СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Детский коллектив - это маленькая страна..." (Самоуправление в классном коллективе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Детский коллектив - это маленькая страна..." (Самоуправление в классном коллективе)»



САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Содействие личностному росту ребенка.

  • Организация эффективного функционирования классного коллектива.

  • Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:

    • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.

    • Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.

    • Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.

    • Направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.

    • Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.

ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот! Такой деятельностью могут быть:

- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;

- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники;

- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:

  • метод авансированного доверия,

  • метод ответственного поручительства,

  • метод личного примера,

  • метод убеждения,

  • метод общественного мнения,

  • метод поощрения, игры, соревнования, традиции,

  • метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения конкретного дела.


ПАСПОРТ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Разделы

Краткое содержание

Цели и задачи модели

Цель модели: создание условий для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, через организацию самоуправления в классе

Задачи:

  • формирование дружного коллектива;

  • создание благоприятных условий для развития и самоутверждения личности, раскрытия потенциальных возможностей учащихся;

  • защита прав и интересов учащихся;

  • формирование здорового образа жизни;

  • гуманизация отношений между учащимися и учителями;

  • организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.

Основные индикативные показатели модели самоуправления

1. Количество детей-участников олимпиад, соревнований и конкурсов.

2. Уровень воспитанности учащихся.

3. Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

4. Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

5. Творческая активность учащихся (результаты участия в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях).

Сроки реализации

Сроки реализации модели: 2018 – 2022 гг.


Вид органа самоуправления

Система сменных поручений

Основные направления работы классного самоуправления

  • Совместное проведение культурно-массовых мероприятий;

  • Совместная работа по реализации проектов, акций и т.д.;

  • КТД


Основные исполнители модели

ученический коллектив, родители, классный руководитель

Ожидаемые конечные результаты модели и показатели социально-экономической эффективности

В результате реализации модели ученического самоуправления в классном коллективе будут созданы условия для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, приобретения практико-ориентированных навыков, что позволит обеспечить в ближайшей перспективе:

- динамику личностного роста школьника;

- повышение уровня воспитанности школьников;

- создание условий для социальной ориентации и адаптации школьников;

- формирование качеств ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата.

в дальнейшей перспективе:

- формирование активной гражданской позиции.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с 1-го по 4-ый класс) основана на деятельности малых групп-министерств (по 6 – 8 человек).

Принципы деятельности групп-министерств:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность личности.

Для организации работы в классе, выбирается администрация города: «Мэр города» и «Помощник Мэра». Для организации жизнедеятельности групп, выбираются министры (руководители министерств). Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в конце каждой четверти. Таким образом, министром группы может побывать каждый ученик. Состав группы изменяется 3-4 раза в год для обеспечения множественных контактов между школьниками.

Группы формируется по желанию учащихся, а классный руководитель при этом старается направлять деятельность учащихся, руководствуясь определенными правилами: объединять детей с разными характерами, владеющими различными умениями и навыками; не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни могут конфликтовать (психологическая несовместимость).

Каждая группа выполняет определенные обязанности, где каждый ребенок имеет возможность выполнять разные роли по различным направлениям:

Министерство здравоохранения и спорта

  • Организуют посещение ребят, которые находятся на лечении в больнице или дома;

  • Готовят сообщения во время эпидемий болезней;

  • Следят за внешним видом учащихся;

  • Личным примером пропагандируют здоровый образ жизни;

  • Проводят зарядку, физкультурные паузы;

  • Организуют подвижные перемены;

  • Проводят спортивные мероприятия в классе.

Министерство информации, культуры и досуга

  • Подготовка информации из жизни класса для разработки сценариев, конкурсов;

  • Ведение «Летописи класса»;

  • Выпуск газет из жизни класса;

  • Организация и проведение еженедельных информационных минут;

  • Знакомство одноклассников с интересными книгами;

  • Организация сюрпризных моментов (поздравления с днём рождения, с праздником);

  • Организация досуга на переменах;

  • Разработка всех мероприятий класса;

  • Подбор материала для сценариев;

  • Ведут концерты и праздники;

  • Изучают афиши, заботятся о билетах;

  • Анализируют рейтинг внеклассных мероприятий и участие в них ребят класса.

Министерство образования

  • Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;

  • Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

Министерство законности и порядка

  • Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;

  • Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.



Обязанности меняются 1 раз в четверть на итоговом классном часе, где обсуждается:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, взаимооценка);

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленных целей и задач совместной деятельности группы;

- постановка целей и задач на новый период и планирование работы, направленной на их достижение.

За свою работу министерства получают «жетоны успеха» по своему направлению. В конце года подводятся итоги: кто лучший (какое министерство) по каждому направлению и награждение.


Все группы образуют единый коллектив:



Наш класс: «Город Радости»


Девиз: «Возьмём лепесток,

Загадаем желание,

И выполним сами,

Приложив старание!»

Герб: Флаг:



Устав города:








Песня класса: "Классная компания"

1
Класс необычный в школе у нас,
Классом гордится каждый из нас!
Любим смеяться, мечтать и творить,
Изобретать и шутить.
Линейка, тетрадки, карандаши
Помогут построить кораблик мечты
И море познаний открыть поскорей
С командой верных друзей.

Припев:
Классная компания, классная!
Озорной весёлый народ!
Где-то по соседству рядом с вами
Класс необычный живёт!
Классная компания, классная!
Дружная большая семья!
Вместе мы откроем 
В океане знаний острова.

2
Класс необычный в школе у нас.
Знает об этом каждый из вас.
Первыми к цели отважно придём
И с пути не свернём.
Учитель-наставник, наш капитан, 
Нам помогает постичь океан 
Истинных правил, важных наук. 
Он – наш лучший друг.

Припев.


О жизни нашего коллектива можно узнать из классного уголка. Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее внимание, как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем постоянно происходят изменения. Макет уголка придуман лично мной. В центре – многоэтажный дом с окнами, где расположены фото каждого ребёнка, а дверь заменяет моя фотография. От этого дома расходятся дорожки, которые ведут к министерствам. В каждом министерстве написаны ФИ ребят. Наш герб -это «Цветик-семицветик», флаг- 34 улыбающихся смайлика. Также в уголок входят: девиз, песня, устав города, расписание уроков, график дежурства, план работы, дни рождения и наши грамоты.







Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во внеурочное время, подбираю задания, различающиеся формой организации труда и сложностью проблемных ситуаций.

При организации работы малых групп я использую технологии организации коллективного взаимодействия школьников:

Технология КТД /И.П.Иванов/

В работе с младшими школьниками самой распространенной формой являются детские массовые праздники, они расширяют возможности самореализации школьника. Праздники давно перестали быть только развлечением. Детский праздник – это зрелищная эмоциональная игра с познавательным содержанием. Воспитательная роль состоит в мудрости: «Развлекая, поучай».

Алгоритм КТД:

  1. Идея (цель);

  2. Работа творческой группы;

  3. Определение содержания и объема дела;

  4. Формирование микро коллективов (групп);

  5. Выбор лидеров – Совета Дела;

  6. Разъяснение задач в группе;

  7. Распределение поручений в группе (по желанию и целесообразности);

  8. Выполнение индивидуальных (парных) поручений;

  9. Проверка готовности;

  10. Проведение дела;

  11. Подготовка коллективного анализа;

  12. Сбор-«Огонек» (анализ, рефлексия);

  13. Реализация решений;

  14. Новые идеи, цели.


Как на практике реализуется методика КТД?


В начале года классные руководители получают перечень ключевых общешкольных дел в каждом тематическом периоде. Эти КТД включаются в план воспитательной работы. Отталкиваясь от своей темы класса, классный руководитель продумывает, как построить воспитательную работу в классе, чтобы закончить ее этим ключевым делом.

Обязательным является сообщение результатов и анализ дела. Чаще подведение итогов общешкольного КТД проводится сразу после мероприятия, иногда – на линейках (чаще это индивидуальные заслуги). Обязательно обсуждение в классе результатов любого КТД, даже похода в кино или на выставку.

Если мероприятие проводится в соответствии с технологией (а не мероприятие ради мероприятия), тогда мы можем рассчитывать на положительные результаты своих воспитательных задач, так как методика КТД дает возможность ребенку принять участие в разработке, проведении, анализе одного или нескольких интересующих его дел, а, значит, реализует его потребность в самоутверждении, самовыражении, общении

Технология организованного общения /В.Голованова/

Учебный класс в составе 25 – 30 человек не позволяет организовать полноценное общение младших школьников. Они просто не способны поддерживать контакт с таким количеством одноклассников.

Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как учебную единицу, а структурные группы меньшего размера (в научной литературе их именуют кооперативными или динамическими). Они включают в свой состав 7 – 8 человек.

Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп. Прежде чем распределить детей в группы, учителю следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений девочки, конечно, общаются с девочками, а мальчики - с мальчиками. Но внеклассная работа для того и организуется, чтобы обогатить и расширить социальные отношения детей. Поэтому преимущество смешанных групп несомненно, но начинать можно и с однородных групп.

Существуют различные способы организации детей в группы.

«Фонарик»: классный руководитель называет имена «звездочек» - самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит детей объединиться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Классному руководителю следует (опять-таки опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.

«Магнит»: классный руководитель называет имена самых популярных детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.

«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.

Необходимо обратить внимание на предупреждение известных специалистов по технологии воспитания: «Чтобы групповая деятельность приняла характер воспитывающей, т.е. вовлекала бы детей в социально ценностные отношения, надо уметь различать предметный и воспитательный результаты, сохраняя приоритет второго и не гоняясь за максимальной качественностью первого. Предметный результат – это непосредственный продукт действия группы (например, спетая песня, посаженное дерево, поставленный спектакль), воспитательный – то отношение, которое формируется в ходе получения предметного результата».

Технология коллективного взаимодействия

Исключительно важно уже на начальной ступени обучения сформировать учебное сообщество – группу детей и взрослых, объединенных для совместного выполнения какого-либо задания. Такое сообщество способно решить следующие задачи:

  • Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рискованное дело, попробовать что-то новое, высказать мысли о чем-то неизвестном;

  • Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебно-воспитательный процесс и не «выпадать» из него;

  • Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия;

  • Навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием воспитания, как умения и навыки чтения, письма и счета;

  • Сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнение и действия с действиями других и общим результатом.

Классный руководитель, организовав групповое взаимодействие детей, сам включается в деятельность только в том случае, если ученики его вовлекают.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

  1. Создание системы воспитания и обучения в классе на основе реализации классного самоуправления.

  2. Создание условий, способствующих сплоченности классного коллектива.

  3. Развитие сотрудничества детей и взрослых в решении социально-образовательных проблем.

  4. Личностный образовательный результат:

  • повышение уровня мотивации учащихся к образовательной деятельности;

  • умение применять полученные знания и навыки в решении личных, социальных и жизненно важных;

  • осознание себя как патриота, гражданина;

  • умение взаимодействовать с людьми, толерантность;

  • положительное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.


Наши важные проекты:




Наши результаты:







Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого, что мы и стараемся реализовать в нашей модели ученического самоуправления.