Гринева Т. Г. учитель начальных классов
МКОУ Аношкинской СОШ
Лискинского района Воронежской области
«Да не погаснет в душах свет»
« Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души» Павел Флоренский.
Форма организации: кружковая работа.
Вид деятельности: познавательная.
Направление: духовно-нравственное.
Возрастная категория: 2 класс
Пояснительная записка.
Программа имеет практическую значимость и направлена на освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Этот вопрос остается актуальным на протяжении долгого времени.
Понятия о добре и зле, справедливости и благе, чести и совести исходили для русского человека из православной веры. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православия
Задачи:
Актуализация знаний в области православной культурной традиции для современных школьников;
Показать на примере жизни святых моральные и духовные ценности.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием.
Учебно-тематический план
№ | содержание | часы | форма |
1 | Знание и познание | | познавательная беседа |
2 | Православные праздники | | фотогазета |
3 | Дорога к храму | | экскурсия |
4 | Доброе сердце дороже золота | | литературный час |
5 | Их помнит и любит народ | | исследование |
6 | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | | круговая беседа |
Содержание тем:
Тема 1.
«Ученье - Свет, а неученье тьма». Библейская притча о мудрости. Качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность. Рассказ о святых братьях Кирилле и Мефодии. Пословицы о буквах, словах, книгах.
Новые слова: святой, кириллица, буквица.
Тема 2.
Традиции, связанные с православными праздниками Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы. Именины. Мой небесный покровитель.
Оформление фотогазеты: расположение фото на листе бумаги, подписи, комментарии, оформление.
Новые слова: молитва, Богородица, Покров, именины, небесный покровитель.
Тема 3.
Икона и картина. Общее представление о православном храме. Внешнее и внутреннее убранство храма. Как вести себя в храме. Святыни родного края. Урок-экскурсия к храму.
Новые слова: икона, иконостас, лампада, колокольня.
Тема 4.
Добро и зло. Голос совести. Произведения о добрых и злых поступках, о скромности, сострадании, послушании и честности. Пословицы о добре и послушании.
Тема 5.
Рассказы детей о хорошем поступке. Нравственный подвиг святых Бориса и Глеба, их самоотверженность, верность слову, стойкость. Произведения о святом преподобном Сергии Радонежском, святом преподобном Серафиме Саровском.
Новые слова: заповеди, смирение.
Тема 6.
Преданный друг. Как сохранить дружбу? Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. В мире мудрых мыслей. Рассказы, стихи, пословицы о дружбе, отношении к младшим.
Результаты освоения программы:
Первый уровень результатов: - обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
Второй уровень результатов: - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень результатов: - получение обучающимися начального опыта самостоятельной общественной деятельности; формирование у школьника социально-культурных моделей поведения для сохранения традиций нашей страны.
Контроль
К теме 1.
Загадки о книге и буквах.
К теме 2.
Организация выставки фотогазет.
К теме 3
Организация экскурсии в храм.
К теме 4
Анализ и обсуждение произведений о доброте.
К теме 5.
Обсуждение результатов исследования «Их помнит и любит народ»
К теме 6.
-Как сохранить дружбу?