Просмотр содержимого документа
«Деловые игры на уроках»
Использование игровых технологий в условиях реализации ФГОС на уроках технологии
Подготовила:
Китова Елена Викторовна
Учитель технологии
МБОУ СОШ №5 г.Чернорорска
Понятие «Игровые педагогические технологии»
- Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
- Внедрение личностно ориентированного образования в учебный процесс позволило разработать и применить на уроках технологии деловые игры формируя и развивая творческую личность ученика с учетом его интереса, личностных качеств и способностей.
По характеру педагогического процесса выделяют группы игр
1. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, спихотехнические и др.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- 1 . Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- 2. Учебный материал используется в качестве её средства;
- 3. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- 4. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Принципы проведения игр
Игра не должна быть обычным упражнением с использованием наглядности
Должно быть обязательное подведение итогов игры, выявление победителей
Игра не должна выпадать из общих целей урока
- По образовательным задачам игры делятся:
- 1. Изучающие новый материал.
- 2. Формирующие умения и навыки.
- 3. Игры для обобщающего повторения и контроля знаний.
Основные цели и задачи деловых и ролевых игр
- Профессиональное самоопределение учащегося и формирование личностных качеств в успешном карьерном росте в современных условиях производства и бизнеса.
- Формирование навыков успешного человека не только на работе но и дома.
- Умение преодолевать трудности, проблемы в игре, а затем и в жизненных ситуациях.
- Развитие нравственных, деловых, творческих качеств личности при разработке творческих проектов в обустройстве своего дома.
- Повышение качества знаний.
Виды уроков в игровой форме
Урок-ролевая игра.
Урок-деловая игра.
Формы проведения ролевых игр: воображаемые путешествия, дискусии, пресс0-конференции, уроки-судьи и т.д.
В деловых играх в основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения проблемы, и имитируется его реализация на практике.
- Урок с дидактической игрой.
- Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в освоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Проведение урока в форме ролевой игры в 8 классе при изучении темы «Бизнес» способствует развитию личностных качества ученика – интерес, творчество, лидерство, уверенность, коммуникабельность, критичность. Данная игра является обобщающей повторения и контроля знаний.
Товаровед
Спецификация на товар или услугу.
Бухгалтер доходы и расходы
Командир
директор
Сотрудники определяют себе роль в зависимости от выбранного предприятия.
При изучении темы «Бюджет школьника» я предлагаю учащимся игровую ситуацию. Вы студенты уехали учится в другой город. Задача: Рассчитать расходы на месяц.
Мозговая атака ( ситуации для команд) -
На неделе нужно сдать работу в печатном виде, (условие: принтера нет и распечатать негде. Денег осталось 500р. На неделю, мама далеко. И т.д.
Результатом является наибольшее количество вариантов на вопросы.
1 команда: - 10000р.
2 команда: - 5000р.
3 команда: - 7000р.
- Применение игровых технологий способствует не только активизации познавательной деятельности обучающихся, но и повышает их мотивацию, способствует формированию коммуникативных и регулятивных учебных действий. Главное должно стать включение в учебную игровую деятельность всех обучающихся на уровне их потенциальных возможностей. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
- Использование игровых технологий на уроках технологии формируют метапредметные УУД.
- А именно регулятивные – планирование, контроль, саморегуляция; познавательные - поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
При изучении раздела «Семейная экономика» итоговым уроком является тема «Реклама» Учащиеся должны от рекламировать свое предприятие по правилам рекламы. Под запись в тетради даются основные требования к рекламе. Учащиеся командой по 4 -5 человек придумывают рекламу, далее ее защищают в форме сценки. Команды задают друг другу вопросы и оценивают по баллам. Данная игра застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя.
- ПО ТИПАМ:
- 1. познавательные
- В 5 классе выполняют макет кухни с соблюдением всех требований и правил. Учащиеся видят себя в роли «дизайнера». Работу выполняют в картонной коробке. При этом необходимо выполнить эскиз кухни в цвете, также объемную кухню.
Эскиз кухни и готовая работа.
ПЛЮСЫ
МИНУСЫ
- 1. способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- 2. несёт здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- 3. идёт передача опыта старших поколений младшим;
- 4.способствует использованию знаний в новой ситуации;
- 5. является естественной формой труда ребёнка, приготовлением к будущей жизни;
- 6. способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
- 1. сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- 2. подготовка требует больших затрат времени, нежели её проведение;
- 3. увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- 4. невозможность использовать на любом материале;
- 5. сложность в оценки учащихся.