Дар Владимира Даля
Слово учителя: Ребята! Сегодняшнее внеклассное мероприятие об удивительном человеке, который всю свою жизнь посвятил великому русскому языку - Владимире Ивановиче Дале. (слайды 1,2)
1-й ведущий. Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилища
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.
2-й ведущий. То сучья золотых стволов,
Как свечи теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной .
Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя В.И. Даля, чье 215-летие отмечаем мы сегодня. Даль всю свою жизнь посвятил России, русскому народу, русскому языку, русскому слову, русской культуре. (слайд 3)
3-й ведущий. Пожалуйста, гости дорогие,
Пожалуйста!
Знания вам да радости!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем.
У нас для каждого найдется местечко,
и словечко,
Припасли мы знаний на всякий вкус!
Кому - правда, кому – сказка,
кому - песенка!
Учитель. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в которой столько поэзии и красоты. А кто же дарит нам эту красоту?
Все ценители русского слова, все кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости т тайны, - знают имя В.И. Даля.
Сегодня мы все вместе отправимся в путь по страницам жизни и книг Владимира Ивановича Даля.
Итак, объявляю 1 станцию « Библиографическая»
1-й ведущий. Вл. Ив. Даль (1801-1872) был человеком разносторонним и, по отзывам знавшим его людей, чрезвычайно одаренным хирургом, выдающимся писателем. Но в историю русской культуры он вошел как языковед, составитель неповторимого в своем роде «Толкового словаря живого великорусского языка»
2-й ведущий. Родился В.И. Даль в г. Луганск, учился в Морском корпусе в Петербурге, вместе с Г.С. Нахимовым. После непродолжительной службы на Черноморском флоте Даль едет изучать медицину в Дерптский университет. Здесь начинается его дружба с Н.И. Пироговым. (слайды 4-7)
3-й ведущий. Получив 1829 году звание лекаря, он служит в действующей армии на юге, затем – в госпитале в Петербурге. В 1832 году выходит первая книга сказок В.Даля, взявшего себе псевдоним казак Луганский. (слайд 8)
1-й ведущий. Сказки принесли Далю литературный успех, он знакомится с А.С. Пушкиным, входит в его кружок. Ему довелось закрыть глаза смертельно раненому поэту. ( Слайд 9)
«Какова выползина!»
(Разыгрывается сценка — Даль и Пушкин)
Ученик 1 (Даль): С легкой руки Александра Сергеевича я занялся составлением словаря русского языка. Зиму 1837 провел в Петербурге. Как всегда много работал. Однажды вечером ко мне заехал Пушкин.
Ученик 2 (Пушкин): Покажите, покажите, что нового появилось в вашей коллекции.
(Даль показывает ему свои записи. Пушкин берет листок, читает)
Ученик 2 (Пушкин): Приметы: «Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видеть»; «Подавая соль, смейся, не то поссоришься»; «При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились»; «Ложка, забытая на столе, - к гостю» А вот просто слова: «медуница, выступки, калуга, выползина..» Выползина… Это еще что такое?
Ученик 1 (Даль): Выползиной крестьяне называют старую кожу змеи, оставленную ею после линьки
Ученик 2 (Пушкин): Ишь ты!.. Вот мы пишем, зовемся писателями, а половины русских слов не знаем!.. Ну, брат, а у меня сегодня сюртук новый. Какова выползина! Из этой выползины я еще не скоро выползу! В этой выползине я еще такое напишу!..
Ученик 3: А через несколько дней именно в этом сюртуке Пушкин будет смертельно ранен на дуэли. Он действительно не снял этого сюртука, его спороли с него 27 января 1837, чтобы облегчить смертельную муку от раны. Умирающий Пушкин скажет Далю прерывающимся голосом: «Выползину тоже возьми себе...» На память о Пушкине достались Далю простреленный черный сюртук с небольшой дырочкой внизу живота и перстень с изумрудом, который сам поэт называл талисманом и подарил другу незадолго до смерти.
Ученик 1 (Даль): «…Перстень Пушкина для меня теперь настоящий талисман… Можно подхватить перстень кончиками пальцев, поднести к глазам, заглянуть в чуть продолговатый зеленый камень: камень бездонно глубок, до черноты, и лучист. Так смотрят в глаза… Как гляну на него, так и пробежит во мне искорка с ног до головы, и хочется приняться за что-нибудь порядочное.»
2-й ведущий. С 1833-1841г. Даль служит в Оренбурге, а в 1841-1849 годах – он влиятельный чиновник в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде.
3-й ведущий. Но вернемся в 1819 год. (В исполнении участников вечера разыгрывается
сценка о начале работы над словарем на пути из Петербурга в Москву). (Слайд 10)
Сценка: «Главный день».
(Разыгрывается сценка о начале работы над словарем на пути из Петербурга в Москву)
Ученик 1: В марте 1819 года по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молодой флотский офицер. Всего несколько дней назад он закончил обучение в морском корпусе и получил звание мичмана. Служить его отправили на Черноморский флот. Путь предстоял неблизкий.
(Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках)
Ученик 2 (ямщик): Ну что, барин, будем ехать или еще погреемся?
Ученик 3 (Даль): (застегивая шинель): А доберемся в такую пургу?
Ученик 2 (ямщик): Не сомневайтесь (тычет кнутом в небо). Замолаживает.
Ученик 3 (Даль): Как это «замолаживает»?
Ученик 2 (ямщик): Пасмурнеет. К теплу.
Ученик 3 (Даль): Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?
Ученик 2 (ямщик): Так. Небо тучами заволакивается, к ненастью клонит.
(Даль вытаскивает из кармана записную книжечку, карандаш, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то писать. Ямщик уходит)
Ученик 4: Морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана Даля. На пути из Петербурга в Москву, где-то у Зимогорского Яма, затерянного в новгородских снегах, человек принял решение, которое повернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал в книжке первую страничку. Одна страница – какая малость, но, как говорил Пушкин, “понемногу сокровища растут”. Это было рождение «Толкового словаря».
1-й ведущий. 53 года своей жизни Даль посвятил словарю. Он записывал речь солдат на привалах, говор крестьянской толпы на ярмарках. Словарь Даля – это беспримерный в истории составления словарей бескорыстный труд великого труженика. Труд которому до сих пор нет равного в мире. (слайд 11)
Учитель. Словарь Даля перед вами! 4 объемных тома, более 200 тысяч слов, причем около 80 тысяч собрано им лично. Если все слова, собранные Далем, просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей. (Слайд 12)
2-й ведущий. Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) Шарль Бодлер пришёл к поэту Готье. Готье спросил его:
- Читаете ли Вы словари?
Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие, сколько полезного можно почерпнуть из словарей.
«Читать словари?!» - может подумал кто-то из вас. Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. И все же Готье прав; без постоянной работы над словом не может быть подлинной филологической культуры. Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю и работает над словом, чтобы не быть похожим на бессмертный образ Эллочки Людоедочки из произведения Ильфа и Петрова «12 стульев»
(Инсценировка эпизода из книги Ильфа и Петрова «12 стульев»)
Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:
Хамите.
Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)
Знаменито.
Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)
Мрак.
Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)
Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)
Не учите меня жить.
Как ребенка. («Я его бью, как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)
Кр-р-расота!
Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)
Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)
Поедем в таксо. (Знакомым мужеского пола.)
У вас вся спина белая (шутка).
Подумаешь!
Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)
Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.) Оставшиеся в крайне незначительном количестве слова служили передаточным звеном между Эллочкой и приказчиками универсальных магазинов. (Слайды 13,14)
Остап постучал в дверь, совершенно не думая о том, под каким предлогом он войдет. Для разговоров с дамочками он предпочитал вдохновение.
— Ого? — спросили из-за двери.
— По делу, — ответил Остап.
Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты. На ней был халатик, переделанный из толстовки Эрнеста Павловича и отороченный загадочным мехом.
Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад.
— Прекрасный мех! — воскликнул он.
— Шутите! — сказала Эллочка нежно. — Это мексиканский тушкан.
— Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.
Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.
— Вы парниша что надо, — заметила Эллочка в результате первых минут знакомства.
— Вас, конечно, удивит ранний визит незнакомого мужчины.
— Хо-хо.
— Но я к вам по одному деликатному делу.
— Шутите.
— Вы вчера были на аукционе и произвели на меня необыкновенное впечатление.
— Хамите!
— Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
— Жуть!
Беседа продолжалась дальше в таком же, дающем в некоторых случаях чудесные плоды, направлении. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след исчезнувшего стула. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях прошедшего вечера в Эллочкиной жизни.
«Новое дело, — подумал он, — стулья расползаются, как тараканы».
— Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.
— Хамите, парниша, — лукаво сказала Эллочка.
— Хо-хо, — втолковывал Остап.
«С ней нужно действовать на обмен», — решил он.
— Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду — разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.
Эллочка насторожилась.
— У меня как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь.
— Должно быть, знаменито, — заинтересовалась Эллочка.
— Ого! Хо-хо! Давайте обменяемся. Вы мне стул, а я вам ситечко. Хотите? И Остап вынул из кармана маленькое позолоченное ситечко.
Солнце каталось в ситечке, как яйцо. По потолку сигали зайчики. Неожиданно осветился темный угол комнаты. На Эллочку вещь произвела такое же неотразимое впечатление, какое производит старая банка из-под консервов на людоеда Мумбо-Юмбо. В таких случаях людоед кричит полным голосом, Эллочка же тихо застонала:
— Хо-хо!
Не дав ей опомниться, Остап положил ситечко на стол, взял стул и, узнав у очаровательной женщины адрес мужа, галантно раскланялся.
Учитель. Ребята! Пусть свет просвещения озаряет ваш путь! Свет – это состояние, противное тьме и мраку. Пребывайте в состоянии света. Помните: ученье – свет, а неученье – тьма. Пусть творческое наследие В.И. Даля освещает Вашу дорогу по стране знаний и помогает бороться с потемками незнания. Мы с вами вправе назвать Даля учителем. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля:
Придет маслёна - будет блин, Одиножды – один. Волга Дону пошире Дважды два – четыре. | Хлеб жнем, а сено косим, Дважды четыре-восемь. Без закваски хлеб не месят, Дважды пять – десять. |
В словаре Даля есть и умная игра, затейливая забава – загадка. Объявляю станцию «Загадки» Попробуйте и вы отгадать эти загадки:
Что есть у всех?
(имя)
Скрути, свяжи, по избе скачет.
(веник)
Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает.
(пила)
Я стар, родилось от меня 12 сыновей; а от каждого – 30 дочерей, наполовину красных и черных.
(год)
Станция « Загадочная»
Отгадайте загадки:
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)
5. Белая кошка лезет в окошко. ( Свет)
6. Шёл долговяз , в сыру землю увяз.( Дождь)
7. Сестра к брату идёт , а он от неё пятится. ( День и ночь)
8. В воде родилась, а воды боится? (Соль)
9. Летит – воет, а сядет землю роет. ( Жук)
10. По сеням и так и сяк , а в избу никак. ( Дверь)
(Слайд 15)
Учитель. В.И. Даль собирал пословицы и поговорки. В 1862 году вышла книга «Пословицы и поговорки русского народа», в котором собрано 30130 пословиц (180 тем). А сейчас мы отправляемся на станцию «Игра пословиц»
Станция « Игра пословиц»
Даль собирал не только слова, загадки, но и пословицы. Многими из них мы пользуемся по сей день , Давайте вспомним пословицы.
Доскажи пословицу:
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Тише едешь/ дальше будешь.
Правда в огне не горит / в воде не тонет. (Слайд 16)
Собери “рассыпавшуюся” пословицу :
Насмешишь, людей, поспешишь. (“Поспешишь – людей насмешишь”)
Не, рубить, чай, дрова, пить (“Чай пить – не дрова рубить”)
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим. (“За чужим погонишься, своё потеряешь.”)
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать (“Скучен день до вечера, коли делать нечего”) (Слайд 17)
Разберите “ремешки”- пословицы по темам:
Мороз невелик, да стоять не велит.
Красна весна, да голодна.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Ученье - свет, а неученье –тьма.
Век живи – век учись.
Слезами горю не поможешь.
Будет и на нашей улице праздник.
Несчастья бояться - счастья не видать.
Завьём горе веревочкой.
Лодырю всегда нездоровится.
Кто не сеет, тот и не жнёт.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Всякое дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Темы-“Времена года”, “Наука, ученье”, “Трудолюбие-лень”, “Радость-горе”
- А сейчас посмотрите сценки, в которых использованы пословицы и поговорки, и назовите их.
1 сценка. - Бабушка, пусти гулять…
- А уроки?
- Хочу гулять!
- Разве не знаешь: «Делу время, потехе час»
- Гулять хочу!
- Ох внучек, допек ты меня! Придется тебя за ушко да на солнышко.
(Дети называют пословицы)
2 сценка - Хорошо бы к нам Саша пришел.
- Нет не придет, обидели мы его.
- Помог бы задачу решить.
- Говорил я тебе : «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться»
- Да, что имеем, не храним, потерявши плачем.
(Дети называют пословицы).
Следующая станция « Игровая»
«Игра- забава, установленная по правилам»,-пишет Даль в своём словаре. (Слайд 18)
А теперь поиграем в игру « Кузовок». Передаём маленькую корзинку и называем слов, оканчивающееся на ок . Например, замок и т.д. Вот тебе кузовок, клади в него , что есть на ок.
В словаре Даля есть и русские детские словесные игры.
Вот одна из них.
После того, как я скажу, вы повторяете : «И я».
- Я пойду в лес.
- И я.
- Найду осину.
- И я.
- Выдолблю корыто.
- И я.
- Налью помой.
- И я.
- Свиньи будут есть.
- … (и ты?)
1-й ведущий. Даль разносторонне одаренный человек. Он был не только лексикографом, но и историком, натуралистом, этнографом. Он вживался в русский быт, изучал обряды, записывал народные песни. Приглашаем наших песенников.
Учитель: А мы покидаем эту станцию и отправляемся дальше. (Слайд 19)
Сказки выстроились в ряд.
Встрече с Далем каждый рад.
Эй, ребята, кто за мной?
Сказок мир такой большой!
И , конечно, вам известно:
Сказки Даля интересны.
Станция « Сказочная страна Даля»
Учитель: Сегодня нас ждёт мир сказок Даля. Ребята, какие сказки В.И. Даля вы знаете? (« Привередница», « Девочка Снегурочка», « Война грибов с ягодами», « Лиса и заяц», « Медведь-половинщик», « Лиса и медведь»,» Лиса-лапотница», « Старик- годовик») (Слайд 20)
Викторина по сказкам:
« Ударили по рукам. На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и ещё раз тут же помянули , что теперь медведю корешки, а мужичку вершки». Что за сказка?
( « Медведь-половинщик»)
Что досталось медведю- половинщику от урожая, который они собрали с мужиком? ( Вершки от репы и корешки от пшеницы)
Кто спас Снегурочку и привёл домой ? (Жучка)
Кто пел песенку:
« Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить!
Уму-разуму учить! ( Старик)
Какие грибы приглашал гриб-боровик на войну с ягодами? ( Волнушки, опёнки, сморчки, грузди)
Кого просила о помощи Малашечка, когда искала братца в сказеке « Привередница»? ( Печь, яблоню, речку, ежа).
Кто пытался выгнать лису из избушки зайца в сказке « Лиса и заяц»? ( Волк, бык, медведь, петух)
Кому удалось её выгнать? ( Петуху) (Слайды 21,22)
Станция «Скороговорки» (Слайд 23)
В.И.Даль считал скороговорки не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В старину скороговорку называли ещё « трещотка», « лепетун». Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.
От топыта копыт пыль по полю летит.
Говори, говори, да не заговаривай.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Станция « Словарная» (Слайды 24-30)
1-й ведущий.
Долее 100 лет живет его словарь. К.И. Паустовский правильно заметил: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и его гражданской ценности». В И. Даль был настоящим русским не только по закону, но и по огромной своей любви к родному языку.
Звучит стихотворение И.А. Бунина.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
« Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля -это сокровище русской народной мудрости.
Что означают данные слова? (Кто точнее угадает, тот побеждает)
Вёдро (ясная погода)
Длань (рука)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)
Табун(конское стадо)
Кулебяка( длинный пирог из кислого теста с кашей, капустой или с рыбой)
Околица (граница, окраина деревни , села, посёлка) (Слайд 31)
Станция « Знатоки»
Викторина
Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)
Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Сколько нового вы узнали сегодня о великом сыне земли Русской. Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.
Ученик :
Оставил большое наследство
И этим нам многое дал
Истинно русский писатель
С короткой фамилией Даль.
Годы , века пролетают,
Много уносит вода,
Но Даля оставленный след
С человечеством будет всегда.