Деловая игра
«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации
ФГОС второго поколения»
Ход игры
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Правила деловой игры
1 «Здесь и сейчас» – говорим и обсуждаем только то, что касается темы игры, и о том, что
зависит от нас.
2 «Уважение другого мнения» – кто-то может думать по-другому, не так, как вы: выслушайте его внимательно и постарайтесь понять, не осуждая.
3 «Регламент» – бережем наше время: говорим кратко и по существу.
4 «Поднятая рука» – человек поднял правую руку вверх: он просит тишины и внимания, ему есть, что сказать.
5 «Инициатива», или «Кто, если не Я» – каждый старается в меру своих сил и понимания,
предлагает идеи и думает над предложениями коллег: от этого зависит общее решение.
Цель игры: Повышение компетентности и успешности классного руководителя, его творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в изменяющихся условиях реализации ФГОС второго поколения: а если коротко, то уточнение и систематизация знаний педагогов по ФГОС.
Задачи:
1. Углубить знания по теме игры, обогащение практического опыта педагога.
2. Формировать умения свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме.
3. Развитие педагогического мышления.
4. Выявить существующие затруднения (дефициты знаний и умений) классных руководителей в организации воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения
Уважаемые коллеги, у нас сегодня деловая игра! Давайте уточним и систематизируем ваши знания.
Вот уже 6 лет (с 6.10.2009г.) мы живем и работаем в условиях внедрения и реализации ФГОС нового поколения. Мы с Вами перестроились, прошли обучение и реализуем стандарт. Ни для кого не секрет, несмотря на то, что стандарт введен и реализуется, остается много вопросов. Сегодня мы проведем деловую игру, тема которой «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения», и попытаемся углубить знания по теме, обогатить практический опыт и выявить затруднения, которые возникают в работе.
Нам очень интересно узнать: почему новые стандарты образования вызвали широкую дискуссию не только в образовательной среде, но и в целом в общественности. Конечно, все мы понимаем, что от этого зависит наше будущее: будущее наших учеников, будущее наших детей, будущее нашей страны. С другой стороны, все мы понимаем, что это уже и наше настоящее. А, как правило, настоящее волнует нас ещё более.
Предлагаю поделиться на 2 команды (название команд).
РАЗМИНКА. «Мозговая атака»
Вопрос первый.
Для 1 команды: Как зовут министра образования РФ? Васильева Ольга Юрьевна
Для 2 команды: Как зовут директора Департамента образования и науки Курганской области? В апреле 2018 года назначен Хмелёв Герман Геннадьевич. Временно исполняющий обязанности директора Департамента образования и науки Курганской области АБРАМОВ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ
Вопрос второй. (слайды презентации)
Кто это? (фото обеим командам)Макаренко Антон Семенович Выготский Лев Семенович
Задание «Кроссворд ФГОСовца»
(время выполнения 5 минут)
| | п | р | о | Ф | е | с | с | и | о | н | а | л | ь | н | о | е | | | | |
| | | | | Г | р | а | ж | д | а | н | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь |
| | с | а | м | О | к | о | н | т | р | о | л | ь | | | | | | | | |
| | | | | С | т | а | н | д | а | р | т | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | р | О | д | и | т | е | л | и | | | | | | | | | | |
в | н | е | у | р | О | ч | н | а | я | | | | | | | | | | | | |
| т | р | е | б | О | в | а | н | и | я | | | | | | | | | | | |
1. Одно из требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, относящееся к предметным результатам – это подготовка к последующему профессиональному образованию.(дополнить фразу)
2. Одно из требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, относящееся к личностным результатам? Гражданственность
3.Одно из требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, относящееся к метапредметным результатам? Самоконтроль
4. Федеральный государственный образовательный……………….. Стандарт
5. Кто тесно взаимодействует с педколлективом и по ФГОС является партнёрами?(родители)
7. одна из форм организации образовательного процесса Внеурочная
6. Что такое стандарт одним словом?ТРЕБОВАНИЯ
Вопросы для блиц-опроса:
Расшифруйте аббревиатуру ФГОС НОО и ФГОС OОО.
В каком году принят новый ФГОС НОО? (6 октября 2009 г.)
Какой подход лежит в основе Стандарта (системно-деятельностный подход).
Кто является разработчиком основных образовательных программ? (ОУ, педагоги)
Как называются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которые формируются в условиях реализации основной образовательной программы (Универсальные учебные действия
Перечислите виды УУД. (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные).
Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ФГОС? (внешнюю оценку (оценка, осуществляемая внешними по отношению к школе службами); внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией).
Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных достижений (Портфолио ученика).
Из каких направлений может состоять внеурочная деятельность учащихся? (Внеурочная деятельность состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность).
Сколько часов в неделю может отводиться на внеурочную деятельность? (5-10 часов)
Сколько должная длиться динамическая пауза между урочной и внеурочной деятельностью учащихся? (40 минут)
Назовите документ, обеспечивающий права ребенка на качественное и доступное образование в стране. (Закон об образовании)
3. «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС».
Вы получили пустой бланк «Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС» (Приложение 1), где обозначен только предмет изменений (1-й столбик), а 2-й и 3-й получили в разрезанном виде и должны вставить в окошко.
После команда «Пятиклассники» озвучивает традиционную деятельность учителя, «Первоклассники» – по ФГОС:
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Именно так и должна выглядеть деятельность ученика и учителя, работающих по ФГОС. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, вечной и главной формой обучения остается урок. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
РАУНД 5. «Педагогические пазлы»Педагогам дается задание, составить фразу, предварительно разрезанную на отдельные слова, словосочетания (фраза разрезается по одному, два, три слова). Время выполнения задания – 5 минут.
1 команда Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.
2команда По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе
Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС |
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | |
Результаты обучения | Предметные результаты | |
Нет портфолио обучающегося | |
Основная оценка – оценка учителя | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | |
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС |
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Взаимодействие с родителями обучающихся | | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
| Создание портфолио |
| Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
| Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Задание «Кроссворд ФГОСовца»
| | | 1 | | | Ф | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 2Г | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 3 | | | О | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 4С | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 5 | О | | | | | | | | | | | | | | | | |
| 6 | | | | | О | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 7 | | | | О | | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Одно из требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, относящееся к предметным результатам – это подготовка к последующему ………………………образованию. (дополнить фразу)
2. Одно из требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, относящееся к личностным результатам?
3.Одно из требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, относящееся к метапредметным результатам?
4. Федеральный государственный образовательный………………………….
5. Кто тесно взаимодействует с педколлективом и по ФГОС является партнёрами?
6. Одна из форм организации образовательного процесса ?
7. Что такое стандарт одним словом?
Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования |
позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни |
в современном информационном обществе |
По каким бы стандартам ни учился ребенок, |
любовь и внимание учителя необходимы ему, |
для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе |