Деление в данном отношении
Ход урока.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Договариваемся: действовать и не бояться допустить ошибку! Ведь не зря говорят: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!»
2. Актуализация знаний
- Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке
- Что называется отношением? Что показывает отношение?
1)Прочитайте отношения: 15:6; 3:5; 5:7; 4:12, 18:48.
Назовите те, которые на ваш взгляд можно упростить? Упростите. Каким правилом мы пользуемся?
2)Закончите фразу:
Отношение 1:5 показывает, что … ( 1 составляет 1/5 часть от 5)
Отношение 3:2 показывает, что … (3 больше 2 в 1,5 раза)
Если первое число в 3 раза больше второго, то они относятся как… (3:1)
- Молодцы! Вы отлично поработали.
3. Изучение нового материала
- А теперь выполним следующее задание. У вас на столах лежит набор карточек. Возьмите, пожалуйста, карточку №1. Рассмотрим задачу: Приближается праздник – Новый год. Ученики 5 и 6 классов готовят игрушки. Ученики 6 класса изготовили в 2 раза больше игрушек, чем пятиклассники. А вместе изготовили 39 игрушек. Нужно рассчитать количество игрушек, чтобы узнать, чья ёлка будет наряднее?
- Определите тип задачи. Как мы решаем задачи на части?
- Так как количество игрушек, изготовленных учениками 6 класса в 2 раза больше количества игрушек пятиклассников, то количества игрушек относятся как 2:1.
А теперь измените, условие задачи так, чтобы в условии были слова «в отношении 2:1». Значит, нам нужно разделить число 39 в отношении 2:1. Получили новый тип задач. Как мы можем назвать этот тип задач?
- Запишите тему урока «Деление в данном отношении».
- Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Научится делить величину на части, отношение которых равно заданному отношению).
- Какую еще цель мы можем поставить? (Составить алгоритм, как разделить число в данном отношении. Научиться использовать алгоритм для решения задач)
В практической жизни человека – при использовании кулинарных рецептов, при приготовлении смесей и растворов, при распределении доходов – часто возникает необходимость разделить ту или иную величину в заданном отношении. И наша цель сегодня научиться это делать.
- Обратите внимание, что, решая задачу старым способом, мы выполняем такие же действия, как и при решении с помощью отношения. Скажите, какие мы действия выполняли, чтобы решить задачу?
Действия:
- узнать, сколько частей игрушек принадлежат шестиклассникам, а сколько пятиклассникам.
-сложить эти части и получить общее количество частей,
-разделить 39 на общее количество частей, узнать, сколько игрушек приходится на одну часть,
-вычислить, сколько игрушек изготовили ученики 5 и 6 классов.
- Запишем решение задачи
39 игр. 2:1
1. 2+1=3(ч.)
2. 39:3=13(игр.) – 5 классы
3. 13*2=26 (игр.) – 6 классы
- Давайте составим алгоритм, которым мы с вами будем пользоваться при решении задач такого типа. Работаем мы в парах. У каждого на парте лежит конверт, где шаги данного алгоритма перепутаны, вам необходимо выложить эти карточки в нужном порядке. Приступайте.
Чтобы разделить число А в отношении m:n, нужно:
1.Сложить m и n. (Получим общее количество частей).
2.Разделить число A на m+n. (Получим, сколько приходится на 1 часть)
3.Умножим результат деления на m. (Получим число, которое содержит m частей данного числа).
4.Умножим результат деления на n. (Получим число, которое содержит n частей данного числа).
4. Первичное закрепление
Решим несколько задач на деление числа в заданном отношении.
Возьмите карточку №2.
Работаем в парах, для решения советую пользоваться алгоритмом.
Заполните таблицу.
число | 12 | 36 | 45 | 72 |
В каком отношении разделить | 1:3 | 5:1 | 2:3 | 4:5 |
результат | | | | |
- Проверим, что у вас получилось.
5. Закрепление изученного
Работаем с учебником, откройте № 579(а). Решаем у доски, подробно комментируя каждый шаг. Для закрепления 580(а),581(а).
6. Творческий уровень
Рассмотрим еще одну задачу, карточка №3. Для учащихся 5 и 6 классов школа приобрела 50 билетов в цирк. В пятых классах учатся 72 человека, а в шестых – 48. Как разделить билеты между пятиклассниками и шестиклассниками?
- Чем отличается условие задачи от ранее решенной задачи? Можно ли сразу применить алгоритм? Как решить задачу?
Нет заданного отношения. Нужно это отношение задать. Потом его упростить и решить по алгоритму.
72:48=3:2
50:(3+2)= 10(б.) – приходится на 1 часть
10*2=20(б.) – шестым классам
10*3=30(б.) – пятым классам
7. Итоги
А теперь оцените свою деятельность на уроке:
- Справились с первой из поставленных целей? На сколько?
- Справились со второй поставленной целью? Аргументируйте свой ответ
- Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
- Как вы думаете? Всегда ли приходится делить величину на 2 части?
- Будет ли справедлив алгоритм для таких задач? Мы определили проблему на следующий урок.
- Оцените свою деятельность самостоятельно и выберете из имеющихся высказываний то, которое для вас является ответом на вопрос: Как я понял тему «Деление в данном отношении».
1. Все понял, могу помочь другим
2. Запомню надолго
3. Все понял
4. Могу, но нужна помощь
5. Ничего не понял
8. Домашнее задание:
П. 6.2, учить правила, № 579(б), 580(б)
Раздаточный материал:
Задание 1: Приближается праздник – Новый год. Ученики 5 и 6 классов готовят игрушки. Ученики 6 класса изготовили в 2 раза больше игрушек, чем пятиклассники. А вместе изготовили 39 игрушек. Нужно рассчитать количество игрушек, чтобы узнать, чья ёлка будет наряднее?
Задание 2. Заполните таблицу:
число | 12 | 36 | 45 | 72 |
В каком отношении разделить | 1:3 | 5:1 | 2:3 | 4:5 |
результат | | | | |
Задание 3. Для учащихся 5 и 6 классов школа приобрела 50 билетов в цирк. В пятых классах учатся 72 человека, а в шестых – 48. Как разделить билеты между пятиклассниками и шестиклассниками?
Чтобы разделить число А в отношении m:n, нужно: |
1.Сложить m и n. (Получим общее количество частей). |
2.Разделить число A на m+n. (Получим, сколько приходится на 1 часть) |
3.Умножим результат деления на m. (Получим число, которое содержит m частей данного числа). |
4.Умножим результат деления на n. (Получим число, которое содержит n частей данного числа). |
4