Просмотр содержимого документа
«Диагностическая работа по литературе за 1 полугодие 8 класс по программе Москвина Г. В.»
Диагностическая работа по литературе за 1 полугодие 8 класс.
Часть 1.
Соотнесите период развития литературы и особенности образа автора:
Период развития литературы | Особенности образа автора |
Древнерусская литература | А. Личность автора проявляется более явно. Автор помещен в один мир с героем произведения. |
Литература эпохи Просвещения | Б. Фигура писателя не имела большого значения. Главное – следовать устоявшимся канонам, сделать произведение продолжением традиции. |
Литература XIX века | В. Автор часто передает роль повествователя герою произведения. Появляется герой-рассказчик. |
Соотнесите литературное понятие и его определение:
Литературное понятие | Определение понятия |
1. Герой произведения | А. Художественный образ индивидуального человека, в котором воплощаются общие черты группы людей, народа. |
2. Персонаж | Б. Главный образ литературного произведения. |
3. Литературный тип | В. Действующее лицо литературного произведения, чаще всего – драмы. |
4. Литературный характер | Г. Такое изображение человека, при котором автор создает индивидуальный, неповторимый образ. |
Соотнесите характеристику литературной героини и её имя:
Характеристика литературной героини | Имя героини |
1. «…трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется» | А. Лиза |
2. «Ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка» | Б. Маша Миронова |
3. «Не щадя своей нежной молодости; не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь…» | В. Ася |
4. «Ни одно мгновенье она не сидела смирно; часто смеялась, и престранным образом» | Г. Алена Дмитриевна |
Соотнесите части композиции «Песни про… купца Калашникова» и соответствующие им эпизоды произведения:
Элемент композиции | Эпизод произведения |
1. экспозиция | А. встреча Кирибеевича с Алёной Дмитриевной |
2. завязка | Б. казнь Калашникова |
3. кульминация | В. рассказ о могиле купца |
4. развязка | Г. пир у Грозного |
5. эпилог | Д. сцена кулачного боя |
К какому литературному направлению относится повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина?
Кому принадлежит следующая фраза: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение»? Назовите героя, произведение и автора.
7. Какое историческое событие легло в основу романа «Капитанская дочка» А. С. Пушкина?
8. Эпиграфом, к какому произведению являются следующие строки: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Назовите автора этого произведения.
Часть 2
Сравните описание поединка в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Что общего и в чем различия в поведении соперников? Как это их характеризует? Дайте развернутый ответ.
И сказал ему Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться».
Отвечает Степан Парамонович:
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи...
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, —
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
И, услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло...
Вот молча оба расходятся, —
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди —
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, —
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Я дожидался недолго. На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучался под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. "Зачем откладывать? - сказал мне Швабрин, - за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает". Мы отправились молча. Опустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств.