СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение как проявление созависимости

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дано определение девиантного поведения, рассмотрены его причины в контексте созависимости

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение как проявление созависимости»

Девиантное поведение как проявление созависимости Автор: Кондратьева С.А., педагог-психолог Колледжа Управления и Сервиса «Стиль»

Девиантное поведение как проявление созависимости

Автор: Кондратьева С.А., педагог-психолог Колледжа Управления и Сервиса «Стиль»

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИЕ (ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, МОТИВАЦИЯ,ИДЕНТИЧНОСТЬ И Т.Д) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (НЕАДЕКВАТНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ) СОЦИАЛЬНЫЕ (ОТСУТСТВИЕЧЕТКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЫТЬ ЗАДЕЙСТВОВАННЫМ В ПОЛЕЗНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ)

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ (ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, МОТИВАЦИЯ,ИДЕНТИЧНОСТЬ И Т.Д)
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (НЕАДЕКВАТНЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ)
  • СОЦИАЛЬНЫЕ (ОТСУТСТВИЕЧЕТКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ, СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ БЫТЬ ЗАДЕЙСТВОВАННЫМ В ПОЛЕЗНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ)
СОЗАВИСИМОСТЬ  признаки Неспособность принимать каждодневные решения без помощи со стороны (становится несчастным - чужой выбор не соответствует внутренней собственной установке) Соглашательская позиция (связана: 1) с неумением отстаивать свои интересы и защищать свою точку зрения и 2) со страхом последствий, приводящих к разрыву значимых отношений) Неспособность составлять и претворять в жизнь собственные планы и инициативы (страх оценки, отсутствие реализации своей активности)

СОЗАВИСИМОСТЬ признаки

  • Неспособность принимать каждодневные решения без помощи со стороны (становится несчастным - чужой выбор не соответствует внутренней собственной установке)
  • Соглашательская позиция (связана: 1) с неумением отстаивать свои интересы и защищать свою точку зрения и 2) со страхом последствий, приводящих к разрыву значимых отношений)
  • Неспособность составлять и претворять в жизнь собственные планы и инициативы (страх оценки, отсутствие реализации своей активности)
СОЗАВИСИМОСТЬ  признаки Созависимые люди часто делают то, что им неприятно, но они убеждают себя в необходимости такой деятельности, направленной на то, чтобы понравиться другим Постоянная необходимость поддерживать отношения с другими, без которых они чувствуют себя растерянными и тревожными, заставляет их вступать с сомнительные и деструктивные контакты Созависимый человек испытывает постоянный страх того, что непродуктивные отношения будут разрушены (отсутствует способность к самостоятельности, которая пугает)

СОЗАВИСИМОСТЬ признаки

  • Созависимые люди часто делают то, что им неприятно, но они убеждают себя в необходимости такой деятельности, направленной на то, чтобы понравиться другим
  • Постоянная необходимость поддерживать отношения с другими, без которых они чувствуют себя растерянными и тревожными, заставляет их вступать с сомнительные и деструктивные контакты
  • Созависимый человек испытывает постоянный страх того, что непродуктивные отношения будут разрушены (отсутствует способность к самостоятельности, которая пугает)
ДЛЯ СОЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ ХАРАКТЕРНО Аддикция отношений Отсутствие по-настоящему развитой «Я-концепции», отсутствует чувство внутренней значимости Трудности в проявлении глубинных истинных чувств – трудности в установлении интимных , независимых отношений с другими людьми «Прилипание» к другому человеку, без которого не могут выжить (обеспечивает чувство безопасности)

ДЛЯ СОЗАВИСИМЫХ ЛЮДЕЙ ХАРАКТЕРНО

  • Аддикция отношений
  • Отсутствие по-настоящему развитой «Я-концепции», отсутствует чувство внутренней значимости
  • Трудности в проявлении глубинных истинных чувств – трудности в установлении интимных , независимых отношений с другими людьми
  • «Прилипание» к другому человеку, без которого не могут выжить (обеспечивает чувство безопасности)
характерно Отсутствие границ: не знают, где заканчивается их личность и начинается личность другого человека Зависимость от эмоций другого человека( не научены пользоваться собственным эмоциональным состоянием) Стремление к созданию впечатления, желание «быть хорошими» Для созависимых характерно проявление заботы об окружающих (делают себя незаменимыми, умеют чувствовать , что нравится и не нравится другим)

характерно

  • Отсутствие границ: не знают, где заканчивается их личность и начинается личность другого человека
  • Зависимость от эмоций другого человека( не научены пользоваться собственным эмоциональным состоянием)
  • Стремление к созданию впечатления, желание «быть хорошими»
  • Для созависимых характерно проявление заботы об окружающих (делают себя незаменимыми, умеют чувствовать , что нравится и не нравится другим)
характерно Принимают на себя ответственность за все происходящее (за чувства других, за содержание их мыслей, за их жизнь), ставят себя в центр событий – это мягкая, «заботящаяся», но в то же время «убийственная» эгоцентричность Нечестность (стремление создать впечатление отсутствия проблем, кризиса в отношениях, дисфункциональности в семье) Отсутствие морали (слабо выражена духовность, свойственна излишняя приземленность) Непонимание аддиктом последствий своего поведения Стремление к контролю Отрицание проблемы

характерно

  • Принимают на себя ответственность за все происходящее (за чувства других, за содержание их мыслей, за их жизнь), ставят себя в центр событий – это мягкая, «заботящаяся», но в то же время «убийственная» эгоцентричность
  • Нечестность (стремление создать впечатление отсутствия проблем, кризиса в отношениях, дисфункциональности в семье)
  • Отсутствие морали (слабо выражена духовность, свойственна излишняя приземленность)
  • Непонимание аддиктом последствий своего поведения
  • Стремление к контролю
  • Отрицание проблемы
СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИИ СОЗАВИСИМОСТИ Обращение к сознанию аддикта, объективное информирование о том, как происходящее с ним выглядит со стороны и к каким последствиям приводит. Поиск социопсихологических факторов, провоцирующих развитие созависимости (наличие у созависимых комплекса неполноценности) Осторожное избавление аддикта от наиболее деструктивных методов психологической защиты(проекции вины; рационализации, оправдывающие зависимость) Стимуляция в созависимом позитивных мотиваций не получивших достаточного развития. Обращение к подсознанию, активация творческого потенциала

СТРАТЕГИЯ КОРРЕКЦИИ СОЗАВИСИМОСТИ

  • Обращение к сознанию аддикта, объективное информирование о том, как происходящее с ним выглядит со стороны и к каким последствиям приводит.
  • Поиск социопсихологических факторов, провоцирующих развитие созависимости (наличие у созависимых комплекса неполноценности)
  • Осторожное избавление аддикта от наиболее деструктивных методов психологической защиты(проекции вины; рационализации, оправдывающие зависимость)
  • Стимуляция в созависимом позитивных мотиваций не получивших достаточного развития. Обращение к подсознанию, активация творческого потенциала
ВАЖНО ОТМЕТИТЬ! КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ СОЗАВИСИМОСТИ . Не только дисфункциональная аддиктивная семья, но и многие явления, происходящие в обществе, в школе, на работе учат человека думать и чувствовать так, как ему говорят, фактически обеспечивая культуральный тренинг созависимости. Человек обучается тому, что точка отсчета для мышления, чувств, восприятия является всегда внешней (постоянное оценивание) и поэтому отсутствие достаточного чувства границ своего «я»

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ!

КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ СОЗАВИСИМОСТИ .

  • Не только дисфункциональная аддиктивная семья, но и многие явления, происходящие в обществе, в школе, на работе учат человека думать и чувствовать так, как ему говорят, фактически обеспечивая культуральный тренинг созависимости.
  • Человек обучается тому, что точка отсчета для мышления, чувств, восприятия является всегда внешней (постоянное оценивание) и поэтому
  • отсутствие достаточного чувства границ своего «я»
Литература Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Социодинамическая психиатрия. М.: «Академический проект», Екатеринбург «Деловая книга», 2000.

Литература

  • Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Социодинамическая психиатрия. М.: «Академический проект», Екатеринбург «Деловая книга», 2000.
   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!