САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Содействие личностному росту ребенка.
Организация эффективного функционирования классного коллектива.
Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:
Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.
Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.
Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
Направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот! Такой деятельностью могут быть:
- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;
- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники;
- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:
метод авансированного доверия,
метод ответственного поручительства,
метод личного примера,
метод убеждения,
метод общественного мнения,
метод поощрения, игры, соревнования, традиции,
метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения конкретного дела.
ПАСПОРТ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Разделы | Краткое содержание |
Цели и задачи модели | Цель модели: создание условий для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, через организацию самоуправления в классе Задачи: формирование дружного коллектива; создание благоприятных условий для развития и самоутверждения личности, раскрытия потенциальных возможностей учащихся; защита прав и интересов учащихся; формирование здорового образа жизни; гуманизация отношений между учащимися и учителями; организация социально значимой, творческой деятельности учащихся. |
Основные индикативные показатели модели самоуправления | 1. Количество детей-участников олимпиад, соревнований и конкурсов. 2. Уровень воспитанности учащихся. 3. Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. 4. Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. 5. Творческая активность учащихся (результаты участия в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях). |
Сроки реализации | Сроки реализации модели: 2018 – 2022 гг. |
Вид органа самоуправления | Система сменных поручений |
Основные направления работы классного самоуправления | Совместное проведение культурно-массовых мероприятий; Совместная работа по реализации проектов, акций и т.д.; КТД |
Основные исполнители модели | ученический коллектив, родители, классный руководитель |
Ожидаемые конечные результаты модели и показатели социально-экономической эффективности | В результате реализации модели ученического самоуправления в классном коллективе будут созданы условия для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, приобретения практико-ориентированных навыков, что позволит обеспечить в ближайшей перспективе: - динамику личностного роста школьника; - повышение уровня воспитанности школьников; - создание условий для социальной ориентации и адаптации школьников; - формирование качеств ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата. в дальнейшей перспективе: - формирование активной гражданской позиции. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с 1-го по 4-ый класс) основана на деятельности малых групп-министерств (по 6 – 8 человек).
Принципы деятельности групп-министерств:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность личности.
Для организации работы в классе, выбирается администрация города: «Мэр города» и «Помощник Мэра». Для организации жизнедеятельности групп, выбираются министры (руководители министерств). Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в конце каждой четверти. Таким образом, министром группы может побывать каждый ученик. Состав группы изменяется 3-4 раза в год для обеспечения множественных контактов между школьниками.
Группы формируется по желанию учащихся, а классный руководитель при этом старается направлять деятельность учащихся, руководствуясь определенными правилами: объединять детей с разными характерами, владеющими различными умениями и навыками; не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Каждая группа выполняет определенные обязанности, где каждый ребенок имеет возможность выполнять разные роли по различным направлениям:
Министерство здравоохранения и спорта
Организуют посещение ребят, которые находятся на лечении в больнице или дома;
Готовят сообщения во время эпидемий болезней;
Следят за внешним видом учащихся;
Личным примером пропагандируют здоровый образ жизни;
Проводят зарядку, физкультурные паузы;
Организуют подвижные перемены;
Проводят спортивные мероприятия в классе.
Министерство информации, культуры и досуга
Подготовка информации из жизни класса для разработки сценариев, конкурсов;
Ведение «Летописи класса»;
Выпуск газет из жизни класса;
Организация и проведение еженедельных информационных минут;
Знакомство одноклассников с интересными книгами;
Организация сюрпризных моментов (поздравления с днём рождения, с праздником);
Организация досуга на переменах;
Разработка всех мероприятий класса;
Подбор материала для сценариев;
Ведут концерты и праздники;
Изучают афиши, заботятся о билетах;
Анализируют рейтинг внеклассных мероприятий и участие в них ребят класса.
Министерство образования
Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Министерство законности и порядка
Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Обязанности меняются 1 раз в четверть на итоговом классном часе, где обсуждается:
- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, взаимооценка);
- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
- реализация поставленных целей и задач совместной деятельности группы;
- постановка целей и задач на новый период и планирование работы, направленной на их достижение.
За свою работу министерства получают «жетоны успеха» по своему направлению. В конце года подводятся итоги: кто лучший (какое министерство) по каждому направлению и награждение.
Все группы образуют единый коллектив:
Наш класс: «Город Радости»
Девиз: «Возьмём лепесток,
Загадаем желание,
И выполним сами,
Приложив старание!»
Герб: Флаг:
Устав города:
Песня класса: "Классная компания"
1 Класс необычный в школе у нас, Классом гордится каждый из нас! Любим смеяться, мечтать и творить, Изобретать и шутить. Линейка, тетрадки, карандаши Помогут построить кораблик мечты И море познаний открыть поскорей С командой верных друзей. Припев: Классная компания, классная! Озорной весёлый народ! Где-то по соседству рядом с вами Класс необычный живёт! Классная компания, классная! Дружная большая семья! Вместе мы откроем В океане знаний острова. 2 Класс необычный в школе у нас. Знает об этом каждый из вас. Первыми к цели отважно придём И с пути не свернём. Учитель-наставник, наш капитан, Нам помогает постичь океан Истинных правил, важных наук. Он – наш лучший друг. Припев. |
О жизни нашего коллектива можно узнать из классного уголка. Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее внимание, как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем постоянно происходят изменения. Макет уголка придуман лично мной. В центре – многоэтажный дом с окнами, где расположены фото каждого ребёнка, а дверь заменяет моя фотография. От этого дома расходятся дорожки, которые ведут к министерствам. В каждом министерстве написаны ФИ ребят. Наш герб -это «Цветик-семицветик», флаг- 34 улыбающихся смайлика. Также в уголок входят: девиз, песня, устав города, расписание уроков, график дежурства, план работы, дни рождения и наши грамоты.
Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во внеурочное время, подбираю задания, различающиеся формой организации труда и сложностью проблемных ситуаций.
При организации работы малых групп я использую технологии организации коллективного взаимодействия школьников:
Технология КТД /И.П.Иванов/
В работе с младшими школьниками самой распространенной формой являются детские массовые праздники, они расширяют возможности самореализации школьника. Праздники давно перестали быть только развлечением. Детский праздник – это зрелищная эмоциональная игра с познавательным содержанием. Воспитательная роль состоит в мудрости: «Развлекая, поучай».
Алгоритм КТД:
Идея (цель);
Работа творческой группы;
Определение содержания и объема дела;
Формирование микро коллективов (групп);
Выбор лидеров – Совета Дела;
Разъяснение задач в группе;
Распределение поручений в группе (по желанию и целесообразности);
Выполнение индивидуальных (парных) поручений;
Проверка готовности;
Проведение дела;
Подготовка коллективного анализа;
Сбор-«Огонек» (анализ, рефлексия);
Реализация решений;
Новые идеи, цели.
Как на практике реализуется методика КТД?
В начале года классные руководители получают перечень ключевых общешкольных дел в каждом тематическом периоде. Эти КТД включаются в план воспитательной работы. Отталкиваясь от своей темы класса, классный руководитель продумывает, как построить воспитательную работу в классе, чтобы закончить ее этим ключевым делом.
Обязательным является сообщение результатов и анализ дела. Чаще подведение итогов общешкольного КТД проводится сразу после мероприятия, иногда – на линейках (чаще это индивидуальные заслуги). Обязательно обсуждение в классе результатов любого КТД, даже похода в кино или на выставку.
Если мероприятие проводится в соответствии с технологией (а не мероприятие ради мероприятия), тогда мы можем рассчитывать на положительные результаты своих воспитательных задач, так как методика КТД дает возможность ребенку принять участие в разработке, проведении, анализе одного или нескольких интересующих его дел, а, значит, реализует его потребность в самоутверждении, самовыражении, общении
Технология организованного общения /В.Голованова/
Учебный класс в составе 25 – 30 человек не позволяет организовать полноценное общение младших школьников. Они просто не способны поддерживать контакт с таким количеством одноклассников.
Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как учебную единицу, а структурные группы меньшего размера (в научной литературе их именуют кооперативными или динамическими). Они включают в свой состав 7 – 8 человек.
Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп. Прежде чем распределить детей в группы, учителю следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений девочки, конечно, общаются с девочками, а мальчики - с мальчиками. Но внеклассная работа для того и организуется, чтобы обогатить и расширить социальные отношения детей. Поэтому преимущество смешанных групп несомненно, но начинать можно и с однородных групп.
Существуют различные способы организации детей в группы.
«Фонарик»: классный руководитель называет имена «звездочек» - самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит детей объединиться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Классному руководителю следует (опять-таки опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.
«Магнит»: классный руководитель называет имена самых популярных детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.
«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.
Необходимо обратить внимание на предупреждение известных специалистов по технологии воспитания: «Чтобы групповая деятельность приняла характер воспитывающей, т.е. вовлекала бы детей в социально ценностные отношения, надо уметь различать предметный и воспитательный результаты, сохраняя приоритет второго и не гоняясь за максимальной качественностью первого. Предметный результат – это непосредственный продукт действия группы (например, спетая песня, посаженное дерево, поставленный спектакль), воспитательный – то отношение, которое формируется в ходе получения предметного результата».
Технология коллективного взаимодействия
Исключительно важно уже на начальной ступени обучения сформировать учебное сообщество – группу детей и взрослых, объединенных для совместного выполнения какого-либо задания. Такое сообщество способно решить следующие задачи:
Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рискованное дело, попробовать что-то новое, высказать мысли о чем-то неизвестном;
Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебно-воспитательный процесс и не «выпадать» из него;
Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия;
Навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием воспитания, как умения и навыки чтения, письма и счета;
Сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнение и действия с действиями других и общим результатом.
Классный руководитель, организовав групповое взаимодействие детей, сам включается в деятельность только в том случае, если ученики его вовлекают.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
Создание системы воспитания и обучения в классе на основе реализации классного самоуправления.
Создание условий, способствующих сплоченности классного коллектива.
Развитие сотрудничества детей и взрослых в решении социально-образовательных проблем.
Личностный образовательный результат:
повышение уровня мотивации учащихся к образовательной деятельности;
умение применять полученные знания и навыки в решении личных, социальных и жизненно важных;
осознание себя как патриота, гражданина;
умение взаимодействовать с людьми, толерантность;
положительное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
Наши важные проекты:
Наши результаты:
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого, что мы и стараемся реализовать в нашей модели ученического самоуправления.