Тема: «Демократические выборы ».
Цель урока: ознакомиться с основными понятиями избирательного права, получить представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать документацию по законодательству о выборах;
2. Ознакомиться с историческими фактами проведения демократических выборов в Донском крае.
3. Формировать у учащихся умения сравнивать и анализировать избирательные программы, высказывать свое мнение по проблеме.
4. Использовать материал урока для воспитания толерантности и гражданского долга, политической и правовой культуры старшеклассников.
5. Продолжить формирование коммуникативной и информационной компетентности.
Оборудование урока:
1. Учебное электронное издание «Обществознание»
2. Конституция РФ.
З.Законы:
А. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
Б. «О выборах Президента РФ».
В. «О политических партиях».
4. Учебник «Обществознание» 10 класс
Ход урока
1. Подготовка к восприятию
Учащимся предлагается фрагмент для формирования общего представления о выборах.
Вопрос: О чем сегодня будет идти речь на уроке? (О выборах)
Учитель: Цель нашего урока: ознакомиться с основными понятиями избирательного права, получить представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах.
Для достижения этой цели необходимы решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать документацию по законодательству о выборах;
2. Ознакомиться с историческими фактами проведения демократических выборов в Донском крае.
3.Формировать у учащихся умения сравнивать и анализировать избирательные программы, высказывать свое мнение по проблеме.
Как вы понимаете, что такое выборы?
Учащиеся высказывают сои точки зрения.
Учитель: Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В ст. 21 Всеобщей декларации прав человека указывается: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной».
Наверное, каждый взрослый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни. Важность выборов многие склонны недооценивать. Справедливо ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос. А также ещё на некоторые вопросы:
Зачем нужны выборы? Участие в выборах – право или обязанность?
В течение урока мы будем обращаться к текстам конкретных законов, составляющих основу избирательного права и избирательного процесса, поэтому назовем основные из них.
Избирательное право граждан зафиксировано в законах:
· Конституция РФ
· Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»
· Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
· Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»
· Федеральный закон «О референдуме РФ»
Учитель: Выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено при условии. Если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы
Выступление учащегося: Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления
активное пассивное
(право избирать) (право быть избранным)
Сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы.
Ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.
Ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.
Имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.
Моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.
Образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования
Учитель: «Основные принципы участия граждан в выборах»
Всеобщее
Равное
Прямое
Тайное голосование
Как вы понимаете эти принципы?
Учитель: Демократические традиции существуют в нашей стране давно.
- Киевская Русь: князь не был правителем в полном понимании этого слова, его на престол приглашало вече – народное собрание, и за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества оно могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.
От истории страны переходим к истории демократии на Дону.
Демократия на Дону имеет самую давнюю историю в нашей стране - более чем 2 тысячи лет, и нам есть, чем гордиться.
Рассказ ученицы о Танаисе
Просмотр видеосюжета о выборах.
Ответьте на вопросы: Какую роль играют выборы? Что имеют право делать граждане? Как избежать нарушения на выборах? Что дают выборы гражданам?
Учитель об ответственности за нарушение избирательных прав
Нарушение избирательных прав граждан
Препятствия свободному осуществлению прав избирать и быть избранным путём:
Насилия
Подлогов
Обмана
Угроз
Распространение заведомо ложных сведений о кандидатах и иных действий, порочащих их честь и достоинство
Иными способами.
За эти и иные правонарушения виновные несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Учитель: Обратимся к Конституции РФ и ФЗ. На столах у Вас лежат задания, прочитайте и запишите в тетрадь ответы на вопросы.
Учитель: «Теперь, когда мы теоретически подкованы, приступим к практике.
Начинаем деловую игру «Выборы в Государственную Думу РФ».
Представляю вам зарегистрированные партии: «Вдохновение», « Россия», «Возрождение». На пресс-конференции присутствуют СМИ: журналисты газет «Политика и жизнь», «Избиратель».
В ходе деловой игры ребята представляют свои программы.(1-2 мин)
В ходе пресс-конференции представители партий отвечают на вопросы журналистов
Учитель: «Представляю вам избирательную комиссию...»
Избирательная комиссия, состоящая из учащихся, рассказывает о функциях избирательной комиссии.
Учитель: «Сейчас вам предоставляется право отдать свой голос за ту партию, которая достойна быть представленной в Государственной Думе.»
Учащиеся голосуют. Избирательная комиссия подсчитывает голоса.
Учитель: «Не секрет, что некоторые люди не ходят на выборы. В современной политологии для определения этого явления существует специальный термин – абсентеизм. Абсентеизм (лат. "отсутствие") - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти.
У В. Маяковского есть строчка: «Голос единицы тоньше писка…». Так стоит ли принимать участие в выборах? Что дает человеку участие в выборах?»
Предполагаемые ответы учащихся: «Участие в выборах – это не только право, но и обязанность гражданина, осуществляя которую он несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.»
Избирательная комиссия оглашает итоги голосования, поздравляет победителей.
Учитель: «Что мешает проведению демократических и эффективных выборов?»
Предполагаемые ответы учащихся:
- в стране мало «настоящих» массовых партий, политических лидеров;
- разочарованность избирателей, их неверие в эффективность демократических выборов;
- слабая политическая информированность;
- манипулирование общественным мнением;
- грязные избирательные технологии;
- избиратели воспринимают выборы как «чудо» и голосуют не рационально, а по порыву души - верой и сердцем.
- СМИ несвободны, нет условий для свободы слова.
Учитель:
Наш урок хочу закончить небольшой притчей:
«В стародавние времена в одном городе жили-были 2 мудреца. Однажды они поспорили между собой, кто из них самый мудрый. Для решения этого спора они предложили собрать горожан на центральной площади города и провести этот спор публично.
И вот в назначенный день на площади собрались зрители. В образовавшийся круг вышли
2 мудреца. Один из них был, очевидно, уверен в своей победе: счастливая улыбка так и играла на его устах. Второй держался спокойно.
Толпа потребовала начинать состязание. Тогда улыбающийся мудрец протянул вперед свои руки. Все увидели, что он что-то держит в своих ладонях. Мудрец задал свой вопрос сопернику: «Скажи мне, что в моих руках?» Живое или мертвое?» Он полагал, что если соперник скажет: «Живое», то можно будет с легкостью раздавить бабочку, которую он держал в ладонях, и показать всем горожанам, насколько тот не прав. Если же он вымолвит: «Мертвое», то он выпустит бабочку, и она, взмахнув крыльями, на глазах у изумленной публики скроется из виду. Так в любом случае его противник будет повержен.
Однако вопреки ожиданиям честолюбца его соперник дал неожиданный ответ. Он сказал: «Все в твоих руках…»
И действительно все в ваших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью.
Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что вы сделаете мир лучше, добрее, разумнее.
Домашнее задание: Написать эссе «Я – будущий избиратель»
Приложение №1
Демократические традиции древнего Танаиса
Истоки традиций государственности на территории России берут свое начало в античной эпохе.
Особое место среди них занимает Танаис.
Внутренняя жизнь города определялась своеобразной структурой самоуправления, автономией.
Места, где в III веке до нашей эры возник город Танаис, задолго до прихода греков заселили и обжили племена, которые античные авторы называют танаитами.
Высшие должностные лица в Танаисе - архонт и эллинарх - были выборными. Глав магистрата выбирали две самоуправляющиеся общины-эллинарха от эллинов и архонта от танаитов. Общины объединяли не только элиту общества, обладавшую богатством и влиянием, но и рядовых граждан. Они были взаимосвязаны и взаимозависимы в рамках единой правовой системы, причем право гражданства было важнее богатства и влияния, Любой свободный гражданин города имел право избирать и быть избранным в магистрат.
Схема
Городское самоуправление Танаиса
Глава общины танаитов Глава общины эллинов( греков)
архонт эллинарх
Магистрат
Воспитатель юношества (Гимнасиарх)
Военачальник (Лохаг)
Распорядитель общественных работ (Эпимелет)
Судья, страж закона (Номофилаг)
Начальник порта (Эмпорион)
Рыночный надзиратель (Агораном)
Казначей (Простет)
Повседневная жизнь полиса была теснейшим образом связана с выборами. Голосование проводилось очень часто и по самым различным поводам. Известно несколько видов подачи голосов. Один из них назывался «хейротония», или «выбор». Сегодня мы называем такое голосование «открытым». Этот способ народного волеизъявления обычно применялся в Народном собрании, когда требовалось принять решение.
Другой избирательной процедурой была псефофория - тайная баллотировка с помощью жребия. «Высшие должности были избирательными по жребию из числа кандидатур, предварительно предложенных именитыми гражданами, и между ними бросали жребий бобами. Все граждане считались в равной степени достойными занять любую ответственную должность, поэтому единственным справедливым способом определения конкретного лица, облеченного доверием коллектива, являлся беспристрастный жребий.
Приложение № 2
Статья 32
Конституция РФ
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Вопросы к документу:
1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
2. Что означает избирать и быть избранным?
Статья 3
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…
Статья 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Вопросы к документу:
1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?
Ответ: Некоторые лица ограничены в праве избирать и быть избранными:
Лица, признанные судом недееспособными
Лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Приложение №3
Партия « Возрождение»
"Главной задачей является возрождение и укрепление Российского государства в границах СССР на 1977 г."
Партия выступает:
- за "президентскую республику с сильной властью главы государства",
- за "установление визового порядка въезда в Россию иностранцев, прибывающих из ближнего, особенно южного зарубежья, выдворение за пределы России лиц, не имеющих права на проживание в ней, либо нарушающих ее законы;
- за "социально-ориентированную и регулируемую рыночно-плановую экономику со всеми формами собственности
- за сохранение "стратегически важных отраслей народного хозяйства... в собственности государства. Государство должно владеть и управлять добычей и экспортом нефти, газа и угля, других видов сырья, черной и цветной металлургией, электроэнергетикой, железнодорожным транспортом, большой частью воздушного и морского транспорта.
- за сохранение советской формы землепользования, "против поспешной приватизации земли за исключением дачных участков и личных подсобных хозяйств
- "за то, чтобы пресечь распространение в России нетрадиционных и изуверских сект".
Партия «Россия»
На ближайшие четыре года мы понимаем решение следующих задач:
дальнейшее развитие России как уникальной цивилизации, защита общего культурного пространства, русского языка, наших исторических традиций;
повышение конкурентоспособности экономики через выход на инновационный путь развития, поддержку науки, развитие инфраструктуры, наращивание инвестиций в первую очередь в высокие технологии, в отрасли - локомотивы экономического роста;
обеспечение нового качества жизни граждан путем продолжения реализации приоритетных национальных проектов, дальнейшего и значительного повышения заработной платы, пенсий и стипендий, оказания помощи гражданам в решении жилищной проблемы;
поддержка институтов гражданского общества, стимулирование социальной мобильности и активности, продвижение общественных инициатив;
укрепление суверенитета России, обороноспособности страны, обеспечение для нее достойного места в многополярном мире.
Аграрная партия - общероссийская политическая организация левоцентристской ориентации
В политической сфере:
- все формы экономической и политической интеграции бывших республик СССР, интенсивное развитие их культурных и гуманитарных связей;
- воссоздание союзного государства на принципах добровольности и свободного волеизъявления народов бывшего СССР;
В сфере государственного строительства:
Основополагающим во всей деятельности АПР является создание условий, при которых человек аграрного труда мог бы сполна обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье.
В сфере аграрной политики:
Основная ближайшая задача - добиться прекращения спада сельскохозяйственного производства и тем самым создать условия для обеспечения стабильного развития других отраслей, для преодоления кризиса экономики и повышения жизненного уровня людей труда.
В духовной сфере:
воспитание у граждан России подлинного патриотизма, гордости за свое Отечество и народ,
В социальной сфере:
восстановление и развитие сельской социальной сферы до уровня городских стандартов:
усиление социальной направленности аграрной экономики;
обеспечение на селе социальной защиты малоимущих, инвалидов, пенсионеров, пожилых и других нуждающихся в поддержке граждан.
Приложение №4
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления
активное пассивное
(право избирать) (право быть избранным)
Сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы.
Ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.
Ценз оседлости, т.е. голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.
Имущественный ценз – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился.
Моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.
Образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования
Приложение №5
Этапы избирательного процесса.
1. Назначение выборов.
2. Организация избирательных округов с приблизительно равным числом избирателей
3. Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов.
4. Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей.
5. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация
6. Предвыборная организация
7. Процесс голосования по избирательным участкам.
8. Подведение итогов голосования.
9. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования