Деятельность тьютора в инклюзивном образовании
Воспитатель МКДОУ д/с №3 г.Дубовки
Наговицына Татьяна Алексеевна
Тьютор
Специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения
ТЬЮТОРСКИЕ ФУНКЦИИ
Выполнение каким-либо педагогом тьюторских функций осуществляется следующим образом:
1. обеспечивается координация всех многообразных структур, ставящих своей целью осуществление помощи ученику или студенту в осознанном выборе,
2. обсуждаются проблемы и трудности процесса самообразования, возникающие у школьников и студентов, создаются условия для реальной индивидуализации процесса обучения.
Оценка сформированности основных навыков школьной деятельности на конец первого года обучения
Деятельность ребенка
Делает +
Делает не всегда +-
Делает, но редко -+
Не делает -
Составление индивидуального плана работы с ребенком
Пример:
Ученик начинает обучаться в первом классе массовой школы, но ему трудно спокойно
сидеть весь урок.
Цель: адаптация ребенка к школьной жизни, развитие успешности в учебной и коммуникативной деятельности.
Задачи:
1.Развитие усидчивости на уроке.
2.Во время урока – развитие умения слушать учителя, правильно поднимать руку, находить нужное место в учебнике, выполнять упражнение по инструкции учителя.
3.Развитие умения говорить громче во время ответа на вопросы учителя.
4.На переменах – развитие навыков коммуникации со сверстниками, введение в коллективные игры, развитие понимания сути игры.
Способы достижения поставленных задач (Как это сделать?)
Зоны ближайшего развития
Динамика
Примеры
Пример 1. Девочка с 1-го по 4-й класс обучалась дома. В 5-м классе у нее появилась возможность обучаться в школе. Девочке трудно общаться со сверстниками, завязывать отношения. Когда в классе сидят другие дети, внимание девочки рассеяно, ей трудно сконцентрироваться на том, что говорит учитель.
Пример 2. Ребенок с аутистическим расстройством испытывает дискомфорт (тревогу) от того, что рядом с ним сидит другой ученик.
Ресурсная карта как основа индивидуальной образовательной программы
ВИДЫ КАРТИРОВАНИЯ
ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ
- заказ государства – установление четких приоритетов в содержании обучения в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала, который нужен в современном государстве от каждого человека, в нем проживающего .
2. частный (внутренний) заказ – то есть осмысленный ответ самого тьюторанта, или его родителей как потенциальных заказчиков на образование для своих детей на вопрос: « Чему и зачем он намерен учиться ?»
Реализация собственного внутреннего заказа к образованию может помочь учащемуся преодолеть контекст формального образования и вывести его затем в сферу успешной профессиональной деятельности.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ
Универсальное средство
для культурного опосредования сознания – ЗНАК (Л.С.Выготский)
Стержневое дидактическое средство всей современной теории обучения, объединяющее орудийную и знаковую функции – СЛОВО (Л.С. Выготский)
Принципиально новое дидактическое средство, также объединяющее орудийную и знаковую функции – КАРТА
(Т.М. Ковалёва)
Основное средство работы тьютора
ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНОЕ КАРТИРОВАНИЕ
Карта, как и любой другой знак, имеет внутреннюю и внешнюю сторону представленности и может выступать:
- в качестве внешнего ресурса (ориентация во внешнем экономическом, географическом, политическом, образовательном и т.д. пространстве)
- в качестве внутреннего (выработка собственных ресурсов для формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП) ( Ковалева Т.М.)
Работа с картой как не только как с внешним, но как с внутренним ресурсом человека называется «личностно-ресурсным» картированием.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРТЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА
- топика - охватывает пространство деятельности
(наличие различных пространственных объектов - места интересов, ресурсы, события),
- направленность – указывает на приоритетное направление развития
(навигация, маршруты реализации, приоритетные задачи, индивидуальная образовательная программа - центральное и удаленное от центра положение объектов),
- масштаб - прокладывает вектор в будущее
(указание на соразмерность или несоразмерность объектов -приоритетные задачи, пространство и время реализации индивидуальной образовательной программы).
ФУНКЦИИ КАРТЫ
Картирование (работа с картой) может стать современным дидактическим средством совместной работы педагога и учащегося, отражающим возможные направления индивидуального образовательного движения обучающегося, пространство его самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды.
Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.).
Наиболее полный спектр образовательных задач, возможностей и векторов движения может быть представлен в личностно-ресурсной карте.
РЕСУРСНОЕ РАСШИРЕНИЕ НАПРАВЛЕНО НА
- максимальное открытие перед тьюторантом возможностей окружающего мира;
- развитие познавательного интереса;
- формирование культуры работы с собственным образованием.
ТЕМЫ КАРТ
- Традиции моей семьи
- Река жизни
- Карта мест художественного воспитания
- Мои образовательные проблемы
- Мои интересы
- Мои дефициты
- Карта серьезных дел
- Мое образование
- Карта мест повышения квалификации и т.д.
ВИДЫ КАРТ
Карта образовательного путешествия
Карта интересов
Карта целей
Карта средств
Ресурсная карта
Карта дефицитов
Карта отношений
МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
компетенции
ресурсы
индикаторы
«Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стрессов» .
(Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО
по образованию в XXI веке)
Ресурсная карта- это некое наглядное, развернутое изображение различных ресурсов человека (условий и возможностей), связанных с последовательным, структурированным движением человека по осваиванию им этих ресурсов.
Составляется для более полного представления человеком различных возможностей своего развития и образовательного движения.
Диагностика: картография
минимум канцелярских принадлежностей
+
свобода творчества
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ КАРТ
1. Для начала, если вы составляете карту вручную, возьмите лист бумаги формата А4, А3, расположите горизонтально. В центре листа сделайте многоцветный рисунок, изображающий вашу тему, или напишите ключевое слово.
2. Проведите линии от центрального образа к углам, их необходимо подписать ключевыми словами, слово представляет основную мысль или значение.
3. От основных идей с наиболее важными понятиями проведите другие линии с производными понятиями. На линии должно быть только одно слово, и линия должна равняться длине слова.
4. На основных ветвях пишите печатными буквами, на второстепенных пишите письменными.
5. Работайте с цветом, рисунками, символами различных форм и размеров.
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ КАРТ
6. Избегайте повторений. Повторения заменяйте кодированием. Разделяете словосочетания осмысленно (чтобы упростить восприятие и иметь более четкие представления).
7. При помощи символов вы можете добавить в свою карту дополнительные оценки и приоритеты.
8. В карту могут вноситься коррективы и изменения несмотря на то, что она завершена.
9. После создания карты можно приступать к оценке и реструктурированию.
10. По мере создания карты идите от общего к частному. Установите иерархию важных линий и второстепенных.
11. При создании карт прежде чем рационально планировать время, необходимо ясно осознавать цели.
Диагностика: картография
минимум канцелярских принадлежностей
+
свобода творчества
Дневник тьютора
Ф.И.О. воспитанника
Проблема
Цель
Задачи
Ход реализации задач
(в табличной форме, включающей дату, наблюдения тьютора и его комментарии)
Вывод