«Детское экспериментирование
как средство развития познавательной активности дошкольников»
«Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками, о
развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и
изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение
лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему
потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота.
Как любому учёному, ему нужна в его научной работе независимость».
Пенелопа Лич (психолог из Великобритании)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В
постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже
недостаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел
добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Существует проблема современных детей – замена реальной природы
виртуальной. Ребёнок всё больше времени проводит за компьютером,
планшетом, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, всё хорошо в
меру. Даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого
общения с ней. Современные дети нередко испытывают страх перед
природой, для них она незнакомая и чужая.
В решении этой проблемы ведущая роль отводится образованию, и что, в
свою очередь, приводит к качественным изменениям в системе образования,
меняются структура, содержание образования, вводятся новые
образовательные стандарты, ориентированные на формирование
компетентности, включающие в себя интеллектуальную и практическую
составляющую. Что ставит перед педагогами задачу изменить способ подачи
информации, сохраняя при этом мотивацию к учению. Таким способом,
например, может стать процесс познания через включение детей в
деятельность, что делает процесс образования не только более
увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с
требованиями общества. Наукой доказано, что наиболее сензитивным
периодом развития личности, ее личностных качеств является дошкольный
возраст. Этот период жизни ребенка является наиболее благоприятным для
формирования познавательной деятельности, ребенок - исследователь,
проявляя интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе
взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную,
исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого
предмета.
ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для
детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,
познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на
первом месте в освоении любого материала стоит игра и познавательно-
исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с
детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении.
Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны
обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой)».
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного
образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; обладает
элементарными представлениями из области живой природы…».
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна
как никогда.
Мышление ребенка ограничено, представления детей о мире не случайны –
это результат спонтанной познавательной деятельности детей, переноса
знаний с одних предметов на другие (недоучет специфики явлений).
При специально организованной занимательной деятельности вполне
возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка (Л. Ф. Обухова,
Л. А. Венгер, А. В. Запорожец).
При ознакомлении с предметами и их свойствами нужно научить ребенка
осуществлять действия, которые приводят к выделению свойств предметов.
Таким образом, на основе практического, наглядно-действенного мышления
формируется наглядно-образное мышление.
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид
ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше
новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он
развивается.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том,
что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются
его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми
фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод,
соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он
является ведущим, а первые три года — практически единственным
способом познания мира.
Детское экспериментирование это не изолированный от других вид
деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую
очередь с таким, как развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех
этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения
методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об
увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются
более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают
рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается
диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу,
отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.
Связь детского экспериментирования с художественным творчеством
тоже двусторонняя и важна. Чем сильнее развиты изобразительные
способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат
эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе
ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время
изобразительной деятельности.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных
математических представлений. Во время проведения опытов постоянно
возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и
размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную
значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением
художественной литературы. Экологические сказки, рассказы, стихи и
загадки по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации
полученных знаний в ходе эксперимента.
Экспериментирование связано с музыкальным и физическим
воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры
– это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию
положительных эмоций.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации
получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также
обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы,
так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и
обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы
Свою работу по познавательно-исследовательской деятельности я начала с
изучения и анализа методической литературы. Поставила перед собой цель –
способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности, стремления к самостоятельному познанию и
размышлению. И сформулировала задачи, на решение которых направила
свою работу:
- Развивать детскую любознательность, чувство удивления и радости от
познания предметного мира, способствовать формированию познавательных
интересов.
- Учить пользоваться простейшими способами сенсорного анализа предметов
и материалов для их применения в разных видах самостоятельной детской
деятельности.
- Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении
описывать предметы, точно и ясно выражать свои мысли.
Понимая значение экспериментирования для психического развития
ребенка создала предметно-развивающую среду в группе. Совместно с
родителями оборудовали детскую лабораторию, которая оснащена
необходимым оборудованием и материалами для реализации
запланированной работы.
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, бинокль, песочные часы,
компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного
объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля,
крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки,
шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух,
мох, семена фруктов, цветов и овощей, шерсть, разные крупы;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки,
проволока, деревянные предметы, пластмасса, металлические предметы;
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски; сухой сок, фруктовый чай
в пакетиках.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки пластиковые, мензурки
пластиковые, вата, воронки, мерные ложечки;
Для систематизации детских представлений об окружающем мире,
разработала примерное планирование образовательных ситуаций по
игровому экспериментированию, позволяющих вызвать познавательный
интерес, увидеть в предмете то, что ребенок сам может не заметить и не
осознать.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные
стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так?);
• ситуация выбора.
Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми,
предполагает формирование у них следующих представлений:
Живая природа:
- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-
климатических зон, с многообразием живых организмов и их умением
приспосабливаться к окружающей среде.
- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов,
их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений -
цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе,
движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град,
снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их
свойства.
Совместную игровую экспериментальную деятельность с детьми
проводила один раз в неделю: с детьми младшего дошкольного возраста по
10 – 15 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 20 – 25 минут.
Структура проведения игры-экспериментирования:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых
детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ
результатов и формулирование выводов.
Использую следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Провела отбор игр-экспериментов в соответствии с возрастом детей и
оформила картотеку.
Совместную деятельность с детьми по экспериментированию начала с
экскурсии, во время которой дети знакомятся с её хозяином – Ученым Котом,
с оборудованием и правилами поведения.
Кроме Ученого Кота к детям в гости приходят Почемучка, Капелька,
Зайка-Любознайка и другие известные детям персонажи. После таких встреч
у детей появляется множество вопросов, а соответственно и повод
обращаться за помощью к детским энциклопедиям, познавательной
литературе и, конечно же, к взрослым.
Игровые персонажи ставят детей в проблемную ситуацию, которая
способствует выявлению детьми свойств предметов и их качеств. По
возможности игровые ситуации проводятся в естественных условиях. Так,
например, игры с песком, снегом и водой проводятся непосредственно на
участке детского сада.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности
использую следующие методы и приемы:
Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?»,
«Чудесный мешочек», «Свет», «Звук» и другие.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам
пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания
об окружающем мире.
В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и
взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к
самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению
творчества «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?»,
«Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с
секретом», и другие.
Организуя экспериментальную деятельность, использую интересные
задания для детей: «Как органы человека помогают друг другу?», «Зачем
человеку руки?», «Что лучше: руки или ноги?», «Как сохранить свою кожу
здоровой?», «Для чего нужен язык», «Как работает дыхательная система»,
побуждающие их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование
располагает большими возможностями для формирования доказательной
речи у старших дошкольников.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я
активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием
выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом,
воздухом, камнями, водой, магнитом. Например, ставлю проблему: слепить
фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится,
почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из
мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка -
сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем -
выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные
ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где
быстрее прорастёт лук в земле, в глине или в песке; каким вещам вода на
пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать,
сопоставлять и делать выводы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам
фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами.
Иногда игровые ситуации становились частью непосредственной
образовательной деятельности. Например: во время знакомства с
геометрической фигурой квадрат, дети выкладывали фигуру из ниток на
коврографе. Таким образом, они тактильно исследовали свойства ниток
(гибкие, мягкие, прилипают к ворсистой поверхности, могут изменять
форму).
В образовательной ситуации «Цветные капельки» к детям «приплывала»
Золотая рыбка. Дети вместе с рыбкой выяснили необходимость воды для
жизни и попробовали отправить капельку в путешествие. Дети, капали из
пипетки в баночки с водой жидкую краску различной густоты и
насыщенности и наблюдали за «путешествием» капельки.
«Льдинки»: к детям пришла Курочка Ряба и принесла с собой лоток из-под
яиц. Детям предстояло придумать как сделать для курочки яички, но не
простые. В качестве материала была предложена вода и краски. Дети
замораживали окрашенную воду в лотке из-под яиц.
Коллектив детского сада и родители принимают участие в решении
поставленных задач. Помогают в пополнении необходимого оборудования и
материалов в детской лаборатории. Чтобы у ребёнка поддерживался интерес,
стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений
разработаны:
- рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в
домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю»;
- консультации для родителей «Организация детского экспериментирования
в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу»; ---
- индивидуальные консультации на интересующие темы
экспериментирования;
- тематические фотовыставки: «Моя семья в лесу», «Мои домашние
питомцы», «Лаборатория чудес и превращений»;
- картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести
дома.
Повысив уровень педагогических знаний, родители научились
организовывать элементарные эксперименты в домашних условиях. Дети
делятся интересными рассказами о том, как они выращивали дома кристаллы
соли, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.
В результате организации детского экспериментирования, у детей
развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-
исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности
обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней;
об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах;
о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о
применении их человеком в своей деятельности.
У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения
выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,
креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию
природы, стимулирует их к получению новых знаний.
Таким образом, экспериментирование как специально организованная
деятельность способствует становлению целостной картины мира
дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.