СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Девиантное поведение как проявление созависимости

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для педагогов-психологов, социальных педагогов. Рассмотрен опыт организации профилактической работы в отношении антивитального поведения на уровне образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Девиантное поведение как проявление созависимости»

Кондратьева С.А., педагог-психолог КУиС «Стиль» Опыт организации профилактики антивитального поведения на уровне образовательного учреждения

Кондратьева С.А., педагог-психолог КУиС «Стиль»

Опыт организации профилактики антивитального поведения на уровне образовательного учреждения

 Существуют различные точки зрения на причины суицидального поведения: самоубийства рассматриваются как одно из выражений социального неблагополучия и отражают психологическое напряжение в обществе; самоубийства связываются с психологическим состоянием людей их совершающих. Суицид может произойти в любом возрасте. Для каждого возраста характерны своя причина, мотив. По нашим наблюдением антивитальные переживания свойственны подросткам и молодежи, сталкивающимся с насилием в своем ближайшем окружении.  Основными мотивами самоубийств являются: Протест, месть 40% Призыв 35% Избежание (наказания, страдания) 15% Самонаказание 10%

Существуют различные точки зрения на причины суицидального поведения: самоубийства рассматриваются как одно из выражений социального неблагополучия и отражают психологическое напряжение в обществе; самоубийства связываются с психологическим состоянием людей их совершающих. Суицид может произойти в любом возрасте. Для каждого возраста характерны своя причина, мотив. По нашим наблюдением антивитальные переживания свойственны подросткам и молодежи, сталкивающимся с насилием в своем ближайшем окружении.

Основными мотивами самоубийств являются:

  • Протест, месть 40%
  • Призыв 35%
  • Избежание (наказания, страдания) 15%
  • Самонаказание 10%
Тезаурус Аддикция - зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим зависимостям[ Суицид  – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, высказывания, намерения, угрозы, попытки покушения. Типы: демонстративное, аффективное, истинное. Парасуицид - это суицидальные попытки или членовредительство (порезы, ушибы, ожоги, применение медикаментов или химических веществ) без выраженного намерения покончить с собой, так называемый демонстративный суицид. Осуществляется на фоне дистресса и может повлечь за собой истинные попытки.

Тезаурус

  • Аддикция - зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим зависимостям[
  • Суицидумышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
  • Суицидальное поведение это проявление суицидальной активности – мысли, высказывания, намерения, угрозы, попытки покушения. Типы: демонстративное, аффективное, истинное.
  • Парасуицид - это суицидальные попытки или членовредительство (порезы, ушибы, ожоги, применение медикаментов или химических веществ) без выраженного намерения покончить с собой, так называемый демонстративный суицид. Осуществляется на фоне дистресса и может повлечь за собой истинные попытки.
Проблема подростковых суицидов Суицидальное поведение может развиться как у подростков и молодежи с психическими нарушениями, так и без них. Самоубийства не возникают импульсивно, внезапно, непредсказуемо: 70-75 % тем или иным способом раскрывают свои намерения. Наиболее важными факторами суицида являются ощущение безнадежности, брошенности, изоляции, отверженности . На первом месте среди причин самоубийства – внутрисемейные конфликты, полное игнорирование подростка как личности; на втором - конфликты в учебном заведении. Выявление истинных причин молодежных самоубийств и их профилактика составляет в настоящее время острую и актуальную проблему.

Проблема подростковых суицидов

  • Суицидальное поведение может развиться как у подростков и молодежи с психическими нарушениями, так и без них.
  • Самоубийства не возникают импульсивно, внезапно, непредсказуемо: 70-75 % тем или иным способом раскрывают свои намерения.
  • Наиболее важными факторами суицида являются ощущение безнадежности, брошенности, изоляции, отверженности .
  • На первом месте среди причин самоубийства – внутрисемейные конфликты, полное игнорирование подростка как личности; на втором - конфликты в учебном заведении.
  • Выявление истинных причин молодежных самоубийств и их профилактика составляет в настоящее время острую и актуальную проблему.

Проблема подростковых суицидов Совершая суицидальную попытку, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых часто отсутствуют границы между истинной суицидальной попыткой и аутоагрессивным , шантажирующим поведением. Суицидальные жесты мотивированы: 1)намерением непосредственно передать информацию или воздействовать на окружающих; 2)регуляцией настроения (редукцией тревожного состояния), стремлением ощутить свои физические границы, почувствовать себя (парадоксальным образом ) живым. Существует взаимосвязь возможных попыток самоубийств и отклоняющегося поведения: побеги из дома, мелкие правонарушения, раздражительность, требовательность к окружающим, конфликтность, алкоголизация, наркотизация, промискуитет, история парасуицидального поведения. Отсутствуют навыки совладания со стрессом. Основная проблема , по их мнению - трудности в межличностных отношениях.

Проблема подростковых суицидов

  • Совершая суицидальную попытку, прямо не предусматривают смертельного исхода.
  • В отличие от взрослых часто отсутствуют границы между истинной суицидальной попыткой и аутоагрессивным , шантажирующим поведением.
  • Суицидальные жесты мотивированы: 1)намерением непосредственно передать информацию или воздействовать на окружающих; 2)регуляцией настроения (редукцией тревожного состояния), стремлением ощутить свои физические границы, почувствовать себя (парадоксальным образом ) живым.
  • Существует взаимосвязь возможных попыток самоубийств и отклоняющегося поведения: побеги из дома, мелкие правонарушения, раздражительность, требовательность к окружающим, конфликтность, алкоголизация, наркотизация, промискуитет, история парасуицидального поведения. Отсутствуют навыки совладания со стрессом.
  • Основная проблема , по их мнению - трудности в межличностных отношениях.

Предположение о «близости» самоубийства и аддиктивного поведения Причиной суицида является бегство от непереносимой жизненной ситуации. Аутодеструкция при самоубийстве может строиться на внутренней убежденности в продолжении жизни в каком-то другом варианте. Аутодеструктивные тенденции могут возникать у человека очень рано, оказывая влияние на его развитие на разных возрастных этапах. Постепенное подавление жизненного инстинкта приводит к тому, что человек выбирает для себя аутодеструктивный стиль поведения, включая аддикции. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Проблема возникает тогда, когда стремление ухода от реальности начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, приводя к отрыву от реальности.

Предположение о «близости» самоубийства и аддиктивного поведения

  • Причиной суицида является бегство от непереносимой жизненной ситуации. Аутодеструкция при самоубийстве может строиться на внутренней убежденности в продолжении жизни в каком-то другом варианте.
  • Аутодеструктивные тенденции могут возникать у человека очень рано, оказывая влияние на его развитие на разных возрастных этапах.
  • Постепенное подавление жизненного инстинкта приводит к тому, что человек выбирает для себя аутодеструктивный стиль поведения, включая аддикции.
  • Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Проблема возникает тогда, когда стремление ухода от реальности начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, приводя к отрыву от реальности.
Профилактика суицидального поведения на уровне образовательного учреждения Исходя из предположения о «близости» суицидального и аддиктивного поведения, профилактика суицидальной активности является частью Программы Позитивной Профилактики аддикций, реализуемой в нашем образовательном учреждении. Профилактическая программа основана на принципах копинг-профилактики – каждый человек находит собственные способы совладания со стрессом на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные или копинг-ресурсы: способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной ситуации; сформированность позитивной «Я-концепции» (самооценки, самоуважения, самоэффективности); способность самостоятельно контролировать свой собственный поведенческий выбор; ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих, прогнозировать их поведение и т.д.).

Профилактика суицидального поведения на уровне образовательного учреждения

  • Исходя из предположения о «близости» суицидального и аддиктивного поведения, профилактика суицидальной активности является частью Программы Позитивной Профилактики аддикций, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
  • Профилактическая программа основана на принципах копинг-профилактики – каждый человек находит собственные способы совладания со стрессом на основе имеющегося у него личностного опыта (личностные или копинг-ресурсы: способность и возможность осуществлять когнитивную оценку проблемной ситуации; сформированность позитивной «Я-концепции» (самооценки, самоуважения, самоэффективности); способность самостоятельно контролировать свой собственный поведенческий выбор; ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих, прогнозировать их поведение и т.д.).

Профилактика суицидального поведения на уровне образовательного учреждения В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения профилактика делится на первичную, вторичную и третичную На практике разделение контингентов здоровых, групп риска и аддиктов достаточно условно, поэтому понятия «первичная», «вторичная», «третичная профилактика» являются компонентами единой профилактической цепи и не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Суицидальное поведение является лишь одним из проявлений единого комплекса психосоциальной дезадаптации, представляющего собой широкий спектр поведения риска. Главной задачей первичной профилактики в образовательной среде является формирование единого профилактического пространства путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики.

Профилактика суицидального поведения на уровне образовательного учреждения

  • В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения профилактика делится на первичную, вторичную и третичную
  • На практике разделение контингентов здоровых, групп риска и аддиктов достаточно условно, поэтому понятия «первичная», «вторичная», «третичная профилактика» являются компонентами единой профилактической цепи и не могут рассматриваться изолированно друг от друга.
  • Суицидальное поведение является лишь одним из проявлений единого комплекса психосоциальной дезадаптации, представляющего собой широкий спектр поведения риска.
  • Главной задачей первичной профилактики в образовательной среде является формирование единого профилактического пространства путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики.
модель превенции суицидального поведения Принципы : Принцип ценности личности. Принцип уникальности личности, состоящий в признании . Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса. Систематичность и концептуальность. Доступность. Психологическая безопасность. Легитимность. Субъекты : Обучающиеся; Педагоги; Родители или лица их замещающие; Социальные партнеры.

модель превенции суицидального поведения

  • Принципы :

Принцип ценности личности.

Принцип уникальности личности, состоящий в признании .

Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Систематичность и концептуальность.

Доступность.

Психологическая безопасность.

Легитимность.

  • Субъекты :

Обучающиеся;

Педагоги;

Родители или лица их замещающие;

Социальные партнеры.

Модель превенции суицидального поведения Цели: формирование адаптивных форм поведения, направленных на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств, формирование невосприимчмвости к дисфункциональным паттернам поведения, изменение малоадаптивного дисфункционального поведения группы риска на адаптивную форму Задачи: 1)совершенствование и повышение эффективности использования обучающимися адаптивных стратегий поведения;  2) увеличение возможностей личности, потенциала личностных ресурсов ;  3) развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения. Технологии: 1)психологическое просвещение; 2) психологическая диагностика; 3)психологическое консультирование; 4) групповая работа.

Модель превенции суицидального поведения

  • Цели: формирование адаптивных форм поведения, направленных на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств, формирование невосприимчмвости к дисфункциональным паттернам поведения, изменение малоадаптивного дисфункционального поведения группы риска на адаптивную форму
  • Задачи: 1)совершенствование и повышение эффективности использования обучающимися адаптивных стратегий поведения;

2) увеличение возможностей личности, потенциала личностных ресурсов ;

3) развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения.

  • Технологии: 1)психологическое просвещение; 2) психологическая диагностика; 3)психологическое консультирование; 4) групповая работа.
Психологическое просвещение    Помимо всего прочего особое внимание мы уделяем озвучиванию принципов психологического консультирования субъектам профилактической программы (добровольность; доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы; анонимность; разграничение личных и профессиональных отношений) в целях популяризации психологического консультирования как альтернативы неадаптивным формам поведения.

Психологическое просвещение

Помимо всего прочего особое внимание мы уделяем озвучиванию принципов психологического консультирования субъектам профилактической программы (добровольность; доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация на нормы и ценности клиента; запрет давать советы; анонимность; разграничение личных и профессиональных отношений) в целях популяризации психологического консультирования как альтернативы неадаптивным формам поведения.

Психологическая диагностика

  • Диагностика проводится систематически, так называемая «входная», на 1м курсе НПО и по запросу всем желающим.
  • Поскольку психологическая диагностика - это своего рода интервенция в психику человека и может носить психотравмирующий характер, она проводится на основе добровольного согласия обучающихся, которым разъясняется ее смысл: « узнать вас получше, чтобы сделать ваше обучение в нашем колледже более комфортным». Форму проведения диагностической процедуры мы условно называем « терапевтической диагностикой»
  • Мы используем следующие методики: 1) Ю. В. Кортнева «Диагностика актуальной проблемы. Методика Леонгарда-Шмишека». Результатом диагностики является не выявление акцентуации, а определение актуальной проблемы, ее вероятной направленности, приблизительного временного интервала, в котором разворачивается проблемная ситуация, вероятность развития тех или иных соматических нарушений, степень рефлексивности и критичности клиента по отношению к собственным поступкам, готовность к изменению привычного образа действий, стилевые особенности поведения, которые характерны для данного человека в данное время.
Психологическая диагностика 2) Метод цветовых выборов или Цветовой тест Люшера. Представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально-типологическими особенностями конкретного человека. 3) Проективные рисуночные тесты при необходимости.  С помощь диагностических методик выявляется группа риска.

Психологическая диагностика

2) Метод цветовых выборов или Цветовой тест Люшера. Представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально-типологическими особенностями конкретного человека.

3) Проективные рисуночные тесты при необходимости.

С помощь диагностических методик выявляется группа риска.

Психологическая диагностика (примеры)

1) Цветовой тест Люшера .Выбор +7+4 (черный, желтый) в качестве приятных может интерпретироваться как суицидальная готовность: в любом случает этот выбор показывает, что человек «пытается избавиться от проблем и трудностей, от напряжения, принимая неожиданные, своевольные, необдуманные решения. Отчаянно ищет решение проблемной ситуации, способен на безрассудное поведение вплоть до самоубийства». Это протестная реакция в ситуации выраженной эмоциональной напряженности. Негативизм в отношении средовых воздействий сочетается с эмоциональной неустойчивостью, иррациональными страхами. Отчаянные поиски выхода из ситуации труднопрогнозируемы и могут проявиться в аутоагрессивной форме и других иррациональных поступках на фоне сниженного инстинкта самосохранения.

Варианты выборов:+7+4х1х2=0=3-6-5 (стресс вызван неспособностью поддерживать отношения в желаемом состоянии, тревога);+7+4х6х0=1=3-2-5 (Стресс, вызванный ощущением униженности и непонимания, недостаток признания, понимания, отсутствие доверия);+7+4х3х1=2=0-5-6 (стресс, вызванный неспособностью все время поддерживать отношения в желаемом состоянии, недостаток уверенности)

В процессе консультирования все обучающиеся, у которых встречалось данное сочетание, отрицали или не высказывали суицидальных намерений.

Психокоррекция

  • Характеристика вмешательства: краткосрочно, точно направленно, интенсивно, ориентировано на действие.
  • Основные направления психокоррекции : поиск ресурса, который мог бы послужить компенсацией травмы, выход на зрелые психологические защиты (рационализация, компенсация); разблокирование активной деятельности посредством принятия ответственности на себя на свою жизнь и действия, сепарация от травматического опыта родителей , осознание своей автономии посредством осознавания своих телесных и личностных границ.
  • Технологии: 1) Метод кристаллизации проблемы.

2)Метод позитивной психотерапии Носсарта Пезешкиана.

Позитивная психотерапия направлена на то, чтобы человек, используя свои внутренние ресурсы, смог решить свои проблемы, ставя перед собой новые цели. (Указаний на ресурсы много в результатах диагностики). Позитивная психотерапия основана на трех принципах: баланса, надежды и консультирования . Это пятиступенчатая терапия: 1. « Наблюдение/дистанцирование» анализ и проработка конфликтов, актуальных в данный момент. 2. « Инвентаризация ». Исследуется удовлетворенность и степень реализации своих потребностей. Затрагиваются планы на будущее. Здесь впервые человек ОСОЗНАЕТ, что проблема заслонила всю его жизнь. Для понимания поведения человека в настоящем обращаемся к его прошлому опыту. Каковы отношения у родителей и с родителями. Как они соотносятся с жизненными ценностями обучающегося и каким образом он воспроизводит жизненный опыт родителей, желая того или нет. Цель: выявление причины возникновения конфликтов и способы решения проблемы. Задача: перевод деструктивной энергии конфликта в конструктивную энергию анализа, осознавания/построения своих границ. 3. « Ситуативная поддержка». Выявляются или ФОРМИРУЮТСЯ ресурсы (даются, интегрируются) для решения проблемы: самооценка, границы личности, проекция в будущее. 4. « Вербализация ». Конкретизируются те конфликты, которые оказались невысказанными. Вырабатывается новая стратегия поведения. 5 . «Расширение системы целей. Определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее будущее. Вырабатываются новые способы поведения.

психокоррекция 3)Другие методы психокоррекции: телесная терапия Александра Лоуэна, арттерапия – в группах.  4) «Опосредованная психокоррекция»: когда обучающийся не идет на контакт, даются рекомендации педагогам – мастерам, кураторам, воспитателям общежития. Например, с помощью фотографии или рисунка выразить в чувства, перевести в деятельность, осуществить поддержку с помощью учебной группы.

психокоррекция

3)Другие методы психокоррекции: телесная терапия Александра Лоуэна, арттерапия – в группах.

4) «Опосредованная психокоррекция»: когда обучающийся не идет на контакт, даются рекомендации педагогам – мастерам, кураторам, воспитателям общежития. Например, с помощью фотографии или рисунка выразить в чувства, перевести в деятельность, осуществить поддержку с помощью учебной группы.

Источники и литература Петрова И. В., Петрова Г.А. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. Полевской, 2010. Хажилина И.И. Профилактика наркомании. Модели, тренинги, сценарии. М., 2002. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.,2000. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы. М, 2004. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003.

Источники и литература

  • Петрова И. В., Петрова Г.А. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. Полевской, 2010.
  • Хажилина И.И. Профилактика наркомании. Модели, тренинги, сценарии. М., 2002.
  • Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М.,2000.
  • Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы. М, 2004.
  • Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!