Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №24»
Деление числа
на произведение
(конспект открытого урока математики
в 4-б классе в рамках проведения
Недели начальной школы)
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Жиренко С.В.
г. Гуково
2020 год
Тема: «Деление числа на произведение».
Цели:
познакомить учащихся с различными способами деления числа на произведение;
развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, чувство взаимовыручки, внимание;
воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Обеспечить осознанное восприятие нового материала
Организовать деятельность учащегося по выбору оптимального решения из нескольких возможных
Отрабатывать грамотное употребление в речи терминов: произведение, множитель, делимое, делитель, частное
Создать условия для формирования умения составлять алгоритм своих действий и следовать ему
Воспитывать культуру поведения при совместной работе
Формируемые УУД:
Личностные:
Понимать смысл поставленной задачи
Проявлять инициативу, активность при решении задачи
Регулятивные:
Понимать суть алгоритма; уметь действовать по предложенному алгоритму
Оценивать и корректировать свои действия
Познавательные:
Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли, участвовать в продуктивном диалоге; сотрудничать с учителем и одноклассниками
Тип урока: урок открытия новых знаний
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, технология исследования, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, игровая, репродуктивная, самостоятельная.
Оборудование: учебник Математика М.И, Моро, 4 класс,2 часть; с.25; презентация к уроку, карточки (для работы в парах).
Ход урока
Организационный этап.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку, настрой детей на позитивную работу.
Мотивационный настрой.
Эпиграф нашего урока – слова доктора физико–математических наук, академика Маркушевича Алексея Ивановича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
- Каким вы хотите, чтобы у нас получился урок? (слайд )
- А что для этого нам нужно сделать?
- Давайте сотрудничать, дружно работать вместе.
-А теперь открыли тетради и записали сегодняшнее число – 6 февраля, классная работа.
Актуализация знаний.
Чистописание
На доске записаны числа: 1 22 333 …
- Вы «уловили» закономерность в данном задании? Продолжите ряд чисел. Запишите.
- Прочитайте все числа.
2. Устный счёт (слайд )
-Посмотрите, по каким числовым дорогам мы отправляемся в путь к науке Математика. Есть ли какая-то закономерность в этом ряду чисел? Какая?
50581,60682,70783, 80884,90985
-Найдите «лишнее» число в этом ряду. Почему оно лишнее? Дайте характеристику этому числу, какое оно
50581,60682,70783, 8844,90985
(Высота расположенного в Гималаях горы Эверест составляет 8 844 метра)(слайд)
-А далее нам нужно подняться по этой горе, вычисляя числовые выражения и записывая только ответы в тетрадь, причем девочки будут подниматься по красным ступенькам, а мальчики - по синим (слайд )
(Проверка)
III.Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи
- Запиши выражения и вычисли их значения: (по 1 выходят к доске)
1. 18 разделить на произведение чисел 3 и 2. (18 : (3х2)= )
2. Частное чисел 18 и 3 разделить на 2. ((18: 3) : 2 =)
3. Частное чисел 18 и 2 разделить на 3. ( (18 : 2) : 3=)
- Проверим, какое выражение записали. Найдите значения выражений. (по очереди)
- Чем похожи выражения? (одинаковые числа, ответы, знаки действия)
- Чем отличаются? (порядком действия, скобками)
- Обратите внимание на первое выражение. Еще раз посмотрите на 2 и 3 выражения .
-Может быть, кто-то догадался, как получились 2 и 3 выражения из первого выражения? Объясните.
- Используя первое выражение, определите тему урока?
- Тема урока: Деление числа на произведение.
- Посмотрите ещё раз на первое выражение ,определите цель урока? ( Научиться делить число на произведение разными способами)
IV. Открытие новых знаний.
- Вернемся к нашим выражениям. Как можно разделить число на произведение?
18:(3х2)=3 (18:3):2=3 (18:2):3=3
- Разделить число на произведение можно разными способами.
- Составим алгоритм деления числа на произведение. (по 1 ученику желающие)
Составление алгоритма.
1. Вычислить произведение и разделить на него число.
18:(3х2)=18:6=3
2. Разделить число на первый множитель и результат разделить на второй множитель.
18:(3х2)=(18:3):2=6:2=3
3. Разделить число на второй множитель и результат разделить на первый множитель.
18:(3х2)=(18:2):3=9:3=3
- Для чего нужно знать 3 способа, деление числа на произведение? (чтобы легче было считать, удобнее, быстрее сосчитать)
- Какой способ удобнее
2.Объясни, как рассадили 12 детей за 6 парт( слайд )
- Соотнесите наш вывод с выводом учебника. Откройте уч. на стр. 25. Прочитайте вывод. Верно, ли мы рассуждали, когда делили число на произведение? Верно
V.Физкультминутка
VI. Первичность закрепления нового материала.
Работа по учебнику.
1)Стр. 25 № 73 - у доски с комментированием
2)Стр.25 №74 – удобным способом
- Как вычислить удобным способом значение выражения 90:(5х2)? Удобно сначала найти произведение двух множителей:5 и 2, а потом разделить число 90 на произведение . 90:(5х2)=90:10=9
- Как вычислить удобным способом значение выражения 150:(6х5)? Удобно сначала разделить число на второй множитель 5,а потом разделить на первый множитель 6. 150:(6х5)=(150:5):6=30:6=5
- Как вычислить удобным способом значение выражения 600:(50х2)? Удобно сначала число разделить на первый множитель ,а потом разделить на второй множитель. 600:(50х2)=600: 100 =6
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (работа в парах)
Работа по карточкам.
- Выполните задание на карточке, которая лежит у вас на парте, пользуясь полученными знаниями по сегодняшней теме урока. Выберите наиболее удобный способ деления числа на произведение (проверка)
1 ряд
84 : (2х6) = (84 : 2) : 6= 42 : 6=7
210: (6х7) = (210 : 7) : 6= 30 : 6 =5
400 : (10 х 5)= (400:10) : 5= 40: 5= 8
120:24=120:(4х6)=(120:4):6=30:6=5
2 ряд
36:(6х3)=36:18=2
270:(9х5)=(270:9):5=30:5=6
800:(5х8)=(800:8):5=100:5=20
140:28=140:(7х4)=(140:7):4=5
3 ряд
48:(6х2)=48:12=4
240:(8х5)=(240:8):5=30:5=6
700:(2х7)=(700:7):2=100:2=50
150:25=150:(5х5)=(150:5):5=30:5=6
-Проверим, что у вас получилось
- Встаньте те, кто решил правильно.
- Молодцы, вы сумели применить алгоритм деления числа на произведение.
- Встаньте те, кто допустил ошибки?
- Что нужно вам повторить?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Выполнение задания 75 на стр.25.
- О чем задача?
- Назовите условие задачи? Вопрос задачи?
-Как удобнее записать краткую запись задачи? ( в таблицу)
- Возьмите жёлтые карточки. Заполним таблицу условиями и вопросом задачи.
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
- Можем ли мы сразу решить задачу? Почему? Не знаем сколько килограммов сыра и масла получится из 20 тонн молока.
- Можем ли мы это узнать? Каким действием? (8320)
- А масла? (45·20)
- А теперь запишем решение этой задачи выражением.
I способ. (8320)-(45·20)=760(кг)
- Подумайте, как можно эту задачу решить другим способом? (Решает другой ученик) Можно узнать разницу в 1 тонне и умножить на 20т
II способ. (83-45)·20=760(кг)
(У доски второй ученик)
- Сформулируйте и запишите ответ самостоятельно.
- Сравните эти способы. Какой способ вы считаете более рациональным?
VIII. Итог урока.
- Какая тема нашего урока? Для чего нам необходимо это знать?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Что оказалось сложным?
-Что получилось лучше всего?
IX. Рефлексия деятельности.
Оцените свою деятельность:
- Выберите то предложение, которое подходит вам на сегодняшнем уроке.
1. Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
- Встаньте, кто выбрал цифру 1,2,3,4
X. Домашнее задание.
Стр.25 № 77