СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детские возрастные кризисы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детские кризисы — это переходные этапы в развитии ребёнка, характеризующиеся целостным изменением личности. Они связаны с физическим, психическим и социальным развитием. Важно чтобы педагоги и родители знали особенности каждого периода.

Просмотр содержимого документа
«Детские возрастные кризисы»

Кризис трёх лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. Он характеризуется резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. 

Основные симптомы кризиса трёх лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. 

Причины кризиса объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю. Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний. 

Длительность кризиса может длиться от нескольких месяцев до года. У всех детей он проходит по-разному. Если в поведении ребёнка наблюдаются серьёзные признаки, рекомендуется показать его детскому психологу или неврологу



Кризис 7 лет 

Раньше для семилетнего ребёнка ведущим видом деятельности была игра, теперь на первый план выходит обучение, а этим обычно занимаются взрослые. Одновременно со сменой деятельности меняется и окружение ребёнка, и оно значительно влияет на формирование его самооценки в будущем. А ещё в это же время развиваются навыки оценки себя и своих действий. 

Люди вокруг него всё чаще говорят, что он стал взрослым, и сам ребёнок ожидает такого же отношения к себе. Ему хочется больше свободы, а социум начинает диктовать свои правила, которым нужно соответствовать. И если у него не получается соответствовать требованиям общества, это приводит к появлению внутреннего конфликта. 

Характерные особенности кризиса 7 лет: 

  • сопротивление и бунт: ребёнок становится непослушным, упрямым и может нарушать правила — для него это попытка проявить самостоятельность;

  • идентификация и роль: дети в этом возрасте начинают осознавать свою уникальность и интересуются общественными ролями, стремясь найти своё место;

  • эмоциональные изменения: настроение ребёнка быстро меняется и он чаще злится, плачет или тревожится; 

  • социальные отношения: ему очень хочется найти новых друзей, но могут возникнуть проблемы с адаптацией в коллективе или конфликты с другими детьми; 

  • стремление к независимости: ребёнку хочется принимать собственные решения и контролировать свою жизнью — это выражается в стремлении делать всё самостоятельно и быть независимым от родителей. 

Кризис 13 лет 

Кризис подросткового возраста сравним с кризисом трёх лет, так как он тоже связан с серьёзными изменениями в организме и переходом на новую стадию развития между детством и взрослостью. 

Характерные проявления кризиса 13 лет:

  • ребёнок чувствует себя эмоционально нестабильным из-за гормональных изменений в организме — эмоции и настроение резко меняются и их трудно контролировать; 

  • подростки не хотят выглядеть как дети и стараются всем показывать свою взрослость. Они активно стремятся отделиться от родителей, демонстрируя свою независимость и стараясь держать личную жизнь в тайне, но, с другой стороны, очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит;

  • отношения со сверстниками очень важны, а значимые взрослые отходят на второй план — это нормально. Ещё подросткам становится интересен противоположный пол;

  • подростки начинают уделять много внимания своему внешнему виду, часто меняя имидж. Иногда это приводит к проблемам в общении и ухудшению успеваемости в школе. Но подросткам это важно и нужно — так они ищут свою идентичность и показывают, что они уже взрослые.

Кроме изменений в поведении ребёнка, ещё есть изменения в самочувствии:

  • повышение артериального давления и тахикардия;

  • головокружения и обмороки;

  • нарушения сна;

  • повышенная возбудимость;

  • иногда болезненность в суставах, связанная с быстрым ростом;

  • изменение пропорций тела;

  • повышенное потоотделение;

  • мутация голоса у мальчиков;

  • появление вторичных половых признаков;

  • кожные высыпания. 

Кризис 17 лет

Появление этого кризиса связано с необходимостью в самоопределении. Подростки сталкиваться с множеством выборов: с кем дружить, чем заниматься, какую профессию выбрать и куда поступать. Молодые люди думают о том, как эти решения  повлияют на их жизнь, из-за этого они находятся в сильном напряжении и испытывают стресс. 

Родственники и друзья ждут от подростка успешной сдачи экзаменов, и эти ожидания тяжёлым грузом лежат на плечах выпускников. При поступлении в учебное заведение или устройстве на работу появляются новые условия жизни, к которым нужно привыкнуть. Подросток берёт на себя больше ответственности, начинает работать в новом коллективе, делает выбор и иногда параллельно учится жить отдельно от родителей. Этот процесс адаптации может быть очень стрессовым.

Всё это приводит к появлению кризиса 17 лет. Его яркие признаки: 

  • появление страхов: беспокойство о своём будущем, страх ошибки в выборе пути и боязнь не оправдать ожидания окружающих — то, что испытывают в этот период подростки;

  • нарушения в психическом состоянии: головокружения, учащённое сердцебиение, нервные тики, скачки давления, диспепсические расстройства, боли в груди и усиление работы потовых желез. Подросток становится раздражительным, плаксивым, испытывает трудности с концентрацией внимания, тревогу, он самокритичен, не уверен в собственных силах и возможностях; 

  • юношеский максимализм: состояние, когда подросток воспринимает мир в чёрно-белых тонах — или всё плохо, или всё хорошо. Это нормальное явление, которое связано с эгоизмом, недостатком жизненного опыта и тем, что мышление ещё не перестроилось под новые жизненные условия. 

В период кризиса меняется окружение подростка, качество общения, способы взаимодействия. Он учится по-новому вести себя в конфликтах и спорах, пробует аргументировать свою точку зрения и работать в команде. На юношей и девушек начинают смотреть как на взрослых, обращаются на вы, больше уважают и позволяют проявить себя. 

У многих молодых людей возникает противоречие: они нуждаются в общении и расширении круга друзей, но в то же время им хочется от всех изолироваться, чтобы заниматься самореализацией. Подростку нужно найти способ сбалансировать эти потребности, чтобы не потерять связь с друзьями и одновременно реализовывать свои возможности.