ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4
ДОКЛАД НА ТЕМУ
Совершенствование форм и методов
контроля профессиональных умений и
навыков как средство повышения качества производственного обучения
МАСТЕР П/О
Асатурянц Р. А.
ВЛАДИКАВКАЗ
Сборник «Совершенствование форм и методов контроля профессиональных умений и навыков как средство повышения качества производственного обучения» рекомендован к изучению и практическому применению в ГОУ НПО ПУ№18 решением МО преподавателей специальных предметов и мастеров производственного обучения
протокол №2 от 12.10. 2009
Составитель Фёдорова Т.П.
Компьютерное оформление Спиридонова М.Н.
В сборнике предложен опыт работы по организации контроля качества формирования профессиональных умений и навыков на уроках производственного обучения, раскрываются основные методы традиционного и стандартизированного контроля, приводятся примеры наиболее характерных тестов производственного обучения профессии «Повар-кондитер». © 2009
Несовершенство контроля качества усвоения учебного материала с помощью субъективных методов контроля не позволяет представить истинное положение дел и Содержание
|
Введение |
Традиционные методы контроля на уроках производственного обучения |
Стандартизированный (тестовый) метод контроля профессиональных умений и навыков учащихся |
Список литературы |
Приложения Тесты на применение профессиональных знаний в производственной деятельности |
Введение
Контроль знаний и умений учащихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Эффективность учебно-воспитательного процесса и качество подготовки специалиста во многом зависит от правильной организации контроля знаний, умений и навыков учащихся. Благодаря контролю между педагогом и учащимся устанавливается обратная связь, которая позволяет объективно оценивать динамику усвоения учебного материала, уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков и при необходимости вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
В производственном обучении применяются следующие виды контроля:
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке и является основным средством управления учебной деятельностью учащихся и ее корректировки. Особенностью текущего контроля производственного обучения является выставление оценок на каждом уроке всем учащимся за каждое упражнение или учебно-производственную работу. Это дает возможность мастеру своевременно увидеть затруднения каждого учащегося, скорректировать его деятельность по формированию профессиональных умений и навыков.
Промежуточный контроль (рубежный) проводится в ходе поэтапной аттестации после окончания каждого полугодия и курса обучения и является основанием для присвоения определенной квалификации на каждом этапе обучения. Метод контроля – практическая проверочная работа.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов овладения учащимися профессиональными умениями и навыками, соответствия их требованиям стандарта на профессию.
Основной метод итогового контроля – практическая выпускная квалификационная работа.
В зависимости от цели контроля Наталья Владимировна применяет на уроках производственного обучения различные методы контроля: устный опрос, практические проверки и стандартизированный (тестовый) контроль.
Методы контроля, используемые Натальей Владимировной, охватывают все стороны учебной деятельности учащихся при изучении учебного материала:
– умение использовать на практике полученные теоретические знания;
– правильность выполнения приемов и способов работы;
– соблюдение технологической последовательности выполнения работ;
– умение пользоваться сборником рецептур;
– качество выполненных учебно-производственных работ;
– производительность труда;
– соблюдение требований организации и безопасности труда.
Кроме того, контрольно-оценочная деятельность мастера охватывает каждую выполненную учебно-производственную работу, каждую тему и узловой вопрос учебной программы.
Традиционные методы контроля
на уроках производственного обучения
Устный опрос для процесса производственного обучения не характерен. Он используется только в ходе вводного и заключительного инструктажа и служит в основном цели актуализации знаний и опыта учащихся, а также закреплению полученных теоретических знаний. Устный опрос на уроках производственного обучения в основном проводится в форме опроса-беседы. В процессе вводного инструктажа Наталья Владимировна применяет сообщающую эвристическую беседу для разбора совместно с учащимися технологии выполнения приготовления блюд, технологических требований к готовому блюду и др. Для производственного обучения особую значимость имеют вопросы продуктивного характера. Поэтому мастер в процессе опроса использует следующие типы вопросов:
– на сравнение («В чем сходство или различие технологического процесса приготовления бисквитного теста холодным способом и с подогревом?»; «Что общего в приготовлении борща украинского и сибирского?» и т.п.);
– на выявление основных характерных признаков или качества продуктов, блюд, важнейших условий технологического процесса («Какой признак влияет на выбор способа очистки корнеплодов?», «Что обеспечивает большая продолжительность взбивания яично-сахарной смеси бисквитного теста?»);
– на объяснение, обоснование, доказательство («Почему при варке мяса соль добавляют после закипания, а при варке рыбы соль можно добавлять в начале тепловой обработки?»; «Почему в воду для промывания шампиньонов добавляют лимонную кислоту?»);
– на выводы и обобщения («В чем сущность тепловой обработки продуктов?»).
Такие опросы-беседы являются, прежде всего, средством активизации познавательной деятельности учащихся, подготовки учащихся к самостоятельному выполнению практической работы. Мастер выявляет качество усвоения учащимися необходимого теоретического материала и на основе этого оперативно вносит коррективы в учебный процесс. Оценки учащимся за ответы, как правило, в журнал не выставляются, но Наталья Владимировна обязательно учитывает их при выставлении оценки учащимся за урок.
Большую обучающую и развивающую значимость имеет организация устного опроса в период проверки выполненных учащимися учебно-производственных работ. Обсуждая результаты работы учащихся на заключительном инструктаже, Наталья Владимировна Шималина организует работу так, чтобы учащиеся сами определяли соответствие выполненных работ технологическим требованиям, находили допущенные ошибки. В процессе обсуждения мастер определяет, насколько сознательно выполнялась работа и насколько правильно применялись трудовые приемы, как и какая при этом использовалась технологическая документация и справочная литература.
Хорошо продуманная методика устного опроса в ходе заключительного инструктажа формируют у учащихся навыки самоанализа и самоконтроля в процессе работы, повышает их самостоятельность и способствует формированию у них профессионального мастерства.
Практическая проверка занимает особое место в системе контроля профессиональных умений и навыков учащихся на уроках производственного обучения и является основным методом контроля. Этот метод контроля Наталья Владимировна применяет как в процессе выполнения конкретной производственной деятельности, так и по его результатам, в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля. Практическая проверка позволяет мастеру увидеть, насколько каждый учащийся овладел тем или иным трудовым приемом, производственной операцией, оценить соответствие сформированных профессиональных умений и навыков уровню квалификации, предусмотренному Государственным стандартом на профессию и учебной программой.
Для объективного оценивания учащихся, получения полной информации об уровне их умений и навыков Наталья Владимировна на все виды контроля тщательно разрабатывает критерии оценивания каждой учебно-производственной работы или операции. Оформляет она это в форме таблицы, которую составляет на каждый урок. Например, при отработке темы «Механическая кулинарная обработка овощей» для оценивания усвоения учащимися операций по обработке овощей мастер на урок составляет критерии оценивания и оформляет их в таблицу:
ФИО уч-ся | Организация рабочего места | Теоретические вопросы | Выполнение правил т/б | Качество выполнения работы | Итоговая оценка |
Простая форма нарезки | Фигурная форма нарезки |
кубик | ломтик | долька | звездочка | груша | стружка | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
При выполнении учащимися комплексных работ в критерии включаются такие категории, как соблюдение ими технологических требований и технических условий, степень их самостоятельности. В ходе промежуточного, тематического и итогового контроля при проведении проверочных и практических выпускных квалификационных работ Наталья Владимировна дополняет критерии следующими параметрами: производительность труда, норма выработки, использование рациональных способов труда.
Например, для оценивания качества работы по приготовлению блюда или кондитерского изделия мастер составляет следующую таблицу:
№ п/п | ФИО уч-ся | Организация раб. места | Теор. вопросы | Вып. правил т/б | Качество выполнения работы | Итоговая оценка |
Соблюд. технол. процесса | Соответст. ТУ | Внешний вид | Степень самостоятельности | Вкусов. качест. блюда | Норма выработки | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Такие таблицы помогают ей при оценивании работ и позволяют увидеть, какие трудовые приемы или операции не получаются у того или иного учащегося, какими трудовыми приемами он владеет слабо, и своевременно скорректировать его деятельность или оказать ему необходимую помощь.
Традиционные методы контроля качества как производственного, так и теоретического обучения нередко бывают субъективными. Практика показывает, что при традиционном контроле мастера производственного обучения зачастую не могут достаточно убедительно объяснить, почему в каждом конкретном случае учащемуся выставляется та или иная оценка. Методы традиционного контроля точной оценки качества знаний, практических умений и навыков обучаемых обычно не дают, потому что в основе такого контроля – элементарное наитие, интуиция, экспромт и субъективность.
Стандартизированный (тестовый) метод контроля профессиональных умений и навыков учащихся
на этой основе принять необходимые меры в целях улучшения учебно-производственного процесса, направленные на повышение качества подготовки рабочих.
Введение государственных стандартов начального профессионального образования, которые соотносятся с точными, диагностическими целями обучения, настоятельно требуют проектирования и внедрения новых эффективных систем контроля качества профессионального образования в целом, производственного и теоретического обучения – в частности.
Одним из эффективных инструментариев, позволяющих объективно оценить качество усвоения учебного материала обучающимися, является тестирование. Тест (стандартизированное задание) по производственному обучению (как и по обучению теоретическому) состоит из задания и эталона. В качестве эталонов в производственном обучении могут быть приняты образцы изделий и работ, чертежи, технические и технологические требования, инструктивно-технологические карты, схемы.
В производственном обучении применяется 6 групп тестов 1-го и 2-го уровней усвоения. Принципиальным различием между тестами первого и второго уровней усвоения является полная самостоятельность в выполнении задания второго уровня усвоения: никаких подсказок, никаких дополнительных указаний, устных или письменных инструкций, инструктивно-технологических карт, другой подобной документации. Мастер составляет тесты так, чтобы знания, умения, навыки первого уровня усвоения органично входили в тесты второго уровня усвоения и на их базе основывались дополнительные требования к тестам второго уровня.
Наталья Владимировна Шималина использует в своей работе 5 основных групп тестов:
– определение качества выполнения учебно-производственных работ;
– определение качества усвоения и применение знаний в производственной деятельности;
– владение приемами и способами выполнения производственных работ;
– соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований;
– организация рабочего места.
Тесты на проверку качества усвоения и применения знаний в производственной деятельности Наталья Владимировна применяет на вводном инструктаже при подготовке учащихся к выполнению учебно-производственных работ и на заключительном – в ходе проверки и оценки выполненных работ. Это тесты теоретического характера, 1-го и 2-го уровней усвоения. На уроках производственного обучения мастер использует тесты:
– на соотнесение: предлагается соотнести объекты с их характеристиками, например, форму изделия и наименование полуфабриката;
– на выбор последовательности: необходимо расположить в технологической последовательности предложенные операции по приготовлению блюда, кулинарной обработки продуктов и др.;
– решение типичных задач (рассчитать норму сырья, выход готовой продукции).
Иногда при изучении сложных программных тем тесты этой группы Наталья Владимировна предлагает учащимся в качестве домашнего задания. Затем на вводном инструктаже при подготовке учащихся к выполнению учебно-производственной работы мастер уделяет больше внимания выявленным затруднениям учащихся по конкретному вопросу (трудовому приему, производственной операции и т.п.).
Особое место в системе стандартизированного контроля Наталья Владимировна отводит тестам для проверки качества выполнения учебно-производственных работ. Диагностику качества работы мастер зачастую совмещает с проверкой выполнения нормы выработки (производительностью труда). В ходе тестирования мастер сравнивает показатели качества выполненной работы и производительности труда с требованиями к качеству приготовления блюд и нормой времени на их приготовление. Эталоном для таких тестов является образец кондитерского изделия или блюда, инструктивно-технологическая карта и рабочая (ученическая) норма времени на выполнение данной работы.
По степени сложности тесты этой группы могут относиться к 1 и 2 уровням усвоения, применяются также тесты-процессы. Тесты такие применяются чаще всего при выполнении комплексных работ, проверочных выпускных практических работ в период промежуточной (поэтапной) и итоговой аттестации. При выполнении тестов 1 уровня во время выполнения работы учащимся выдается инструктивно-технологическая карта, а эталоном является описание технологической последовательности выполнения работы. Тесты 1 уровня Наталья Владимировна применяет на начальных этапах обучения
(1-й курс), заданиями в таких тестах является выполнение простых по содержанию, сложности и требованиям работ.
Использование тестов на проверку качества учебно-производственных работ позволяет совместить письменный и практический методы контроля, так как тест предполагает описание технологии выполнения работы до начала выполнения практического задания или после него. При этом хорошо видна взаимосвязь между качеством выполненной работы и качеством усвоения учащимися учебного материала. Последовательное применение тестов 1 и 2 уровней усвоения позволяет Наталье Владимировне достаточно точно определять успешность усвоения учебного материала и формирования профессиональных умений и навыков каждого учащегося на любом этапе его обучения. Наличие эталонов помогает мастеру лучше организовать само- и взаимоконтроль, в процессе которого учащиеся сравнивают свою работу или работу другого учащегося с имеющимся эталоном. В данном случае самоконтроль дает возможность учащемуся самому понять причины своих ошибок и провести корректировку своих действий, сравнивая свою работу с эталоном. Наталья Владимировна, в свою очередь, ведет систематическую работу по совершенствованию приемов самоконтроля учащимися.
Основными достоинствами тестового контроля знаний, умений и навыков на уроках производственного обучения является осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учащимся, экономия учебного времени при контроле и оценке результатов обученности, контроль качества не только практического, но и теоретического материала, разнообразие форм контроля, простота процедуры тестирования и обработки результатов контроля.
Однако тестирование не может заменить другие (традиционные) методы контроля, основанные на взаимном общении мастера и учащегося в ходе педагогического наблюдения и систематического изучения деятельности учащегося в учебной мастерской или непосредственно на производстве. Каждый метод контроля на уроках производственного обучения имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения. Ни один из них не может быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты производственного обучения. Поэтому Наталья Владимировна в своей работе использует сочетание всех методов контроля, что способствует повышению качества организации учебно-производственного процесса.
Процесс контроля и его результаты позволяют мастеру оценить методы организации учебно-производственной деятельности в конкретной учебной группе, увидеть их сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты организации обучающей деятельности. Система контроля, созданная Натальей Владимировной Шималиной, направлена на коррекцию образовательного процесса: поиск нового содержания и методов обучения, изменение содержания и процедур контроля, организацию индивидуальной помощи и т.п. Эта работа дает положительные результаты, которые хорошо видны при оценке итогов выпуска учащихся.
.
Результативность по годам обучения
Список литературы
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М., 1998.
Горбачевская М.В. Разработка примерных норм оценки знаний, умений, навыков учащихся профессионально-технических училищ: Методические рекомендации. – М., 1998.
Рыкова Е.А. Методика организации повторительно-обобщающих уроков. – М., 1995.
Федотова Л.Д., Рыкова Е.А. Оценка качества начального профессионального образования. – М., 2000.
Якуба Ю.А., Скакун В.А. Диагностика качества практического (профессионального) обучения: Методические рекомендации. – М.: ИРПО Минобразования России, 1997.
Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного обучения: Методические рекомендации. – М.: Академия профессионального образования, изд. центр АПО, 2001.
Якуба Ю.А. Современные методы контроля качества профессионального обучения. – М., 2001.
Приложение
Тест 1-го уровня
на применение профессиональных знаний
в производственной деятельности
Профессия «Повар»
Тема: «Приготовление котлетной массы и полуфабрикатов из нее».
Задание – определить форму каждого полуфабриката.
Наименование полуфабриката | Форма изделия |
1. Котлеты рубленые | А. Приплюснуто-округлая форма |
2. Биточки рубленые | Б. Форма кирпичика |
3. Зразы рубленые | В. Овально-приплюснутая с одним заостренным концом |
4. Шницель рубленый | Г. Форма шарика |
5. Тефтели | Д. Овально-приплюснутая |
Эталон ответа: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Д; 5 – Г.
Тест 1-го уровня
на применение профессиональных знаний
в производственной деятельности
Профессия «Повар».
Тема: «Приготовление котлетной массы и полуфабрикатов из нее».
Задание: Выберите из предложенных частей мяса те, которые используют для приготовления котлетной массы.
Мякоть шеи.
Покромка.
Пашина.
Лопаточная часть.
Обрезки.
Эталон ответа: 1; 3; 5.
Тест 1-го уровня
на применение профессиональных знаний
в профессиональной деятельности
Профессия «Повар».
Тема: «Приготовление супов».
Задание: Расположите в технологической последовательности предложенные операции по приготовлению супов-пюре.
Протирание.
Введение пассированных овощей.
Варка или припускание продуктов.
Соединение с соусом.
Заправка льезоном и маслом.
Разведение бульоном.
Варка или припускание продуктов вместе с овощами.
Отпуск.
Добавление соли.
10. Проваривание.
Эталон ответа: 3; 2; 7; 1; 4; 10; 9; 5; 8.
Тест 2-го уровня
на применение профессиональных знаний
в производственной деятельности
Профессия «Повар».
Тема: «Блюда из запеченных овощей».
Задание: В описании процессов, происходящих при приготовлении рулета картофельного, заполнить пропуски словами и фразами.
Для приготовления картофельной массы, очищенный картофель … (1) горячим.
Картофельную массу выкладывают в виде ... (2) толщиной … (3) на … (4).
На середину массы по длине кладут … (5), … (6), придают изделию форму рулета.
Поверхность смазывают … (7).
Выпекают при температуре … (8).
Подтекстовые слова и фразы: 1. варят, обсушивают, протирают; 2. прямоугольника; 3. 1,5-2см; 4. смоченную водой салфетку или полотенце; 5. фарш; 6. соединяют ее края; 7. сметаной или яйцом; 8. 200-250°.
Тест 2-го уровня
на применение профессиональных знаний
в производственной деятельности
Профессия «Повар».
Тема: «Приготовление супов».
Задание: Рассчитайте норму продуктов на 5 литров борща, пользуясь сборником рецептур.
Эталон ответа: свекла – 1000 гр., капуста свежая – 750 гр. или квашеная – 855 гр., морковь – 250 гр., петрушка – 65 гр., лук репчатый – 240 гр., томатное пюре – 150 гр., кулинарный жир – 100 гр.; сахар – 50 гр.; уксус 3% – 80 гр.; бульон или вода – 4000 гр.
Тест 2-го уровня
на применение профессиональных знаний
в производственной деятельности
Профессия «Повар».
Тема: «Приготовление блюд и гарниров из овощей».
Задание: Рассчитайте норму сырья на 15 кг. жареного картофеля обычным способом, если на 1 кг. идет:
Эталон ответа:
Тест 1-го уровня
на проверку качества выполнения учебно-производственных работ
Профессия «Повар».
Тема: «Механическая кулинарная обработка овощей».
Задание: Выполнить простую нарезку картофеля.
Документация: инструктивно-технологическая карта, образцы нарезки.
Эталон правильного выполнения задания:
Ознакомиться и изучить инструктивно-технологическую карту.
Вымыть картофель.
Очистить картофель.
Убрать рабочее место, удалив отходы, вымыв доску.
Нарезать картофель:
Соломка. Выбрать клубень диаметром 4-5см и нарезать его на пластинки толщиной 1,5-2мм, которые, в свою очередь, нарезать на брусочки такой же ширины.
Брусочки. Клубни средней величины (диаметром 3-4см) нарезать на пластинки толщиной около 5-7мм, а пластинки – на брусочки такой же ширины.
Дольки. Мелкие клубни разрезать пополам, а затем каждую половину – на три-четыре части в зависимости от величины клубня. Клубни средней величины перед нарезкой следует заточить в форме бочонка и нарезать на дольки вдоль большой оси.
Ломтики. Клубни средней величины разрезать пополам вдоль и, положив каждую половинку на доску разрезом вниз, нарезать поперек на ломтики толщиной не менее 3мм.
Сверить полученные полуфабрикаты с образцом.
Тест 1-го уровня
на проверку качества выполнения учебно-производственных работ
Профессия «Повар».
Тема: «Механическая кулинарная обработка рыбы».
Задание: Разделать чешуйчатую рыбу и приготовить из нее филе.
Документация: инструктивно-технологическая карта, образцы филе
Эталон выполнения задания:
Изучить инструктивно-технологическую карту.
Взвесить оттаянную рыбу.
Рассортировать рыбу по величине.
Очистить рыбу от чешуи.
Удалить плавники.
Промыть рыбу.
Удалить внутренности.
Выпотрошенную рыбу промыть, отрезать голову и хвостовой плавник.
Срезать по направлению к хвосту с реберными костями.
Удалить из филе реберные кости.
Взвесить полуфабрикат.
Сравнить полученный полуфабрикат с образцом (филе целое, без разрывов и надрезов, реберные кости из мякоти полностью удалены).
Тест-процесс 1-го уровня
на проверку качества выполнения учебно-производственных работ
Профессия «Повар».
Тема: «Приготовление бульонов».
Задание – приготовить костный бульон говяжий.
Условия выполнения теста:
Бульон готовится из расчета на 1кг костей.
Документация: инструкционно-технологическая карта.
Эталон выполнения задания:
Подготовить рабочее место, инвентарь, посуду.
Кости положить в котел, залить холодной водой.
Быстро нагреть содержимое котла.
Когда вода закипит, снять крышку, уменьшить нагрев и варить бульон при чуть заметном кипении.
За час до окончания варки в бульон добавить нарезанные крупными кусочками и слегка обжаренные овощи.
Готовый бульон процедить через марлю или сито.
Тест-процесс 2-го уровня
на проверку качества выполнения учебно-производственных работ
Профессия «Повар».
Тема: «Приготовления супов».
Задание – приготовить рассольник домашний.
Условия выполнения теста:
Рассольник готовится из расчета 1 л.
Требования к качеству: Овощи не разварены и не помяты, сохраняют форму нарезки. Сметана, размешана с супом. Бульон белый от сметаны. Блестки жира желтого цвета. Вкус острый от огурцов, рассола и специй. Запах огуречного рассола и пассированных овощей.
Документация: Раскладка продуктов.
Эталон правильного выполнения задания:
1. Подготовить мясо и сварить бульон.
2. Очистить овощи и нарезать соленые огурцы.
3. Нарезать свежую капусту соломкой.
4. Нарезать и спассировать корнеплоды и лук.
5. Нарезать картофель кубиками.
6. В литровую кастрюлю влить 0,3 л. бульона и довести до кипения.
7. Положить в него нарезанную капусту и варить 10 минут.
8. Добавить картофель, пассированные коренья и лук, а спустя 5-6 минут припущенные соленые огурцы, горошину перца, лавровый лист и варить 10-15 минут.
Перед окончанием варки влить ложку прокипяченного огуречного рассола, посолить суп, дать ему прокипеть и снять с огня.
Комментарии
Начало формы
Добавить комментарий
Заголовок

Текст (Обязательное поле)

Ваше имя (Обязательное поле)

Адрес электронной почты (если имеется)

Ваша персональная страничка (если имеется)






Конец формы