Кризис трёх лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Он характеризуется резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.
Основные симптомы кризиса трёх лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.
Причины кризиса объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний.
Длительность кризиса может длиться от нескольких месяцев до года. У всех детей он проходит по-разному. Если в поведении ребёнка наблюдаются серьёзные признаки, рекомендуется показать его детскому психологу или неврологу
Кризис 7 лет
Раньше для семилетнего ребёнка ведущим видом деятельности была игра, теперь на первый план выходит обучение, а этим обычно занимаются взрослые. Одновременно со сменой деятельности меняется и окружение ребёнка, и оно значительно влияет на формирование его самооценки в будущем. А ещё в это же время развиваются навыки оценки себя и своих действий.
Люди вокруг него всё чаще говорят, что он стал взрослым, и сам ребёнок ожидает такого же отношения к себе. Ему хочется больше свободы, а социум начинает диктовать свои правила, которым нужно соответствовать. И если у него не получается соответствовать требованиям общества, это приводит к появлению внутреннего конфликта.
Характерные особенности кризиса 7 лет:
сопротивление и бунт: ребёнок становится непослушным, упрямым и может нарушать правила — для него это попытка проявить самостоятельность;
идентификация и роль: дети в этом возрасте начинают осознавать свою уникальность и интересуются общественными ролями, стремясь найти своё место;
эмоциональные изменения: настроение ребёнка быстро меняется и он чаще злится, плачет или тревожится;
социальные отношения: ему очень хочется найти новых друзей, но могут возникнуть проблемы с адаптацией в коллективе или конфликты с другими детьми;
стремление к независимости: ребёнку хочется принимать собственные решения и контролировать свою жизнью — это выражается в стремлении делать всё самостоятельно и быть независимым от родителей.
Кризис 13 лет
Кризис подросткового возраста сравним с кризисом трёх лет, так как он тоже связан с серьёзными изменениями в организме и переходом на новую стадию развития между детством и взрослостью.
Характерные проявления кризиса 13 лет:
ребёнок чувствует себя эмоционально нестабильным из-за гормональных изменений в организме — эмоции и настроение резко меняются и их трудно контролировать;
подростки не хотят выглядеть как дети и стараются всем показывать свою взрослость. Они активно стремятся отделиться от родителей, демонстрируя свою независимость и стараясь держать личную жизнь в тайне, но, с другой стороны, очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит;
отношения со сверстниками очень важны, а значимые взрослые отходят на второй план — это нормально. Ещё подросткам становится интересен противоположный пол;
подростки начинают уделять много внимания своему внешнему виду, часто меняя имидж. Иногда это приводит к проблемам в общении и ухудшению успеваемости в школе. Но подросткам это важно и нужно — так они ищут свою идентичность и показывают, что они уже взрослые.
Кроме изменений в поведении ребёнка, ещё есть изменения в самочувствии:
иногда болезненность в суставах, связанная с быстрым ростом;
Кризис 17 лет
Появление этого кризиса связано с необходимостью в самоопределении. Подростки сталкиваться с множеством выборов: с кем дружить, чем заниматься, какую профессию выбрать и куда поступать. Молодые люди думают о том, как эти решения повлияют на их жизнь, из-за этого они находятся в сильном напряжении и испытывают стресс.
Родственники и друзья ждут от подростка успешной сдачи экзаменов, и эти ожидания тяжёлым грузом лежат на плечах выпускников. При поступлении в учебное заведение или устройстве на работу появляются новые условия жизни, к которым нужно привыкнуть. Подросток берёт на себя больше ответственности, начинает работать в новом коллективе, делает выбор и иногда параллельно учится жить отдельно от родителей. Этот процесс адаптации может быть очень стрессовым.
Всё это приводит к появлению кризиса 17 лет. Его яркие признаки:
появление страхов: беспокойство о своём будущем, страх ошибки в выборе пути и боязнь не оправдать ожидания окружающих — то, что испытывают в этот период подростки;
нарушения в психическом состоянии: головокружения, учащённое сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез. Подросток становится раздражительным, плаксивым, испытывает трудности с концентрацией внимания, тревогу, он самокритичен, не уверен в собственных силах и возможностях;
юношеский максимализм: состояние, когда подросток воспринимает мир в чёрно-белых тонах — или всё плохо, или всё хорошо. Это нормальное явление, которое связано с эгоизмом, недостатком жизненного опыта и тем, что мышление ещё не перестроилось под новые жизненные условия.
В период кризиса меняется окружение подростка, качество общения, способы взаимодействия. Он учится по-новому вести себя в конфликтах и спорах, пробует аргументировать свою точку зрения и работать в команде. На юношей и девушек начинают смотреть как на взрослых, обращаются на вы, больше уважают и позволяют проявить себя.
У многих молодых людей возникает противоречие: они нуждаются в общении и расширении круга друзей, но в то же время им хочется от всех изолироваться, чтобы заниматься самореализацией. Подростку нужно найти способ сбалансировать эти потребности, чтобы не потерять связь с друзьями и одновременно реализовывать свои возможности.