СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский музыкальный фольклор 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Детский музыкальный фольклор 3»

Детский фольклор дразнилки  дразнилки заклички пестушки считалки колыбельные песни Автор: Логинова Ирина Владиславовна, Муз.руководитель МА ДОУ №29 Краснотурьинск

Детский фольклор

дразнилки

дразнилки

заклички

пестушки

считалки

колыбельные песни

Автор: Логинова Ирина Владиславовна,

Муз.руководитель МА ДОУ №29

Краснотурьинск

Эту тему я решил исследовать после изучения фольклора на уроках литературы . Мне было интересно узнать побольше именно о детском фольклоре. Изучая тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.  Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова. ВВЕДЕНИЕ

Эту тему я решил исследовать после изучения фольклора на уроках литературы . Мне было интересно узнать побольше именно о детском фольклоре. Изучая тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

ВВЕДЕНИЕ

ЦЕЛИ : исследовать особенности малых жанров детского фольклора; способствовать развитию интереса к фольклорному наследию нашей страны. исследовать особенности малых жанров детского фольклора; способствовать развитию интереса к фольклорному наследию нашей страны.

ЦЕЛИ :

  • исследовать особенности малых жанров детского фольклора; способствовать развитию интереса к фольклорному наследию нашей страны.
  • исследовать особенности малых жанров детского фольклора;
  • способствовать развитию интереса к фольклорному наследию нашей страны.
Основополагающий вопрос: Жив ли детский фольклор в современном мире?

Основополагающий вопрос:

Жив ли детский фольклор в современном мире?

Проблемный  вопрос Действительно ли детский фольклор является одним из способов общения в детском сообществе?

Проблемный вопрос

Действительно ли детский фольклор является

одним из способов общения

в детском сообществе?

Организация работы над проектом   1.Знакомство с литературой и интернет-ресурсами по теме проекта. 2. Сбор необходимых материалов для составления презентации. 3. Анкетирование учащихся и родителей 5б,7а классов , молодых мам. 4. Определение наиболее актуального для школьников направления. 5. Подведение итогов работы над проектом.

Организация работы над проектом

1.Знакомство с литературой и интернет-ресурсами по теме проекта.

2. Сбор необходимых материалов для составления презентации.

3. Анкетирование учащихся и родителей 5б,7а классов , молодых мам.

4. Определение наиболее актуального для школьников направления.

5. Подведение итогов работы над проектом.

Гипотеза исследования Хотя термины «фольклор», «устное народное творчество» кажутся относящимися к глубокой древности, на самом деле большинство из нас постоянно, на протяжении всей жизни слышит, исполняет, а иногда и сочиняет фольклорные произведения.

Гипотеза исследования

Хотя термины «фольклор», «устное народное творчество» кажутся относящимися к глубокой древности, на самом деле большинство из нас постоянно, на протяжении всей жизни слышит, исполняет, а иногда и сочиняет фольклорные произведения.

Из истории вопроса    Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение впервые в одной из своих статей употребил в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Термин приняли и в других странах.  1

Из истории вопроса

Фольклор - по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Это выражение впервые в одной из своих статей употребил в 1846 году английский историк Вильям Томсон. Термин приняли и в других странах.

1

Характерные черты фольклора Устная форма Коллективность Народность Непосредственный контакт исполнителя и слушателя

Характерные черты фольклора

  • Устная форма
  • Коллективность
  • Народность
  • Непосредственный контакт исполнителя и слушателя
Детский фольклор — народное творчество для детей разного возраста от самого их рождения.  Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а это жанр фольклора. Мы подрастали, начинали играть, используя песенки, считалки, загадки…  Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли.

Детский фольклор — народное творчество для детей разного возраста от самого их рождения.

Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а это жанр фольклора.

Мы подрастали, начинали играть, используя песенки, считалки, загадки…

Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли.

Социологический опрос   Что такое устное народное творчество? Какие жанры фольклора вы знаете? Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни? Нужно ли нам изучать фольклор? Исполняют ли фольклорные произведения ваши родственники, друзья? Какие малые жанры фольклора вам известны? Приведите любой пример колыбельной, считалки и других жанров. Помните ли вы колыбельную, которую пела вам мама? Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор?

Социологический опрос

  • Что такое устное народное творчество?
  • Какие жанры фольклора вы знаете?
  • Встречаете ли вы фольклор в повседневной жизни?
  • Нужно ли нам изучать фольклор?
  • Исполняют ли фольклорные произведения ваши родственники, друзья?
  • Какие малые жанры фольклора вам известны?
  • Приведите любой пример колыбельной, считалки и других жанров.
  • Помните ли вы колыбельную, которую пела вам мама?
  • Как вы думаете, нужен ли в современной жизни фольклор?
Результаты опроса Знают, что такое фольклор 95% 1 Назвали жанры детского фольклора 81% 2 Считают фольклор нужным в современной жизни 97% 3 Встречают фольклор в повседневной жизни 100% 4 Исполняют фольклорные произведения 100% 5

Результаты опроса

Знают, что такое фольклор 95%

1

Назвали жанры детского фольклора 81%

2

Считают фольклор нужным в современной жизни 97%

3

Встречают фольклор в повседневной жизни 100%

4

Исполняют фольклорные произведения 100%

5

Популярность жанров детского фольклора Колыбельные песни 55% Click to add T 12%  Заклички 8% 15% Считалки Дразнилки 10% Скороговорки Потешки

Популярность жанров детского фольклора

Колыбельные песни

55%

Click to add T

12%

Заклички

8%

15%

Считалки

Дразнилки

10%

Скороговорки

Потешки

Колыбельные песни Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое . Киса, кисанька, коток, Киса - серенький хвосток. Приди, киса, ночевать. Приди Васеньку качать Уж как я тебе, коту, За работу заплачу – Дам кусок пирога И кувшин молока.

Колыбельные песни

Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое .

Киса, кисанька, коток,

Киса - серенький хвосток.

Приди, киса, ночевать.

Приди Васеньку качать

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу –

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Пестушки и потешки Подрастет ребенок, а его уже ждут  новые приговорки и песенки – пестушки . Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения  ребенка в первые месяцы жизни. Потягунюшки,  Порастунюшки,  Поперек толстунюшки,  А в ножки - ходунюшки  А в ручки - хватунюшки,  А в роток - говорок,  А в головку - разумок.

Пестушки и потешки

Подрастет ребенок, а его уже ждут

новые приговорки и песенки – пестушки .

Пестушка – это короткая стихотворная приговорка

нянюшек и матерей, которой сопровождают движения

ребенка в первые месяцы жизни.

Потягунюшки, Порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки - ходунюшки А в ручки - хватунюшки, А в роток - говорок, А в головку - разумок.

Дразнилки Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние. Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки. Бабка-ежка, костяная ножка!....

Дразнилки

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние. Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки.

Бабка-ежка, костяная ножка!....

Тара - бара  Домой пора Коров доить, Тебе водить. Считалки Считалка  — небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. В древности люди верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию. Позже, когда человеческая жизнь изменилась и люди перестали бояться природы, считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре. Изменение роли считалки привело к появлению новых, «детских» считалок. В ĕт вĕлтĕрен хушшинче Сарǎ кайǎк чĕппи пур, Эс те чипер, вǎл та чипер, Чǎн чиперри сик те тух.

Тара - бара

Домой пора

Коров доить,

Тебе водить.

Считалки

Считалка  — небольшой стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. В древности люди верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась и люди перестали бояться природы, считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре. Изменение роли считалки привело к появлению новых, «детских» считалок.

В ĕт вĕлтĕрен хушшинче

Сарǎ кайǎк чĕппи пур,

Эс те чипер, вǎл та чипер,

Чǎн чиперри сик те тух.

Заклички Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.  Жаворонки, жавороночки!  Прилетите к нам,  Принесите нам лето теплое,  Унесите от нас зиму холодную.  Нам холодная зима надоскучила,  Руки, ноги отморозила.

Заклички

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.

Скороговорки Скороговорка  — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.  Ехал грека через реку.  Видит грека: в реке рак,  Сунул грека руку в реку -  Рак за руку грека — цап!  От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорки

Скороговорка  — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека — цап!

От топота копыт пыль по полю летит.

60% Считалки Считалки 25% Дразнилки Дразнилки 15% Колыбельные песни Колыбельные песни Самые популярные жанры детского фольклора

60%

  • Считалки
  • Считалки

25%

  • Дразнилки
  • Дразнилки

15%

  • Колыбельные песни
  • Колыбельные песни

Самые популярные жанры детского фольклора

Выводы:  Детский фольклор – одно из важных средств общения детей.  В фольклоре сохраняется память поколений.

Выводы:

  • Детский фольклор – одно из важных средств общения детей.
  • В фольклоре сохраняется память поколений.
Использованная литература: 1.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.  2.Василенко В.И. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. - М.: педагогика, 1991. 3.http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st004.shtml

Использованная литература:

1.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987.

2.Василенко В.И. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество. - М.: педагогика, 1991.

3.http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st004.shtml