СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение - как объект социальной работы.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить проблему девиантного поведения как объект социальной работы.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие девиантного поведении.
  2. Раскрыть работу социальных служб по профилактике девиантного поведения.
  3. Изучение обеспечения социальной  реабилитации   лиц с отклоняющимся  поведением.
  4.  Коррекция поведения  и  адаптация в обществе лиц с отклоняющимся поведением, обеспечение  психологической,   медицинской,  социальной    помощи  и  поддержки.
  5. Понять причины возникновения девиантного поведения.
  6. Профилактика девиантного поведения (методы и приемы)

 

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение - как объект социальной работы.»

Девиантное поведение – как объект социальной работы.

Мастер класс










Цель: изучить проблему девиантного поведения как объект социальной работы.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие девиантного поведении.

  2. Раскрыть работу социальных служб по профилактике девиантного поведения.

  3. Изучение обеспечения социальной реабилитации лиц с отклоняющимся поведением.

  4. Коррекция поведения и адаптация в обществе лиц с отклоняющимся поведением, обеспечение психологической, медицинской, социальной помощи и поддержки.

  5. Понять причины возникновения девиантного поведения.

  6. Профилактика девиантного поведения (методы и приемы). (1слайд)

Вся наша жизнь каждодневный выбор. Хотим мы того или нет, осознанно или не осознанно мы выбираем, и наш выбор определяют те ценности которые есть у нас, которые привили нам наши родители, наши учителя.

- О каком выборе идет речь? Когда и из чего нам приходиться выбирать?

Выбирать, как нам поступить в той или иной ситуации?

Выбрать послушаться родителей или ослушаться их?

Выполнить домашнее задание или не выполнять его?

Куда поступить учиться? На какой фильм сходить? Заниматься спортом или нет? Какую одежду сегодня надеть? Закурить или не закурить, если предложили?

Среагировать, на какую - то несправедливость или забыть?

Итак, ежеминутно, ежесекундно мы выбираем. (2-5 слайд)


Всегда ли выбор бывает правильным?

Нет не всегда.

Что способствует неправильному выбору в жизни? Почему люди оступаются?

Плохая компания, проблемы в семье, вседозволенность, отсутствие контроля.(6слайд)

Этот самый выбор влечет за собой такое поведение, которое сложно назвать нормой.

Как принято называть любое отклонение от нормы?

- Девиации.

А поведение?

Девиантное поведение.

Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего занятия «Девиантное поведение – как объект социальной работы.(7слайд)

Кто мне скажет, что такое девиантное поведение?

- Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм общества». .(8слайд)

Это тот случай, когда мы говорим об отклонении от нормы, то есть о той ситуации, или о том поведении которые не могут являться нормой для того или иного социума, государства в целом.

Выбор ролика вначале занятия был не случаен. На какую мысль я хотела навести этим роликом?

Здесь речь идет о выборе. Сможешь или не сможешь тебе решать.

Ты должен играть!!! Жить и играть и делать выбор каждый день СЛОВА ТАРАСОВА(9 слайд)

Речь идет об известном спортсмене, который в начале своей карьеры получил травму, столкнулся с проблемой, которую, окажись он один, без поддержки и понимания со стороны тренера, неизвестно как сложилась бы его жизнь.

Это тот случай, когда чуткость близкого человека, его мудрость, правильно им сказанные слова, смогли ему побороть свою физическую и душевную боль, и стать тем, кем он стал.

Нам с вами как работникам социальной сферы необходимо вовремя оказаться рядом с теми, перед кем стал сложный выбор. Рядом с теми, кто оказался в сложной жизненной ситуации, найти примерно такие слова которые нашел тренер для своего подопечного. Ведь тот контингент населения, с которым мы работаем, зачастую те люди, которые нуждаются в моральной, психологической, юридической, материальной помощи. Это дети, старики, инвалиды, одинокие люди, малоимущие, беженцы, вынужденные переселенцы, женщины, люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы.

Что такое социальная норма?

Социальная норма - это предел, мера, допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития данного общества. (10 слайд)

Кто и как определяет, что является нормой, а что нет?

Государство, в котором мы живем, общество в котором мы живем, обычаи, традиции.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческого общества». (11 слайд)

Кто приведет примеры девиантного поведения?

- алкоголизм, наркомания, курение, воровство, суицид, бродяжничество, вандализм, агрессивное поведение, противоправное поведение, хулиганство, токсикомания, игромания, насилие и другие виды поведения. (12 слайд)

Но есть еще и позитивные девиации. О которых вы знаете наверняка, о людях с такими девиациями очень часто говорят, этими людьми восхищаются, но многие считают такое проявление странным, неординарным :

  • Позитивные - креативность, новаторство, гениальность, героизм;

  • Негативные - дезорганизующиекак самого человека, так и общество в котором он живет.

Сегодня мы с вами говорим о том поведении, которое является объектом нашей с вами работы.

Назвать причины девиантного поведения. Биологические, психологические и социальные


(13- 18 слайд)

  • Сложная семейная ситуация (развод, матери одиночки, неблагополучные семья)

  • Любопытство

  • Давление или нажим со стороны сверстников.

  • Попытка «Быть своим»

  • Недостаток эмоционального тепла, внимания, любви и ласки.

  • Бунтарство

  • Неуверенность в себе

  • Одиночество

  • Эгоизм

  • Конфликты с родителями или сверстниками.

  • Отсутствие стремлений и целей в жизни

  • Поиск острых ощущений

  • Желание хоть как то самоутвердиться


Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений.

Отклонения присутствуют в каждой социальной системе. Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин, факторов девиантного поведения. Умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому человеку, занятому в социальной сфере.

(22 слайд)

В 90 е годы в России уделялось огромное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Был издан ряд законов и нормативных актов. Среди них: Указ Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О первоочередных мерах по реализации всемирной Декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей в 1990-е годы»; Указ Президента РФ от 6 июня 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав»; Примерное положение Правительства РФ от 4 февраля 1994 г. № 1115-П 12 «О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», «Основные направления государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской федерации до 2000 г.», Федеральные законы от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», «О вынужденных переселенцах» и другие с последующими дополнениями и изменениями.

На сегодняшнем занятии мы разберем те приемы и методы профилактической работы, которую вы должны будете провести как социальные работники.

В этой деятельности необходима более эффективная реализация технологий, уже частично практикуемых на местах. Среди них можно выделить следующие:

- адресность профилактической и другой работы -- необходимость работы, в частности, именно с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т. д.;

- повышение активности использования выделяемых средств (здесь критерием может служить, например, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье, в коллективе, на улице);

- наступательный, опережающий характер работы - не лечить «социальные» болезни, а предотвращать их, в том числе путем реализации соответствующей социальной политики государства (а также международного законодательства), предусматривающей, в частности, гарантии людям таких прав, как право на жилище (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации и т. д.), образования, воспитания, с помощью реального механизма реализации этих гарантий, который предусматривает ответственность за нарушение законодательных норм самим государством, его исполнительными органами, школой, медицинскими и другими учреждениями;

- усиление контроля над детьми, подростками, не посещающими школу, недопущение незаконного исключения детей, в частности, из общеобразовательных учреждений;

- дополнительная оплата труда специалистов, работающих с лицами и группами девиантного поведения (его надо рассматривать как «вредное» производство с точки зрения воздействия девиантности на социально-психологическое самочувствие таких специалистов);

- развитие социального творчества как альтернативы антиобщественным проявлениям;

- организация в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.

Прежде всего, что такое наркомания?

Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. 

С начала 1990-х гг. наркомания приняла в России массовый характер. Стремительно растет число наркоманов среди детей и подростков.


По роду своей деятельности социальный работник имеет дело преимущественно с людьми, испытывающими различные жизненные затруднения. Спектр этих затруднений достаточно широк. И очень весомая их доля приходится на те, которые невозможно решить без привлечения усилий специалистов в других областях - психологии, педагогике, юриспруденции, медицине. Эффективные технологии социальной работы основаны на тесном взаимодействии и интеграции межведомственных усилий всех специалистов, учреждений и служб. Все это справедливо и в отношении социальной работы с детьми и подростками с различными формами и видами девиации.

При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная - формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

Заключение

Чтобы бороться с ростом девиантного поведения среди детей и подростков, требуются подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемыми на организационном уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения.

Проблема подросткового девиантного поведения имеет психологические, педагогические, социальные, юридические и другие аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании детей в общественной сфере. Резко сократилось производство детских и юношеских художественных и мультипликационных фильмов; разрушена сеть детских специализированных кинотеатров; цены на детские книжные издания чрезмерно высоки; такое мощное средство нравственного воздействия на подрастающее поколение, как телевидение, далеко не полностью использует свои художественно-эстетические возможности в этом направлении. Серьезного внимания по-прежнему требует повышение педагогической и психологической культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции - предупреждение и коррекцию неблагоприятных явлений социальной дезадаптации подрастающего поколения.

Правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждений в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным вихсамоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное процесса их последующей ресоциализации.

Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение в соответствие с социальными нормами есть социальный контроль. Поэтому социальные технологии профилактики и коррекции девиантного поведения непосредственно связаны с технологиями социального контроля.
К институтам социального контроля относят семью, государство и его учреждения, общественное мнение. По форме различают формальный и неформальный

Социальный контроль выражается в стремлении других (обычно большинства) воспрепятствовать девиантному поведению, наказать девиантов или "вернуть их в общество".

План профилактических мероприятий:

  • Работа в больницах и поликлиниках;

  • Профилактика в вузах и школах;

  • Работа с неблагополучными семьями;

  • Организация общественных групп молодёжи;

  • Профилактика всевозможными СМИ;

  • Работа с беспризорными детьми на улице;

  • Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике. Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций.

Более всего она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации. 







Завершить мероприятие хотелось бы стихотворением Юрия Левитанского:
Каждый выбирает для себя...


Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже — как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.