«Да здравствует вежливость и доброта»
Цель: развивать у детей такие качества, как доброта и вежливость.
Задачи: учить манерам общения и поведения;
воспитывать внимательное и доброе отношение к людям с физическими
недостатками;
познакомить с пословицами и поговорками о доброте и вежливости.
Ведущий: Дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашем кл часе , который называется…
-Ребята, давайте прочитаем все вместе название:
«Да здравствует вежливость и доброта»
-А как вы думаете, что такое вежливость? (ответы детей)
-А доброта? (ответы детей)
1уч. Достается не дешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
2уч. Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастишь дерево
На Алтайской земле ?
3уч. Может, построишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Иль согреешь планету
Своим мирным трудом?
4уч. Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
Ведущий: Много славных дел ждёт вас, ребята. Но прежде всего вы должны вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
Грубость, неуважительное отношение к людям, товарищам, родителям - признак плохого воспитания.
Ведь иногда бывает и так, как в стихотворении « Два козла» (инсценировка)
1козёл: Однажды на лужайке подрались два козла,
2козёл: Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.
1козёл: Один из них тихонько приятеля лягнул,
2козёл: Один из них тихонько приятеля боднул,
1козёл: Один лягнул приятеля немного посильней,
2козёл: Другой боднул приятеля немного побольней,
1козёл: Один разгорячился, лягнул, что было сил,
2козёл: Другой его рогами под брюхо зацепил.
Вместе : Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос.
Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз!
Ученик : Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Ученик : Да, такие отношения дружескими не назовёшь. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю. Нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, потому нужно каждый день творить добро.
1уч: Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра.
2 уч: Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
1уч: В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
2 уч: Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
1уч: Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
2 уч: Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Вместе: Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
Ведущий: Ребята, почему мальчик не хочет иметь такого друга?
Появляются Буратино, Мальвина.
Мальвина : Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина : Почему ты сегодня такой невеселый?
- Почему с ребятами не поздоровался?
Буратино : (кричит) Потому что я не умею себя сдерживать.
Мальвина : А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить?
Буратино : Вот ещё. Кто хочет, пусть со мной не разговаривает. Плакать не буду.
Мальвина : Подожди, Буратино, пусть ребята подскажут, правильно ли ты себя ведешь.
Ведущий: Ребята, подскажите Буратино, как он должен себя вести?
Буратино : Спасибо, ребята. Я все понял. Теперь я буду вежливым.
- А еще я слышал про какие-то «волшебные» слова. Вы не знаете, где они находятся?
Ведущий: В обиходе каждого человека есть слова, которые мы называем «волшебными».С помощью этих слов можно даже грустному и очень обидному человеку помочь вернуть хорошее настроение.
Мальвина: Давайте поиграем в игру «Волшебное слово». Вы будете внимательно слушать, а отвечать будете хором.
1.Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … спасибо.
2.Зеленеет старый пень
Когда услышит… добрый день.
3.Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы…спасибо.
4.Мальчик вежливый и развитый
Говорит , встречаясь: … Здравствуйте!
5.Когда на бронят за шалости,
Говорим … Прости, пожалуйста.
6.И во Франции и в Дании
На прощанье говорят … До свидания!
Ведущий: А какие ещё вежливые слова вы знаете?
Молодцы ребята! Недаром в народе говорят (плакат: «Слово лечит, слово и ранит»)
- Как вы это понимаете?
- А сейчас для вас прозвучат частушки. Может быть, послушав их, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожими на этих персонажей.
1.Заиграй-ка балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
2.Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
3.Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
4.Саша ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
5.В поезд входят три юнната:
-Ух народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
6. Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать!
- Я бы, мама убрала
Только я ещё мала!
7.Петя ловко ловит рыбу
Может лотки мастерить.
Только ,,Здравствуй” и ,,Спасибо”
Не умеет говорить.
8.Мама шла из магазина
Рядом с ней шагала Зина.
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.
9. Ты играй повеселее,
Балалайка - три струны.
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь плясуны.
Незнайка : Привет! Вы меня узнали? Ребята, я пришёл к вам за помощью.
У меня перепутались пословицы. Помогите мне их собрать.
Ведущий: Поможем Незнайке? Давайте их соберём и прочитаем.
Про доброе дело лечит.
Жизнь дана говори смело.
Ласковое слово на добрые дела.
Ведущий: Как вы их понимаете?
Незнайка : Спасибо ребята! Теперь я тоже стану вежливее и добрее
Ведущий: Иногда ребята ведут себя грубо, не замечая, что становятся невежами!
Послушайте стихотворение Бориса Заходера «Очень вежливый индюк». (Ученики инсценируют)
Появился в доме вдруг,
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: - Эй, вы, невежи,
Заходите, что ли, в гости,
Поучиться веж-ли-вости.
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор вежливых наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер.
Не стесняйся ты, Осел,
Заходи, садись за стол.
Что же ты молчишь, как рыба,
Говори: "Приду, спасибо".
Ты не будь свиньей свинья,
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла ты своё свиное рыло
Как ни бился он, однако, к индюку никто не шёл –
Ни корова, ни собака, ни хавронья, ни осёл!
Посинел индюк от злости : «Не идут ,нахалы, в гости!
Зря пропали все труды! Все они – балды-балды-балды»
И добавил с высоты своего величия: «Не усвоили, скоты,
Правила приличия».
Ведущий: Можно ли индюка назвать вежливым?
- Почему?
- А сейчас будет задание нашим гостям.
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Но эти загадки особенные.
- Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на неё вы должны ответить хором: «Это я, это я, это все мои друзья! »
Давайте попробуем это сказать.
- А если загадка хитрая, то молчите.
1. Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твёрдо?
2. Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
3. У кого из вас в порядке сумки, книжки и тетрадки?
4. Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
5. Кто из вас молчит как рыба , вместо доброго «спасибо» ?
6. Кто быть вежливым желает, никого не обижает?
- Теперь вы убедились, что стать вежливым нелегко?
-Это очень важно и вам в дальнейшем пригодится.
Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки.
Такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни вашим родителям, ни друзьям.
1 ученик:- Часто ребята из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, ( смеются над неудачами).
2 ученик: - Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, не будут смеяться над ними, как в стихотворении С. Маршака «Четыре глаза»:
Глаза у Саши велики, но очень близоруки.
Врач прописал ему очки по правилам науки.
Отшлифовали в мастерской два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой их вставили в оправу.
Очки вложили мастера в коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем известно стало сразу.
Они кричат ему : «Зачем тебе четыре глаза ?
Саша, Саша – водолаз ! У тебя две пары глаз
Только ты, очкастый, стёклами не хвастай».
Заплакал Саша от стыда уткнулся носом в стену.
«Нет»,- говорит он, - «никогда очков я не надену».
Но мать утешила его: «Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того чтоб лучше было видно».
Над теми, кто одел очки, смеются только дурачки.
Ведущий: Над какими физическими недостатками смеялись ребята?
Правы ли они ? Почему ? Над какими ещё физическими недостатками нельзя смеяться?
Ведущий: А сейчас внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет»:
Малыша обидел Витя, но пред школою в строю
Витя просит: «Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель , положил на стол журнал.
Входит Витя : «Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе, вежлив Витя или нет.
- Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.
- Ребята уже этот спор разрешили.
Ведущий: - Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?
Ребята, а сейчас послушайте такую ситуацию и подумайте, какие ошибки допустил мальчик:
Вот кто вежливость у нас проявил на деле.
Он в полночный тихий час поднял мать с постели:
-Что с тобой?!- вскричала мать – заболел сыночек ? …
- Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи».
Ведущий: Какие же ошибки допустил мальчик ?
Ведущий: А давайте проверим, как ребята запомнили волшебные слова.
Уч-к: Мы прочитаем вам маленький рассказ, а вы должны будете вставить в него волшебные слова.
« Мальчик Петя ехал в автобусе, он сидел у окна и рассматривал улицы.
В автобус вошла женщина с маленькой девочкой. Петя встал и сказал: « Садитесь (пожалуйста).»
Женщина поблагодарила Петю. (Спасибо)
Вдруг автобус затормозил, все пассажиры наклонились вперёд. Петя чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину, но тут же сказал: « (Извините, пожалуйста).»
Ведущий: Молодцы! А ещё какие слова вы будете всегда употреблять?
-. Давайте постараемся быть добрыми, вежливыми, дружными везде и всегда.
Все ученики: Клянёмся вежливыми быть!
Всегда «спасибо» говорить!
Добрый день! До свидания!
Нет в мире выше знания!
Ведущий: Прочитайте слова, которые нам шлёт солнышко на своих лучах.
Если мы всегда будем добрыми, заботливыми, дружными, вежливыми, то и солнышко будет нам чаще улыбаться.