СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловые игры на уроках

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Варианты  проведения деловых игр на уроках технологии с 5 по 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Деловые игры на уроках»

Использование игровых технологий в условиях реализации ФГОС на уроках технологии Подготовила: Китова Елена Викторовна Учитель технологии МБОУ СОШ №5 г.Чернорорска

Использование игровых технологий в условиях реализации ФГОС на уроках технологии

Подготовила:

Китова Елена Викторовна

Учитель технологии

МБОУ СОШ №5 г.Чернорорска

Понятие  «Игровые педагогические технологии» Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Внедрение личностно ориентированного образования в учебный процесс позволило разработать и применить на уроках технологии деловые игры формируя и развивая творческую личность ученика с учетом его интереса, личностных качеств и способностей.

Понятие «Игровые педагогические технологии»

  • Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
  • Внедрение личностно ориентированного образования в учебный процесс позволило разработать и применить на уроках технологии деловые игры формируя и развивая творческую личность ученика с учетом его интереса, личностных качеств и способностей.
По характеру педагогического процесса выделяют группы игр 1. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие 2. Познавательные, воспитательные, развивающие. 3. Репродуктивные, продуктивные, творческие. 4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, спихотехнические и др. 4.

По характеру педагогического процесса выделяют группы игр

1. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие

2. Познавательные, воспитательные, развивающие.

3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.

4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, спихотехнические и др.

  • 4.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 1 . Учебная деятельность подчиняется правилам игры; 2. Учебный материал используется в качестве её средства; 3. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; 4. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • 1 . Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • 2. Учебный материал используется в качестве её средства;
  • 3. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  • 4. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Принципы проведения игр Игра не должна быть обычным упражнением с использованием наглядности Должно быть обязательное подведение итогов игры, выявление победителей Игра не должна выпадать из общих целей урока

Принципы проведения игр

Игра не должна быть обычным упражнением с использованием наглядности

Должно быть обязательное подведение итогов игры, выявление победителей

Игра не должна выпадать из общих целей урока

По образовательным задачам игры делятся: 1. Изучающие новый материал. 2. Формирующие умения и навыки. 3. Игры для обобщающего повторения и контроля знаний.
  • По образовательным задачам игры делятся:
  • 1. Изучающие новый материал.
  • 2. Формирующие умения и навыки.
  • 3. Игры для обобщающего повторения и контроля знаний.
Основные цели и задачи деловых и ролевых игр Профессиональное самоопределение учащегося и формирование личностных качеств в успешном карьерном росте в современных условиях производства и бизнеса. Формирование навыков успешного человека не только на работе но и дома. Умение преодолевать трудности, проблемы в игре, а затем и в жизненных ситуациях. Развитие нравственных, деловых, творческих качеств личности при разработке творческих проектов в обустройстве своего дома. Повышение качества знаний.

Основные цели и задачи деловых и ролевых игр

  • Профессиональное самоопределение учащегося и формирование личностных качеств в успешном карьерном росте в современных условиях производства и бизнеса.
  • Формирование навыков успешного человека не только на работе но и дома.
  • Умение преодолевать трудности, проблемы в игре, а затем и в жизненных ситуациях.
  • Развитие нравственных, деловых, творческих качеств личности при разработке творческих проектов в обустройстве своего дома.
  • Повышение качества знаний.
Виды уроков в игровой форме Урок-ролевая игра. Урок-деловая игра. Формы проведения ролевых игр: воображаемые путешествия, дискусии, пресс0-конференции, уроки-судьи и т.д. В деловых играх в основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения проблемы, и имитируется его реализация на практике. Урок с дидактической игрой. Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Виды уроков в игровой форме

Урок-ролевая игра.

Урок-деловая игра.

Формы проведения ролевых игр: воображаемые путешествия, дискусии, пресс0-конференции, уроки-судьи и т.д.

В деловых играх в основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения проблемы, и имитируется его реализация на практике.

  • Урок с дидактической игрой.
  • Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
   Проведение урока в форме ролевой игры в 8 классе при изучении темы «Бизнес»  способствует развитию  личностных качества ученика – интерес, творчество, лидерство, уверенность, коммуникабельность, критичность. Данная игра является обобщающей повторения и контроля знаний.        Товаровед Спецификация на товар или услугу. Бухгалтер доходы и расходы Командир директор Сотрудники определяют себе роль в зависимости от выбранного предприятия.

Проведение урока в форме ролевой игры в 8 классе при изучении темы «Бизнес» способствует развитию личностных качества ученика – интерес, творчество, лидерство, уверенность, коммуникабельность, критичность. Данная игра является обобщающей повторения и контроля знаний.

Товаровед

Спецификация на товар или услугу.

Бухгалтер доходы и расходы

Командир

директор

Сотрудники определяют себе роль в зависимости от выбранного предприятия.

   При изучении темы «Бюджет школьника» я предлагаю учащимся игровую ситуацию.   Вы студенты уехали учится в другой город.  Задача: Рассчитать расходы на месяц.     Мозговая атака ( ситуации для команд) - На неделе нужно сдать работу в печатном виде, (условие: принтера нет и распечатать негде. Денег осталось 500р. На неделю, мама далеко. И т.д. Результатом является наибольшее количество вариантов на вопросы. 1 команда: - 10000р. 2 команда: - 5000р. 3 команда: - 7000р.

При изучении темы «Бюджет школьника» я предлагаю учащимся игровую ситуацию. Вы студенты уехали учится в другой город. Задача: Рассчитать расходы на месяц.

Мозговая атака ( ситуации для команд) -

На неделе нужно сдать работу в печатном виде, (условие: принтера нет и распечатать негде. Денег осталось 500р. На неделю, мама далеко. И т.д.

Результатом является наибольшее количество вариантов на вопросы.

1 команда: - 10000р.

2 команда: - 5000р.

3 команда: - 7000р.

Применение игровых технологий способствует не только активизации познавательной деятельности обучающихся, но и повышает их мотивацию, способствует формированию коммуникативных и регулятивных учебных действий. Главное должно стать включение в учебную игровую деятельность всех обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя. Использование игровых технологий на уроках технологии формируют метапредметные УУД. А именно регулятивные – планирование, контроль, саморегуляция; познавательные - поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Применение игровых технологий способствует не только активизации познавательной деятельности обучающихся, но и повышает их мотивацию, способствует формированию коммуникативных и регулятивных учебных действий. Главное должно стать включение в учебную игровую деятельность всех обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
  • Использование игровых технологий на уроках технологии формируют метапредметные УУД.
  • А именно регулятивные – планирование, контроль, саморегуляция; познавательные - поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
          При изучении раздела «Семейная экономика» итоговым уроком является тема «Реклама»  Учащиеся должны от рекламировать свое предприятие по правилам рекламы.  Под запись в тетради даются основные требования к рекламе.  Учащиеся командой по 4 -5 человек придумывают рекламу, далее ее защищают в форме сценки.  Команды задают друг другу вопросы и оценивают по баллам.   Данная игра застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

При изучении раздела «Семейная экономика» итоговым уроком является тема «Реклама» Учащиеся должны от рекламировать свое предприятие по правилам рекламы. Под запись в тетради даются основные требования к рекламе. Учащиеся командой по 4 -5 человек придумывают рекламу, далее ее защищают в форме сценки. Команды задают друг другу вопросы и оценивают по баллам. Данная игра застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.

ПО ТИПАМ: 1. познавательные В 5 классе выполняют макет кухни с соблюдением всех требований и правил. Учащиеся видят себя в роли «дизайнера». Работу выполняют в картонной коробке. При этом необходимо выполнить эскиз кухни в цвете, также объемную кухню.
  • ПО ТИПАМ:
  • 1. познавательные
  • В 5 классе выполняют макет кухни с соблюдением всех требований и правил. Учащиеся видят себя в роли «дизайнера». Работу выполняют в картонной коробке. При этом необходимо выполнить эскиз кухни в цвете, также объемную кухню.

Эскиз кухни и готовая работа.

Эскиз кухни и готовая работа.

ПЛЮСЫ МИНУСЫ 1. способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления; 2. несёт здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; 3. идёт передача опыта старших поколений младшим; 4.способствует использованию знаний в новой ситуации; 5. является естественной формой труда ребёнка, приготовлением к будущей жизни; 6. способствует объединению коллектива и формированию ответственности. 1. сложность в организации и проблемы с дисциплиной; 2. подготовка требует больших затрат времени, нежели её проведение; 3. увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание; 4. невозможность использовать на любом материале; 5. сложность в оценки учащихся.

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

  • 1. способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
  • 2. несёт здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
  • 3. идёт передача опыта старших поколений младшим;
  • 4.способствует использованию знаний в новой ситуации;
  • 5. является естественной формой труда ребёнка, приготовлением к будущей жизни;
  • 6. способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
  • 1. сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
  • 2. подготовка требует больших затрат времени, нежели её проведение;
  • 3. увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
  • 4. невозможность использовать на любом материале;
  • 5. сложность в оценки учащихся.