся знания; активно погружаются в тему (Л).

Отвечают на вопросы учителя; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта (П).

Взаимодействуют с учителем во время опроса (К).

Через анализ языкового материала формулируют тему, цели и задачи урока (П)

Владение умениями слушать в соот­ветствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания (Л).

Владение умениями на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы (П).

Проявление компетенции в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении (К)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Проблемное изложение нового знания

Для постановки и решения проблемы используется побуждающий диалог на основе упр. 55
(с. 37) + следующие предложения:

1. Вдали темнел лес и виднелись крыши небольшой деревушки.

2. Прямо перед нами зеленел луг и текла извилистая речка.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть основу предложения, построить схемы.

– Какие предложения перед вами?

– Как вы расставили знаки препинания?

– Ознакомьтесь с материалом на с. 38. Что нового вы открыли для себя?

– Какую проблему будем решать сегодня на уроке? (Почему в сложном предложении перед союзом И запятая не ставится.)

– Прочитайте еще раз записанные предложения.

– Подумайте, чем они отличаются от тех предложений, которые мы анализировали, работая в группе?

– Какие есть версии?

– К чему относятся второстепенные члены предложения?

– Вы с этим согласны?

– В какой части предложения находятся сказуемые?

– Объясните отсутствие запятой в сложносочиненном предложении.

– Как можно назвать такой второстепенный член предложения? (Общий.)

– Попробуйте дополнить сформулированную вами в начале урока тему. (Знаки препинания в сложносочиненном предложении перед союзом И.)

Воспринимают, осмысливают, запоминают учебный материал (Р).

Получают информацию из текста и изображения; строят сообщения в устной форме, простые рассуждения; составляют план лекции; делают краткий конспект лекции (П)

Владение умениями учиться высказывать свое предположение на основе работы с текстом; слушать и понимать других (Р).

Проявление познавательной и личностной рефлексии (П)

V. Первичная проверка понимания

Организует работу с материалом рубрики «Это интересно» + теоретическим материалом (работа в паре).

Задание. Составить таблицу «Запятая
перед И в сложносочиненном предложении НЕ ставится». Для иллюстрации правила можно использовать материалы упр. 56 (с. 38)
(см. РМ)

Рассуждают, делают предположения; взаимодействуют с учителем; планируют сотрудничество с одноклассниками, способы представления изученного материала (Р).

Отвечают на вопросы, делают вывод; получают информацию из текста (П)

Владение навыками построения логической цепочки рассуждений, анализа истинности утверждений (Л).

Владение навыками критического оценивания полученных ответов, осуществления самоконтроля, проверки ответа на соответствие условию (Р)

VI. Первичное закрепление знаний

Организует ситуацию решения учебной задачи; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность, работа с карточками или компьютерный вариант с выставлением оценок, можно использовать ЦОР) (см. РМ)

Осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике полученные знания, отвечают на вопросы (Л).

Оценивают предложенные работы одноклассников, выбирают наиболее точные, делают вывод, устраняют пробелы (Р)

Проявление своего отношения к новому материалу, своих эмоций; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л).

Владение умениями критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию (Р)

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Контролирует выполнение задания: слушает вопросы и предлагает исправить допущенные ошибки

Осмысливают темы и основные вопросы, подлежащие усвоению (Л).

Корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
(К).

Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяют ответ на соответствие условию
(Р)

Владение умениями критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию (Р).

Проявление личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений и оценивание уровня их сформированности (Л)

VIII. Рефлексия

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:

– Что нового узнали?

– Перечислите условия, ограничивающие постановку запятой в сложносочиненном предложении.

– Все ли получилось?

– Что вызвало затруднения?

– Какое задание показалось интересным?

– Над чем необходимо поработать?

Подводит итоги урока

Обобщают и систематизируют знания; выражают свои эмоции по поводу урока, заканчивают фразу (К).

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (Р).

В течение урока заполняют оценочный лист

Владение умением полно и точно выражать свои мысли (К).

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (Р)

IX. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Комментирует домашнее задание.

1. Выборочное осложненное списывание
(упр. 57, с. 38–39).

2. Индивидуальное задание: мини-исследование «Что сейчас читает молодежь?» (материал статьи из упр. 59, с. 39 учебника + дополнительный материал, анкетирование)

Творчески перерабатывают изученную информацию; ищут информацию в сети Интернет, электронных книгах, электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных; перерабатывают информацию на основе анализа и синтеза (П)

Проявление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (П)


Ресурсный материал

1. Орфографическая разминка.

Задания на повторение: правописание суффиксов ­чик-/-щик-, -ек-/-ик-. Правописание суффиксов в именах существительных.

-ЧИК- и -ЩИК-

в существительных со значением лица

после С, З, Т, Д, Ж -ЧИК-

заказчик

остальные буквы

-ЩИК-

уборщик

-ЕК- и -ИК- (-ЧИК-)

в существительных со значением
уменьшительности

е//ø -ЕК-

орешек – орешка

нет чередования -ИК-

карандашик – карандашика

Практическая работа.

Образуйте новые слова, объясните написание.

-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, обходить, корректировка.

1. В каком слове пишется суффикс -щик-?

1) Рез..ик; 2) разнос..ик; 3) перебеж..ик; 4) камен..ик.

2. Найдите слово, в котором перед суффиксом -щик- надо поставить Ь.

1) Заговор..щик; 2) угон..щик; 3) бетон..щик; 4) угол..щик.

3. В каком слове пишется суффикс -чик-?

1) Фонар..ик; 2) подпис..ик; 3) бан..ик; 4) регулиров..ик.

2. Языковая разминка.

Фараон – титул древнеегипетских царей.

Фаворит – любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.

Сапфир – драгоценный камень синего или голубого цвета.

Нефрит – ценный камень для художественных поделок (есть омоним).

3. Алгоритм постановки знаков препинания при союзе и (или, либо).

1. Подчеркнуть грамматические основы предложения.

2. Определить, какой смысловой отрезок связывает союз И (или, либо).

однородные члены части сложного предложения

3. Определить, является ли союз повторяющимся:

нет да

Запятая НЕ ставится Запятая ставится

4. Таблица «Запятая перед союзом И НЕ ставится»

Правило

Пример

1) Части предложения, соединенные союзами

И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), имеют:

а) общий второстепенный член

На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц

б) общую вводную конструкцию (слово, словосочетание, предложение)

Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь

в) общее придаточное предложение

Когда рассвело, дождь кончился и на небе появилась радуга

2) Части предложения, соединенные союзами

И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (= И), выражены:

а) двумя номинативными (назывными) предложениями

Мерный стук колес и резкие встречные огоньки

б) двумя вопросительными или двумя побудительными предложениями

Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?

в) двумя восклицательными предложениями

Как хороша эта девушка и как она умна!

г) двумя безличными предложениями

На улице морозно и на веранде прохладно

5. Индивидуальная коррекционная деятельность для отработки навыка постановки/непостановки запятой в сложносочиненном предложении.

1. Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся шторм.

2. А на дворе трубит рог и завывают собаки на разные голоса.

3. В ветре..ые дни деревья вдоль тр..пинки встревоже..о ра..качиваются и на тр..пинку л..жатся темные кудрявые тени.

4. Бежишь по тр..пинке и хочется скорее попасть домой к шумящему самовару только что испеч..ным пирогам и натопле..ой печке.

5. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра и молодые переехали в Москву.

6. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам и от этого у него прошла хандра.

7. Этого все ожидали однако настроение было испорчено.

8. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

9. Вдали поле с рожью точно горит огнем да речка блестит и сверкает на солнце.

10. Иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид.

Определите, в каких случаях перед вами сложносочиненное предложение, а в каких – простое с однородными членами. Расставьте, где необходимо, знаки препинания.

1. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В. М. Песков.)

2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки. (В. М. Песков.)

3. Верблюжье молоко непривычно сладкое, но пришлось выпить. (В. М. Песков.)

4. Барсук пытался уплыть но был водворен на пятачок земли возле пня. (В. М. Песков.)

5. Умер от болезни отец а мать после него от горя умерла. (В. М. Песков.)

6. Плохо ли вам было у Плюшкина или просто по своей охоте гуляете по лесам да дерете прохожих? (Н. В. Гоголь.)

Ресурсный материал

1. Материал для самостоятельной работы.

Сложносочиненное предложение – это ___________________________________________________________

Сочинительные союзы делятся на _______________________________________________________________

К группе ________________________________________ союзов относятся следующие __________________

В предложениях с _____________________________ союзами _______________________________________

___________________________________________________________________________________________

К группе ________________________________________ союзов относятся следующие __________________

В предложениях с _____________________________ союзами _______________________________________

___________________________________________________________________________________________

В предложениях с _____________________________ союзами _______________________________________

___________________________________________________________________________________________

Между частями сложносочиненного предложения __________________________________________________

Запятая не ставится, если ______________________________________________________________________

2. Выборочный диктант.

Заполните таблицу, выбирая только те предложения, которые записаны в таблице. (Знаки препинания не расставлены.)

Сложносочиненное предложение с противительными и разделительными союзами

Сложносочиненное предложение с соединительными союзами, перед которыми ставится запятая

Сложносочиненное предложение, в котором запятая перед И не ставится







Предложения для работы:

Деревья стояли печальные и при каждом налете ветра сыпали с себя брызги.

Нам необходимо спешить или мы опоздаем на поезд.

К полуночи тучи ушли и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо.

Пока я спускался с горы тучи неожиданно расползлись и выглянул худосочный месяц.

Море темнело зато небо начало светлеть.

Откуда приедет ваш друг и долго ли пробудет у нас?

В Шереметьевском саду цветут липы и поет соловей.

От ледяной воды ломило зубы и обжигало горло.

Тишина и несмелое тявканье собаки.

Мы не стали подниматься по ступенькам, а пошли вдоль прячущейся в кустах речушки.

Один день сменялся другим, однако каждый из них походил на предыдущий.

Падал снег и на душе было тоскливо.

3. Практическая работа.

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Это мир Гоголя ( ) и он совершенно отличен от мира других писателей.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

И. Н. Крамской считал работу над портретом Н. А. Некрасова оконченной ( ) и другой замысел уже волновал его творческое воображение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Извозчик неутомимо погонял лошадей ( ) и во все горло распевал песни.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

В. А. Серов был превосходным пейзажистом ( ) и никогда не повторял однажды найденных приемов.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.