Утешева Н.Д., учитель русского языка и литературы ЧОУ «Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского»
1. Класс: 6
3. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
4. Вид урока: игра - путешествие
5. Цель методическая:
о выразительных особенностях деепричастий.
6. Цели.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Организационный момент. Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. 1 мин. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Коммуникативные: умение слушать других. |
II.Сообщение темы и цели урока. Цель: - определить тип урока, цель учебной деятельности. 2 мин. | Наш урок мне хочется начать со стихотворения Вадима Шефнера. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке нашем есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу. – Скажите, как вы поняли этот отрывок? Что значит «убить и спасти» слом? - Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Деепричастие».– Откройте тетради. Запишите число и тему урока. - Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Необычный, потому что мы с вами постараемся приблизить самое любимое время года – лето! - Но вначале давайте вспомним, как пишутся некоторые слова. | Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Записывают тему урока в тетради. | Познавательные: уметь осознавать учебно-познавательную задачу. Коммуникативные:уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные:уметь планировать в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. Личностные: уметь положительно относится к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
III. Повторение материала по теме урока. 1) Объяснительный диктант Цель: - актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; - повторить правило написания НЕ с разными частями речи. 3 мин | Неотправленное письмо, не дожидаясь ответа, никем не замеченный, не дошёл до ручья, не беспокоясь о себе, не зная дороги, не глубокая, а мелкая река. – Как пишется НЕ с деепричастиями? Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности. | Пишут объяснительный диктант. Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. |
2) Опрос по теории. Цель: - повторить сведения о деепричастии и деепричастном обороте. (7мин) | – Без чего не бывает ни одного лета? Конечно, без цветов. Давайте нарисуем и украсНа их обратной стороне записаны вопросы, поэтому, чтоб украсить ёлку, выбранной вами игрушкой, надо ответить на вопрос. Посмотрим, кто лучше всех справится с этим заданием. Учащиеся по парам оформляют задание «Цветок»: из ватмана вырезаны ромашки, на внешней стороне лепестка напечатан вопрос, на внутренней необходимо написать ответ. Вопросы: Что такое деепричастие? Назовите грамматические признаки деепричастия. Как образуются деепричастия? Что обозначают деепричастия несовершенного вида? Что обозначают деепричастия совершенного вида? Что такое деепричастный оборот? Каким членом предложения является деепричастие и деепричастный оборот? На какие вопросы отвечают деепричастия совершенного вида? На какие вопросы отвечают деепричастия несовершенного вида? (Ребята украшают оформляют «букет», озвучивая ответы) - Мы с вами знаем, что некоторые ученые-лингвисты, рассматривают деепричастие как особую форму глагола. Почему? | Отвечают на вопросы, приводят примеры. | Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы, слышать и понимать речь других. Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в устной форме. Личностные: устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
3) Динамическая пауза. Цель: - проверить умение отличать деепричастие от других частей речи; - сменить вид деятельности. (3 мин) | - Давайте проверим, как вы умеете отличать деепричастие от других самостоятельных частей речи, от глаголов и причастий. - Если я называю деепричастие, вы хлопаете в ладоши. Если же другую часть речи, топаете ногами. Приезжавшие, уезжая, отдыхать, ушедший, миновав, играя, плывущий, открывая, открыть, открывшийся, удивляя, изумлять. | Выполняют задание учителя: деепричастие – хлопают в ладоши, другая часть речи – топают ногами. | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье; устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
4) Разгадывание кроссворда. Цель: - повторить сведения об образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида. (7мин) | - Ребята, Лето забыло узнать короткую дорогу, и сейчас оно, наверное, стоит, задумавшись, и не знает, куда ему идти. Разгадав ключевое слово в кроссворде, вы поможете ему узнать название поляны, куда нужно прийти. Давайте его разгадаем. Впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов. (приложение 1) | Разгадывают кроссворд, образовывая от глаголов деепричастия совершенного и несовершенного вида. | Познавательные: учатся работать с кроссвордом. Регулятивные:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с классом. Личностные:устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
5) Работа с разноуровневыми карточками (работа в группах). (7 мин) Цель: - проверить уровень усвоения темы урока. | – А пока Лето в дороге, мы работаем с карточками, которые находятся в конвертах. Учитель раздает конверты с заданиями. ЗАДАНИЕ: выпишите деепричастия из кроссворда под всеми чётными цифрами в строчку, через запятую. Выделите в них суффиксы. Проверка задания №1 - Молодцы! Справились с заданием. Теперь Лето может спокойно продолжать путь. Дорога к поляне Деепричастие проходит по волшебному Хрустальному лесу. Лето идёт по лесу, любуясь красотой природы. - Ребята, а для чего нужны деепричастия? (Ответы учеников) - Конечно же, деепричастие, как и причастие, помогает нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее. Давайте убедимся в этом, наблюдая за тем, как умело используют деепричастия поэты. (приложение 2) ЗАДАНИЕ: найдите деепричастия, объясните постановку знаков препинания. один из учеников у доски, остальные – на местах. ЗАДАНИЕ: выпишите из записанных выше предложений деепричастие (по выбору), выполните его морфологический разбор. ЗАДАНИЕ: правильно или нет, расставлены знаки препинания. (приложение 3) | Выполняют в группах задания, предложенные учителем. | Познавательные:уметь работать с разными по уровню заданиями. Коммуникативные: уметь взаимодействовать с товарищами и уважать их мнение. Регулятивные:планируют в сотрудничестве с одноклассниками необходимые действия, операции, действуют по плану. Личностные: уметь проявлять инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы знаний. |
6) Работа по развитию речи. Цель: - способствовать развитию умения использовать деепричастия и деепричастные обороты в своей речи. (5 мин) | - Посмотрите на иллюстрацию, где изображён зимний сказочный лес, по которому путешествует Лето, и составьте предложения, используя деепричастные обороты и существительные, записанные на доске. (приложение 4) (Во время составления звучит музыка «Времена года. Зима») | Строят предложения с деепричастными оборотами и существительными, предложенными учителем. | Коммуникативные:уметь слушать и понимать других. Регулятивные:уметь оценивать результаты деятельности своей и товарища. Познавательные:слушают товарищей, извлекая нужную информацию. Личностные:устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
7) Игра «Я редактор». Цель: - проверить умение видеть орфографические ошибки и исправлять их; вспомнить правила. (5 мин) | - Вот Лето уже подходит к нашему городу. Близится окончание его путешествия, которое зависело не только от его смелости и отваги, но и от ваших знаний. По дороге оно встретило Зиму, которая передала ему письмо для Деда Мороза. Стыдно ведь: дедушка не пойдем, что написано. Поможем ему? (Приложение 5) | Исправляют ошибки в тексте, вспоминая правила. | Коммуникативные:уметь анализировать и исправлять предложения. Познавательные:самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор. Регулятивные:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные:устраняют пробелы в знаниях, совершенствуют имеющиеся. |
IV. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). Цель: - подвести итог проделанной работе на уроке. (2 мин) | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? -Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился - карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом. (приложение 6) | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Познавательные:приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные:оценивают свою работу. Коммуникативные:строят небольшие монологические высказывания
|
V. Домашнее задание. | Составить лингвистическую сказку о Деепричастии или деепричастном обороте или выполнить упражнение 217. | Записывают в дневник домашнее задание. | Познавательные:уметь выбирать решение, обосновывать выбор. |
Затих, прохладою дыша.
Ямы светят тихою водой.
Осторожно тянутся гурьбой.
Лес заводил осенний вой.
1.Некоторое время постоял, он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой.
2.Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и не раздеваясь лёг.
3. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.
Пришли мне к празднику подарок, обмотав его в красивую бумагу. Я хочу большую плитку шакалада, которая должна быть молочной и таять во рту. Канфеты, которые должны быть шакаладные, у которых хрустят вафли. Зефира, обсыпанного сахарной пудрой. Для сестры пришли, свиркающую блёсками, герлянду, а для брата – хлапушку, для родителей – жолтый мармилад.
Пока, Дед Мороз. Не заболей до праздника.