Математика, 3 класс
Тема урока. Деление числа на произведение
Цели урока:
- познакомить детей с приёмами деления числа на произведение; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи на приведение к единице;
- развивать внимание, логическое мышление, умение рассуждать, умение работать в команде;
- воспитывать интерес и любовь к математике; активизировать познавательную деятельность.
Ход урока
1. Орг. момент. Сообщение темы и цели урока
– Быстренько проверь, дружок,
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?
– Все ли правильно сидят?
– Все ль внимательно глядят?
(слайд 2)
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну математики.
(слайд 3)
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука,
Очень точная наука -
Это математика.
На этом уроке вам будут предложены интересные задания. А чтобы выполнить их, показав свои знания, надо внимательно слушать.
II. Актуализация опорных знаний
Минутка чистописания. (слайд 4)
Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет. (Цифра 9)
- Пропишем в тетради цифру 9.
Устный счет
1) Работа по таблице (слайд 5 - 10)
- Как называются числа при умножении?
- Как найти первый множитель?
- Как найти произведение?
- Как найти второй множитель?
a | 6 | 3 | 7 | 4 | 30 |
b | 10 | 50 | 40 | 100 | 20 |
a•b | 60 | 150 | 280 | 400 | 600 |
2) Определение темы урока (слайд 11)
50 * 6 : 10 Е
4 * 3 * 10 Н
950 – 720 + 42 Д
140 : 7 * 2 И
(270 - 50) : 10 Л
Проверь: 272 30 22 30 120 40 30 (Деление)
- Сообщение темы урока
Мы сегодня будем углублять знания о действии делении, научимся делить число на произведение разными способами.
III. Работа по теме урока
Постановка проблемы (слайд 12)
Выполним деление числа 18 на произведение чисел 3 и 2.
18 : (3 • 2)
Практическая работа (слайд 13)
1) Учащимся заранее розданы полоски бумаги длиной 18 см.
У.: Перед вами лежат полоски бумаги. Измерьте их длину.
- Чему равна длина полоски? (Длина полоски равна 18 см).
У.: Разделите эту полоску на 6 равных частей.
- Объясните, как вы это можете сделать?
Работа в парах. Выслушиваются гипотезы учащихся.
Ученик. Полоску разделить на две части и каждую часть еще разделить на три части.
Учитель. Как вы практически подтвердите свое предположение?
Ученик. Согнуть полоску на две равные части и еще согнуть на три части.
(Учащиеся практически доказывают свое предположение, то есть сгибают полоску сначала на две части и каждую часть сгибают еще на три части.)
Учитель. А как проверить равенство этих частей?
Ученик. Равенство можно проверить измерением.
Учитель. Измерьте длину одной шестой части полоски. Чему она равна?
(Учащиеся измеряют линейкой.)
Ученик. Каждая часть равна 3 см.

(Слайд 13)
Учитель. А как еще можно разделить полоску бумаги на 6 частей?
Ученик. Полоску разделить на три части и каждую часть разделить еще на две части.
Учитель. Как практически это можно показать?
Ученик. Согнуть полоску на три равные части и еще согнуть на две части.
(Учащиеся сгибают полоску на три равные части и еще сгибают на две части.)
Учитель. Измерьте длину одной шестой части полоски.Чему она равна?
(Учащиеся измеряют линейкой.)
Ученик. Каждая часть равна 3 см.
(Слайд 14)
Учитель. А как еще можно разделить полоску бумаги на шесть частей?
Ученик. Можно разделить полоску сразу на шесть одинаковых частей.
Учитель. А как практически вы подтвердите свое предположение?
Можем ли полоску сразу согнуть на шесть равных частей?
Ученик. Нет, не можем.
Учитель. Какие ваши предположения?
Ученик. Измерить на полоске отрезок длиной 3 см, и по длине этого отрезка согнуть остальные части. (Учащиеся выполняют задание.)

(Слайд 15)
Учитель. Какие способы деления полоски на шесть равных частей использовали? (Выслушиваются ответы детей.)
К чему можно применить эти способы деления?
Ученик. Эти способы деления можно применить к числам.
Учитель. Как можно разделить число на произведение? Запишите выражениями.
(Слайд 16 ) Ученик. 18:2:3=3
18:3:2=3
18:(3 • 2)=3
ВЫВОД Разделить число на произведение можно разными способами.
Составьте алгоритм деления числа на произведение.
Составление алгоритма.
Ученик. Разделить число на первый множитель и результат разделить на второй множитель.
18:(3х2)=(18:3):2=6:2=3
Ученик. Разделить число на второй множитель и результат разделить на первый множитель.
18:(3х2)=(18:2):3=9:3=3
Ученик. Вычислить произведение и разделить на него число.
3. 18:(3х2)=18:6=3
Учитель. Чем похожи эти выражения?
Ученик. Во всех этих выражениях число делим на произведение.
Учитель. Соотнесите наш вывод с выводом учебника.
4. Физкультминутка (Слайд 17)
Раз – поднялись, подтянулись
Два – согнулись, разогнулись
Три – в ладоши три хлопка
На четыре – руки шире
Пять – руками помахать
Шесть – тихонько сесть
5. Работа с учебником (с. 123)
1) Чтение правила
2) № 778, с. 122
3) Слайд 18
- Разделить число на произведение можно разными способами.
12 : (3 х 2 ) = 12 : 6 = 2 и разделим на него число
12 : (3 х 2 ) = (12 : 3) : 2 = 4 : 2 = 2
12 : (3 х 2 ) = (12 : 2) : 3 = 6 : 3 = 2
IV. Закрепление изученного
Работа с учебником (с. 123)
Решение примеров (с. 123, № 780 – коллективно, № 781 - самостоятельно)
Решение задачи на приведение к единице (С. 123, № 783 - устно)
Творческое задание *** (Слайд 19)
- Чтобы решить пример, вы можете выбрать более удобный способ.
- Давайте решим примеры удобным способом.
80 : ( 5 х 2 ) = 80 : 10 = 8
140 : ( 4 х 7 ) = (140:7 ) : 4 = 20 : 4 = 5
270 : ( 9 х 5 ) = (270 : 9 ) : 5 = 30 : 5 = 6
V. Домашнее задание
с. 123 – 124, № 786, 787
VI. Итог урока
- Как разделить число на произведение?
- Какие способы деления числа на произведение вы знаете?