СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

«Детское экспериментирование

как средство развития познавательной активности дошкольников»

«Если Вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и игрушками, о

развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и

изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение

лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему

потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота.

Как любому учёному, ему нужна в его научной работе независимость».

Пенелопа Лич (психолог из Великобритании)

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В

постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже

недостаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел

добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Существует проблема современных детей – замена реальной природы

виртуальной. Ребёнок всё больше времени проводит за компьютером,

планшетом, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, всё хорошо в

меру. Даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого

общения с ней. Современные дети нередко испытывают страх перед

природой, для них она незнакомая и чужая.

В решении этой проблемы ведущая роль отводится образованию, и что, в

свою очередь, приводит к качественным изменениям в системе образования,

меняются структура, содержание образования, вводятся новые

образовательные стандарты, ориентированные на формирование

компетентности, включающие в себя интеллектуальную и практическую

составляющую. Что ставит перед педагогами задачу изменить способ подачи

информации, сохраняя при этом мотивацию к учению. Таким способом,

например, может стать процесс познания через включение детей в

деятельность, что делает процесс образования не только более

увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с

требованиями общества. Наукой доказано, что наиболее сензитивным

периодом развития личности, ее личностных качеств является дошкольный

возраст. Этот период жизни ребенка является наиболее благоприятным для

формирования познавательной деятельности, ребенок - исследователь,

проявляя интерес ко всему, что его окружает. Он познает предметы в ходе

взаимодействия и действий с ним, осуществляя при этом познавательную,

исследовательскую деятельность, раскрывая содержание изучаемого

предмета.



ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для

детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,

познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на

первом месте в освоении любого материала стоит игра и познавательно-

исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с

детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении.

Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного

пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны

обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям

материалами (в том числе с песком и водой)».



Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного

образования в соответствии с ФГОС является следующее: «ребенок

проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно

придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен

наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о

природном и социальном мире, в котором он живет; обладает

элементарными представлениями из области живой природы…».



Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность актуальна

как никогда.



Мышление ребенка ограничено, представления детей о мире не случайны –

это результат спонтанной познавательной деятельности детей, переноса

знаний с одних предметов на другие (недоучет специфики явлений).



При специально организованной занимательной деятельности вполне

возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка (Л. Ф. Обухова,

Л. А. Венгер, А. В. Запорожец).



При ознакомлении с предметами и их свойствами нужно научить ребенка

осуществлять действия, которые приводят к выделению свойств предметов.



Таким образом, на основе практического, наглядно-действенного мышления

формируется наглядно-образное мышление.



Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид

ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.



Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше

новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он

развивается.



Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том,

что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого

объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются

его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость

совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные

закономерности и выводы стимулирует развитие речи.



Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми

фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые

рассматриваются как умственные умения.



Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное

мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод,

соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он

является ведущим, а первые три года — практически единственным

способом познания мира.



Детское экспериментирование это не изолированный от других вид

деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую

очередь с таким, как развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех

этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения

методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об

увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются

более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают

рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается

диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу,

отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством

тоже двусторонняя и важна. Чем сильнее развиты изобразительные

способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат

эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе

ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время

изобразительной деятельности.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных

математических представлений. Во время проведения опытов постоянно

возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и

размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную

значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением

художественной литературы. Экологические сказки, рассказы, стихи и

загадки по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации

полученных знаний в ходе эксперимента.

Экспериментирование связано с музыкальным и физическим

воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры

– это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию

положительных эмоций.

Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации

получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также

обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы,

так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и

обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы

Свою работу по познавательно-исследовательской деятельности я начала с

изучения и анализа методической литературы. Поставила перед собой цель –

способствовать развитию у детей познавательной активности,

любознательности, стремления к самостоятельному познанию и

размышлению. И сформулировала задачи, на решение которых направила

свою работу:

- Развивать детскую любознательность, чувство удивления и радости от

познания предметного мира, способствовать формированию познавательных

интересов.

- Учить пользоваться простейшими способами сенсорного анализа предметов

и материалов для их применения в разных видах самостоятельной детской

деятельности.

- Помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении

описывать предметы, точно и ясно выражать свои мысли.

Понимая значение экспериментирования для психического развития

ребенка создала предметно-развивающую среду в группе. Совместно с

родителями оборудовали детскую лабораторию, которая оснащена

необходимым оборудованием и материалами для реализации

запланированной работы.

- Приборы – помощники: увеличительные стекла, бинокль, песочные часы,

компасы и магниты;

- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного

объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;

- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля,

крупный и мелкий песок (разный по цвету, птичьи перышки, ракушки,

шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух,

мох, семена фруктов, цветов и овощей, шерсть, разные крупы;

- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки,

проволока, деревянные предметы, пластмасса, металлические предметы;

- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;

- Красители: ягодный сироп, акварельные краски; сухой сок, фруктовый чай

в пакетиках.

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки пластиковые, мензурки

пластиковые, вата, воронки, мерные ложечки;

Для систематизации детских представлений об окружающем мире,

разработала примерное планирование образовательных ситуаций по

игровому экспериментированию, позволяющих вызвать познавательный

интерес, увидеть в предмете то, что ребенок сам может не заметить и не

осознать.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные

стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный момент (почему так?);

• ситуация выбора.

Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми,

предполагает формирование у них следующих представлений:

Живая природа:

- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-

климатических зон, с многообразием живых организмов и их умением

приспосабливаться к окружающей среде.

- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов,

их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений -

цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.

Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.

- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе,

движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град,

снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их

свойства.

Совместную игровую экспериментальную деятельность с детьми

проводила один раз в неделю: с детьми младшего дошкольного возраста по

10 – 15 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 20 – 25 минут.

Структура проведения игры-экспериментирования:

- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых

детьми;

- проверка гипотез;

- подведение итогов, вывод;

- фиксация результатов;

- вопросы детей.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ

результатов и формулирование выводов.

Использую следующие способы фиксации результатов исследования:

1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;

2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);

3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.

Провела отбор игр-экспериментов в соответствии с возрастом детей и

оформила картотеку.

Совместную деятельность с детьми по экспериментированию начала с

экскурсии, во время которой дети знакомятся с её хозяином – Ученым Котом,

с оборудованием и правилами поведения.

Кроме Ученого Кота к детям в гости приходят Почемучка, Капелька,

Зайка-Любознайка и другие известные детям персонажи. После таких встреч

у детей появляется множество вопросов, а соответственно и повод

обращаться за помощью к детским энциклопедиям, познавательной

литературе и, конечно же, к взрослым.

Игровые персонажи ставят детей в проблемную ситуацию, которая

способствует выявлению детьми свойств предметов и их качеств. По

возможности игровые ситуации проводятся в естественных условиях. Так,

например, игры с песком, снегом и водой проводятся непосредственно на

участке детского сада.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности

использую следующие методы и приемы:

Дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?»,

«Чудесный мешочек», «Свет», «Звук» и другие.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам

пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания

об окружающем мире.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и

взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к

самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению

творчества «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?»,

«Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с

секретом», и другие.

Организуя экспериментальную деятельность, использую интересные

задания для детей: «Как органы человека помогают друг другу?», «Зачем

человеку руки?», «Что лучше: руки или ноги?», «Как сохранить свою кожу

здоровой?», «Для чего нужен язык», «Как работает дыхательная система»,

побуждающие их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование

располагает большими возможностями для формирования доказательной

речи у старших дошкольников.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я

активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием

выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом,

воздухом, камнями, водой, магнитом. Например, ставлю проблему: слепить

фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится,

почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из

мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка -

сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем -

выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные

ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где

быстрее прорастёт лук в земле, в глине или в песке; каким вещам вода на

пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать,

сопоставлять и делать выводы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам

фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами.

Иногда игровые ситуации становились частью непосредственной

образовательной деятельности. Например: во время знакомства с

геометрической фигурой квадрат, дети выкладывали фигуру из ниток на

коврографе. Таким образом, они тактильно исследовали свойства ниток

(гибкие, мягкие, прилипают к ворсистой поверхности, могут изменять

форму).

В образовательной ситуации «Цветные капельки» к детям «приплывала»

Золотая рыбка. Дети вместе с рыбкой выяснили необходимость воды для

жизни и попробовали отправить капельку в путешествие. Дети, капали из

пипетки в баночки с водой жидкую краску различной густоты и

насыщенности и наблюдали за «путешествием» капельки.

«Льдинки»: к детям пришла Курочка Ряба и принесла с собой лоток из-под

яиц. Детям предстояло придумать как сделать для курочки яички, но не

простые. В качестве материала была предложена вода и краски. Дети

замораживали окрашенную воду в лотке из-под яиц.

Коллектив детского сада и родители принимают участие в решении

поставленных задач. Помогают в пополнении необходимого оборудования и

материалов в детской лаборатории. Чтобы у ребёнка поддерживался интерес,

стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений

разработаны:

- рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в

домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю»;

- консультации для родителей «Организация детского экспериментирования

в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу»; ---

- индивидуальные консультации на интересующие темы

экспериментирования;

- тематические фотовыставки: «Моя семья в лесу», «Мои домашние

питомцы», «Лаборатория чудес и превращений»;

- картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести

дома.

Повысив уровень педагогических знаний, родители научились

организовывать элементарные эксперименты в домашних условиях. Дети

делятся интересными рассказами о том, как они выращивали дома кристаллы

соли, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

В результате организации детского экспериментирования, у детей

развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-

исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности

обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней;

об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах;

о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о

применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения

выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность,

креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию

природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная

деятельность способствует становлению целостной картины мира

дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.