Олимпиада -2018
Управление образования Администрации
Атяшевского муниципального района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Атяшевского муниципального района «Атяшевский Дом детского творчества»
XVIII районная олимпиада по школьному краеведению Номинация «Военная история России. Великая Отечественная война. Поиск. Дети и война»
Тема работы:
«Дети войны»
Подготовила: Белякова Олеся Александровна, учащаяся 10 класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения Атяшевского муниципального района «Козловская средняя школа»
Адрес школы: 431811, Республика Мордовия, Атяшевский район, с.Козловка, ул.Гагарина, д.25
Домашний адрес: 431812, Республика Мордовия, Атяшевский район, с.Каменка, ул.Советская,д.68
Руководитель: Артамонова Анна Ильинична, учитель истории и обществознания муниципального автономного общеобразовательного учреждения Атяшевского муниципального района «Козловская средняя школа»
Адрес школы: 431811, Республика Мордовия, Атяшевский район,с.Козловка, ул.Гагарина, д.25
8-927-977-03-96
Козловка-2018
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………...2
2.Объект исследования…………………………………………………...4
3.Цели и задачи исследовательской работы………………………........5
4.Результаты исследования……………………………………….……..6
5.Заключение……………………………………………………………..10
6.Приложение…………………………………………………………….11
7. Список использованной литературы ………………………………..18
Введение
Самое жестокое слово, которое стало очень часто употребляться в нашей речи – война… Что это такое? Почему случаются войны? Подробно на эти вопросы могут ответить только те, кто видел все своими глазами, кто пережил каждое мгновение, те, кто отстоял честь Отечества. Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.
Прошедшие войны вычеркнули из жизни множество детских судеб. А ведь из этих детей могли бы вырасти смелые, благородные люди, так необходимые родине.
«Мы родом из войны»,- говорят те, чьё детство пришлось на тяжелые военные годы, когда легче было умереть, чем выжить. Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, во время Великой Отечественной войны им пришлось трудно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена горя и лишений. Современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов — таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной фашистами территории. А те, кто жил в тылу, запомнились воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких людей на войне.
Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях. У многих снарядами и бомбами были разрушены дома. Многие дети тогда не знали, что такое игрушки. Девочки хранили как зеницу ока единственную истрепанную куклу, а мальчики играли гильзами от винтовок и снарядами, что не разорвались. От таких «игрушек» часто случалась беда.
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.
Великая Отечественная война стала одной из самых жестоких войн за всю историю. 1418 бессонных дней и ночей, 27 миллионов унесенных жизней, все страдания и надежды, ненависть и героизм, страх и горе, ровно,
как и радость, торжество, гордость и счастье со слезами на глазах – все это вошло в отрезок времени от 22 июня 1941 до 9 мая 1945 года.
9 мая 2018 года вся страна будет отмечать семьдесят три года со дня Великой Победы. К большому сожалению, на Земле осталось очень мало тех людей, которые, не жалея собственных жизней, шли в бой с врагом. Мы последнее поколение, которое видело ветеранов вживую. Мы можем пообщаться с ними, увидеть их глаза, почувствовать теплоту их рук. Очень важно сохранить каждое слово ветерана о том тяжелом времени, ведь каждый из них пережил свою, ни на что не похожую, жизнь. У каждого свои секреты и воспоминания, свои истории.
Годы сменяют друг друга, люди живут каждый своей жизнью. Мы уже с десяток лет как перешли рубеж нового тысячелетия. Современные технологии шагнули настолько далеко, что писатели-фантасты прошлого века даже себе и представить не могли всего того разнообразия устройств, облегчающих жизнь… Казалось бы, те далекие 40-е остаются лишь яркой иллюстрацией на выцветших плакатах нашего сознания. Мы прилежно изучаем историю и, конечно, согласны, что период Второй Мировой Войны – одна из самых ужасных страниц развития человеческого общества, но принимаем все это отстраненно-равнодушно, лишь в канун 9 Мая, как бы вспоминая о ней. А между тем, мы должны помнить! Не вспоминать изредка, украшая свою страницу в социальной сети георгиевской ленточкой, а помнить! Помнить всех тех, кто так и не вернулся, помнить о слезах матерей, потерявших своих детей, помнить о тех, кто остался без близких людей, о пытках и голоде, о жестокости и смерти.
В мире, где каждый день СМИ в красках освещают теракты и вооруженные нападения, люди становятся черствыми. Лениво переключая каналы, мы смотрим на происходящее как на очередную постановку; нам уютно на своем большом диване верить, что нас ничто не коснется. А ведь это не так! Весь мир вооружен до зубов, и одно нажатие кнопки может перевернуть наше теплое уютное болото повседневности.
Война ведь – это не то, что было когда-то и больше не повторится. Война реальна и страшна. Поэтому давайте помнить! Давайте участвовать в этой жизни и менять ее к лучшему! Давайте думать о ближних, уважать старших и преклонять колени перед оставшимися в живых ветеранами не только в Праздник 9 Мая, и каждый день благодарить и помнить о всех тех, кто помог нашему уютному мирку быть. Память о войне – это память о наших предках, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, их любви и нравственности. Наша обязанность – сохранить все воспоминания и передать их следующему поколению.
Объект исследования
Я живу в небольшом селе Каменка, Атяшевского района, Республики Мордовия. Непосредственно на территории нашего края военных действий не велось, но жители села, как и все советские люди, встали на защиту Родины. В первый же день войны была объявлена мобилизация военнообязанных и мужчины стали уходить на фронт. Большинство из них погибло на полях сражений. К сожалению, в нашем селе остался один ветеран. Но живы их жены, которые с гордостью рассказывают о своих мужьях и со слезами на глазах – о той тяжелой жизни. Подвиг тыла не уступал ратному. Женщины, дети и старики, которые заменили ушедших на фронт мужчин, нередко работали круглые сутки, спали на рабочих местах. Не только оружие, хлеб, одежду и обувь давал фронту тыл, но и огромную моральную поддержку воинам. Несмотря на огромные трудности, люди верили в скорую победу. Большая помощь оказывалась эвакуированным. Эшелоны с эвакуированными на железнодорожную станцию Атяшево стали поступать уже в первые месяцы войны. Всех надо было накормить, одеть, обуть. Беженцев перевозили по сёлам и распределяли по квартирам. Труженники тыла оказывали фронту постоянную помощь: собирали денежные средства на строительство танков и самолётов, тёплые вещи и продовольствие. Единство фронта и тыла служило опорой борьбы с немецко-фашистскими войсками.
Мне захотелось узнать, как сложилась нелегкая судьба детей в военные годы, чем занимались, как жили, какие игры играли, ходили ли в школу. Главными героями моей исследовательской работы стала семья Лукониных Ивана Алексеевича и Александры Семёновны.
Цели и задачи
Цели: 1)доказать несовместимость понятий «дети» и «война»;
2) показать трагичность судеб детей военного лихолетья.
Задачи: 1)проследить судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной войны;
2) убедиться, что война отняла у детей детство;
3) побеседовать с вдовой участника войны; 4) выяснить интересные факты из ее жизни;
5) изучить сохранившиеся материалы (фотографии, ордена, медали).
Гипотеза: мы считаем, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают.
Методы исследования: опрос и интервью, источниковедческий анализ.
Результаты исследования
Дни войны. Как они далеки и как они рядом… 22 июня 1941 года. Вместе со всем советским народом труженики района с великой тревогой услышал страшную весть. Мои односельчане встали на защиту своего Отечества. Война объединила и сплотила в одном ряду людей разных национальностей.
Все понимали – основная тяжесть лежит на красноармейце, а значит, в тылу ему надо помочь всем, чем можно.
Родина никогда не забудет тот вклад, который внесли самоотверженные труженики тыла в достижение общей победы над врагом. В памяти старшего поколения хорошо сохранилось все, что делали тогда люди в тылу, как помогали громить врага. Проводив почти все трудоспособное население на фронт, надо было пахать, сеять, убирать урожай.
Подвиг тыла. Подвиг, не уступающий ратному. Тыл работал по двадцать четыре часа в сутки. Иначе было нельзя. Фронт не мог ждать. И накал работы поистине был фронтовым. Они рано повзрослели, мальчишки и девчонки военных лет, заменившие отцов в цехах у станков и на полях.
Не только оружие, хлеб и одежду давал тыл фронту. Письма от матерей и любимых, полные веры и надежды, придавали силы бойцам.
Время, отделяя от нас военные годы, позволяет глубже и полнее оценить бессмертный подвиг воинов, принявших смерть во имя жизни, свободы, независимости и чести любимой Родины. Прошли годы, а как трудно произносить слова: погибли, убиты, сгорели, зарыты в землю живыми.
Люди с моего села сражались с врагом на всех фронтах войны, участвовали в разгроме немцев под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, на Украине и Кавказе, штурмовали Берлин. 344 уроженца Козловского района не вернулись с войны. Но все они живы в памяти народной, живы в обелисках, мемориалах, музеях, в названиях улиц. Они стоят в каждом селе – солдаты, одетые в шинели. В нашей школе оформлены стенды и выставки, посвященные землякам, воинам Великой Отечественной.
Все дальше и дальше уходят от нас суровые сороковые годы, но
… Ещё не раз их подвиг воспоем.
От их дорог легендам брать начало!
Весенний день наполнен торжеством,
Но скорбь утрат в сердцах не отзвучала.
Война имеет начало, но не имеет конца. Память о Стойкости, Геройстве и Славе сохранится навсегда.
Память о героях хранит родная земля. Праздники Победы собирают односельчан вместе. И в этом единении чувствуется вера в завтрашний день, в добро и справедливость. Стремительно бежит время, но оно бессильно затмить май сорок пятого, обильно омытый слезами и кровью, но принесший мир и спасение человечеству.
Для нас, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам. Больше всего ужасно, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле. О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. Но тема детей на войне вызывает однозначное чувство – острую душевную боль. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей. А ведь детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства. Они уже в свои 8-12 лет совершали подвиги наравне со взрослыми. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер. Но так было!
Луконин Иван Алексеевич родился 09. 07. 1932 года в селе Троицкое. Семья его была бедной. Жили в маленькой деревянной избе. В семье было трое детей – Фёдор, Николай и Иван. Так как жили они очень бедно, то ходили в одной одежде несколько лет подряд. И только тогда, когда она совсем становилась непригодной, меняли на новую. В обычные дни ходили босиком, и лишь по большим праздникам мама разрешала обувать старенькую поношенную обувь. Когда началась война, Ивану Алексеевичу было всего 9 лет. Он помнит, как 22 июня 1941 года всех сельчан оторвали от работы в поле и собрали на площади у сельского совета. Тогда им объявили о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Общий сбор был в Саранске. Людей погрузили в вагоны. Море слёз и переживаний. Всё это не передать словами и не понять нашему поколению. Когда мать Ивана Алексеевича собралась за дровами и, уходила, то говорила детям, чтобы гостинцев ждали. Когда она возвращалась, то приносила горбушку хлеба, которой были очень рады. Иван Алексеевич говорит: «Мама всегда говорила, что гостинцы нам передают лесные жители. То лиса хлебушек передаст, то зайчик яйца. А когда медведь «добрый», то печенья нам передаст. Ну какие печенья? Только крошки… Но дети мы были неглупые и понимали, что мать не доедает и всё нам приносит. Ведь жили мы как и все в то время - без отца. Он у нас без вести пропал в 1942 году. Сначала он был ранен в руку, затем в живот. Но он твёрдо знал, что нельзя находиться дома, пока его Родину хотят захватить фашисты. Поэтому он отправился на фронт. Первое время приходили вести, а потом всё прекратилось. Тогда мы всё поняли». Рассказывая эту историю, на глазах Ивана Алексеевича появляются слёзы сквозь которые он старается улыбаться. Вот где человек, который силён духом! В 1939 году Иван Алексеевич пошёл в школу. Три года он учился в Ушаковке, затем в Козловке. «Когда я подрос, то стал кататься на лыжах. Помогал матери работать в колхозе. Да в наше время все так делали. Понимали, что сейчас всем трудно. Однажды нас с другом отправили на быках через руку Алатырь хлеб переправить. Только вот неудачно всё закончилось. Быки от нас убежали и прямо в воду вместе с возом. Мы и не знали как нам в колхоз возвращаться. Эх и влетело нам тогда! Ну а когда совсем вырос, то стал ходить на охоту. Если охота была удачной, то вечером мать устраивала пир. Вот радости было! Когда школу закончил, то в педагогическое училище поступил. Учился я охотно, мне нравилось. Помню, как мать в дорогу меня собирала. Картошки круглой наварит, молока, да хлеба. Вот и вся еда… Ну, а когда училище закончил, то пошёл в армию. Было это в 1952 году. Там я был рядовым (1 год), потом присвоили младшего сержанта, затем младшего лейтенанта. В 1954 году, после армии, мне присвоили лейтенанта. Я был офицеров запасе. После армии я стал работать учителем. Сначала я работал учителем в Елхах. Это с 1956 по 1969 годы. В 1956 году я женился на Александре Семёновне, а там и дети пошли. Старшая Вера 1957 года рождения, а Надежда в 1959 году родилась. Ну, а в 1975 году мы переехали в Каменки. Троицкое совсем стало разваливаться. Я устроился работать в Каменскую школу в 1969 году и проработал там до 1981 года. Когда были летние каникулы, то работал в колхозе, помогал Шуре. Я бы хотела отметить, что и сейчас Иван Алексеевич проявляет большой интерес к охоте. В свои 85 лет он проходит зимой на лыжах большие расстояния. И всё это ради удовольствия. Мне кажется, что своими знаниями он мог бы поделиться с молодым поколением. Ведь моему отцу любовь к охоте привил именно этот человек. Луконина (Кутузова) Александра Семёновна родилась 29.03.1936 году в селе Каменка. В её семье было два ребёнка: она и брат Иван. Её судьба мне показалась очень печальной. Ведь они потеряли родителей и воспитывались в семье родственников. А когда брату исполнилось 14 лет, то он заболел и умер. Самое тяжёлое - потеря близких тебе людей, а особенно в такое время. На этом примере я увидела всю силу, стойкость и веру русских девушек, женщин. Так же Александра Семёновна принимала участие в строительстве Сурского рубежа. Со слов моей собеседницы: «Работали мы в любую погоду. Даже в сороко градусный мороз. Одежду мы очень берегли, а когда она изнашивалась, то пришивали заплатки. Очень жалко было валенки. А когда строительство завершилось, то домой мы шли пешком. Время было не то, которое сейчас». Во время войны хлеба в селе не хватало, поэтому пекли хлеб из того, что было. В каждой семье был свой рецепт приготовления хлеба, ингредиенты у всех были различные. Александра Семёновна рассказала, как готовили хлеб в её семье – очистки картошки вручную перемалывали в крахмал, добавляли гнилую солому и делали хлеб. Чтобы не умереть с голоду, ели все, что было – гнилую картошку, очистки от картошки, крапиву, солому, лебеду и многое другое. В селе часто опухали от голода, некоторые, совсем истощавшие, умирали. Зимней одежды на всех не хватало. На улицу выходили по очереди, часто отдавали детям свою верхнюю одежду и ходили в колхоз в платье и в шале. «В 1942 году я пошла в школу. Училась я как все. Писать было нечем и не на чем. Ходить тоже было не в чем. Закончив школу, я сразу стала работать. С детских лет Александра Семёновна приучилась к труду. Она не боялась самой тяжелой работы и уже с раннего возраста работала на ровне со взрослыми – сеяла, полола, косила, молотила, стирала, готовила еду… . С 12 лет она стала работать в колхозе. Сначала работала телятницей, когда жила в Троицком - скотницей, а позже разнорабочей. «Вскоре я познакомилась с Иваном Алексеевичем. Ну вот вроде и всё»,- говорит Александра Семёновна.
Заключение
Годы Великой Отечественной войны стали примером массового героизма, высочайшего патриотизма и самоотречения. Тысячи солдат и офицеров, среди которых были и уроженцы мордовского края, обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях. Рассказы фронтовиков, тружеников тыла, вдов Великой Отечественной войны очень интересны и познавательны. Нельзя слушать их и не плакать. Люди, которые перенесли все тяготы того времени, это очень сильные и мужественные люди. Они не боятся трудностей, их не сломили издевательства фашистов, они остались верны своему Отечеству.
Услышав рассказ семьи Лукониных, я поняла, что нам есть чему учиться у этих великих людей. Мы должны знать их имена, должны знать их судьбы, ведь на этом держится весь мир. И если бы не они, то не известно, как сложились бы наши судьбы, жили бы мы сейчас в нашей чудесной стране или находились под властью фашистов, а может нас вообще и не было бы… Нужно уметь быть благодарными за чистое небо над головой, за тихие рассветы и закаты, за подаренную жизнь…
Я считаю, что цели, которые я поставила перед собой в начале работы, достигнуты. Но на этом я останавливаться не собираюсь. В нашем селе есть еще люди, чьи судьбы так или иначе связаны с войной. Я хочу продолжить исследование, сравнивая рассказы других очевидцев военных лет. Полученная информация будет полезна как для меня, так и для других членов нашей семьи.
Мы обязаны помнить героев, отдавших все свои силы на борьбу с врагом, обычных людей, самоотверженно рисковавших жизнью, шедших на подвиг и даже на смерть, только чтобы приблизить Победу! Благодаря им, мы живём в свободной стране и имеем право на свободную жизнь.
Приложение

Луконин Иван Алексеевич Луконина Александра Семёновна
Бабушка и мама Александры Семёновны
Отец Луконина Ивана Алексеевич
Ученики Ивана Алексеевича (д. Елхи 1959 г.)
Школа в д. Елхи
Награды и свидетельства Ивана Алексеевича











Иван Алексеевич стеснительно показывает свои награды

Александра Семёновна
Список использованной литературы
История Мордовской АССР. Саранск, 1979
Кошина О.В., Напалкова И.Г., Скворцова Л.Г. Сердце память о прошлом хранит. Саранск, 2011
Марискин И.С., Марискин О.И. Летопись Атяшевской земли. Саранск 1998г.
Мордовия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Сборник документов, Саранск, 1995.
Смакаев Ш.С. Атяшево: история и современность. Саранск, 2010г.