Детский фольклор
дразнилки
дразнилки
заклички
пестушки
считалки
колыбельные песни
Автор: Логинова Ирина Владиславовна,
Муз.руководитель МА ДОУ №29
Краснотурьинск
Эту тему я решил исследовать после изучения фольклора на уроках литературы . Мне было интересно узнать побольше именно о детском фольклоре. Изучая тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова.
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛИ :
- исследовать особенности малых жанров детского фольклора; способствовать развитию интереса к фольклорному наследию нашей страны.
- исследовать особенности малых жанров детского фольклора;
- способствовать развитию интереса к фольклорному наследию нашей страны.
Основополагающий вопрос:
Жив ли детский фольклор в современном мире?
Проблемный вопрос
Действительно ли детский фольклор является
одним из способов общения
в детском сообществе?
Организация работы над проектом
1.Знакомство с литературой и интернет-ресурсами по теме проекта.
2. Сбор необходимых материалов для составления презентации.
3. Анкетирование учащихся и родителей 5б,7а классов , молодых мам.
4. Определение наиболее актуального для школьников направления.
5. Подведение итогов работы над проектом.
Гипотеза исследования
Хотя термины «фольклор», «устное народное творчество» кажутся относящимися к глубокой древности, на самом деле большинство из нас постоянно, на протяжении всей жизни слышит, исполняет, а иногда и сочиняет фольклорные произведения.
Из истории вопроса
Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение впервые в одной из своих статей употребил в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Термин приняли и в других странах.
1
Характерные черты фольклора
- Устная форма
- Коллективность
- Народность
- Непосредственный контакт исполнителя и слушателя
Детский фольклор — народное творчество для детей разного возраста от самого их рождения.
Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а это жанр фольклора.
Мы подрастали, начинали играть, используя песенки, считалки, загадки…
Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли.
Социологический опрос
- Что такое устное народное творчество?
- Какие жанры фольклора вы знаете?
- Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни?
- Нужно ли нам изучать фольклор?
- Исполняют ли фольклорные произведения ваши родственники, друзья?
- Какие малые жанры фольклора вам известны?
- Приведите любой пример колыбельной, считалки и других жанров.
- Помните ли вы колыбельную, которую пела вам мама?
- Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор?
Результаты опроса
Знают, что такое фольклор 95%
1
Назвали жанры детского фольклора 81%
2
Считают фольклор нужным в современной жизни 97%
3
Встречают фольклор в повседневной жизни 100%
4
Исполняют фольклорные произведения 100%
5
Популярность жанров детского фольклора
Колыбельные песни
55%
Click to add T
12%
Заклички
8%
15%
Считалки
Дразнилки
10%
Скороговорки
Потешки
Колыбельные песни
Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое .
Киса, кисанька, коток,
Киса - серенький хвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу –
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Пестушки и потешки
Подрастет ребенок, а его уже ждут
новые приговорки и песенки – пестушки .
Пестушка – это короткая стихотворная приговорка
нянюшек и матерей, которой сопровождают движения
ребенка в первые месяцы жизни.
Потягунюшки, Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки - ходунюшки А в ручки - хватунюшки, А в роток - говорок, А в головку - разумок.
Дразнилки
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние. Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки.
Бабка-ежка, костяная ножка!....
Тара - бара
Домой пора
Коров доить,
Тебе водить.
Считалки
Считалка — небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. В древности люди верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась и люди перестали бояться природы, считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре. Изменение роли считалки привело к появлению новых, «детских» считалок.
В ĕт вĕлтĕрен хушшинче
Сарǎ кайǎк чĕппи пур,
Эс те чипер, вǎл та чипер,
Чǎн чиперри сик те тух.
Заклички
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
Скороговорки
Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека — цап!
От топота копыт пыль по полю летит.
60%
25%
15%
- Колыбельные песни
- Колыбельные песни
Самые популярные жанры детского фольклора
Выводы:
- Детский фольклор – одно из важных средств общения детей.
- В фольклоре сохраняется память поколений.
Использованная литература:
1.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.
2.Василенко В.И. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. - М.: педагогика, 1991.
3.http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st004.shtml