Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе.
Педагогическую диагностику провожу в 1 классе с 1 по 15 сентября в индивидуальном порядке.
Цель проведения - выяснить уровень развития у детей устной речи и слухоречевой памяти.
Обследование слухоречевой памяти.
Это обследование следует проводить, предлагая ребёнку запомнить и повторить предложение, состоящее из 8 слов. Ребёнку даются три попытки.
Задание: «Послушай, а потом повтори то, что я тебе сейчас скажу: «Летом в лесу поспевают ягоды: земляника, ежевика, черника». Если ребёнок воспроизвёл меньше 7 слов, ему предлагается прослушать предложение ещё раз. Если и вторая попытка оказалась недостаточно удачной (менее 6 слов), предлагается послушать предложение третий раз.
Оценка выполнения задания:
3 балла – за воспроизведение 7 – 8 слов после первого предъявления.
2 балла – за воспроизведение 6 – 8 слов после второго предъявления.
1 балл - за воспроизведение 6 – 8 слов после третьего предъявления.
0 баллов – при воспроизведении менее 6 единиц после третьего предъявления.
Обследование связной речи.
Обследование связной речи проводится при помощи серии из трёх картинок, связанных единым сюжетом. Ребёнок должен сам установить последовательность и составить по ним рассказ.
Текст задания (используются картинки для развития речи): «Вот по этим картинкам, если их правильно разложить, можно составить очень интересный рассказ. Ты каждую картинку рассмотри внимательно, потом разложи их так, как ты считаешь нужным, и расскажи мне историю, которую ты по ним придумал».
В процессе выполнения этого задания можно оказать такие виды помощи:
Уточнение задания, если ребёнок в течение длительного времени не приступает к выполнению задания: «Где же картинка, на которой нарисовано то, с чего всё началось? А где картинка, на которой нарисовано продолжение истории. Посмотри ещё раз внимательно, всё ли ты правильно разложил, и расскажи свою историю».
Если ребёнок не может воспользоваться первым видом помощи, постоянно меняет местами картинки и утверждает, что у него всё равно ничего не получится, следует перейти ко второму виду помощи, разложив картинки в правильном порядке и предложив ребёнку составить рассказ.
Оценка выполнения задания:
3 балла – за логически верно выстроенный рассказ с правильным речевым оформлением.
2 балла – за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в трудностях выбора нужного слова, в повторах одних и тех, же слов, в неточном выборе слова, в ошибках согласования слов в предложении.
1 балл – за рассказ, составленный после помощи учителя, состоящей в раскладывании картинок в необходимой последовательности.
Обследование состояния фонематического слуха и восприятия.
Это делается для определения степени обучаемости ребёнка по данному параметру. В набор картинок необходимо включить не только те из них, в названиях которых входят данные звуки, но и картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артиколярно – аккустическим признакам. Примерный набор картинок: шапка, шарф, шар, шалаш, душ, карандаш, матрёшка, шишка. Кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щётка, собака, слон, весы.
Задание: Называй каждую картинку. Если в её названии есть звук [ш] , положи эту картинку в ряд.
В ходе выполнения ребёнком этого задания важно обращать внимание на следующие моменты: сохраняет ли ребёнок инструкцию в процессе работы либо постоянно уточняет, наличие какого звука он должен определять; отбирает ли картинки, в названии которых нет заданного звука; определяет ли наличие заданного звука только в начальной позиции или в позициях начала, середины и конца слова.
Если ребёнок отобрал картинки, в названиях которых звук [ш] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты, верно, выбрал эти картинки, но некоторые пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки ещё раз, а ты будешь говорить – есть звук [ш] или нет»
Таким образом, вы спускаетесь на «ступеньку» ниже, предлагая ребёнку определить наличие звука, опираясь не на собственное произношение, а на восприятие слова на слух. Учитель должен слегка интонационно выделить звук [ш]: «ш-шапка».
Если при первой самостоятельной попытке ребёнок отложил наряду с картинками, названия которых содержат звук [ш], картинки, названия которых содержат звук [ж] или [с],
также важно прибегнуть к обучающему моменту: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отложенные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук [ш] или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении учитель интонационно выделяет в словах звуки [ш], [ж], [с].
Оценка выполнения задания:
3 балла – за правильное выполнение задания.
2 балла – за самостоятельное выделение звука из начальной позиции и при умении выделять звук в середине и конце слова при помощи учителя; за правильное выполнение задания, но при отсутствии дифференцировок [ш] - [щ].
1 балл – за выделения звука только из позиции начала слова даже после введения обучающего элемента.
0 баллов – за невыполнения задания даже с помощью учителя (раскрывает картинки, не руководствуясь предложенным принципом).
Обследование степени овладения навыком чтения.
Это задание дополнительное, так как умение читать до начала школьного обучения ни в коем случае не является обязательным.
Задание: «Скажи, ты знаешь какие-нибудь буквы? Если ты учился уже читать, прочти вот здесь, пожалуйста».
Для чтения можно предложить любой несложный текст из букваря. Если ребёнок читает пока очень плохо, лучше остановить его; если он читает по слогам в быстром темпе, дать ему возможность прочитать весь текст, предложив повторить его, проверяя тем самым осознанность чтения.
Оценка выполнения задания:
3 балла – слитное чтение;
2 балла – слоговое чтении;
1 балл – побуквенное;
0 баллов – не знает букв.
Слуховое восприятие, подготовка к проведению звукового анализа слов.
С детьми, обнаружившими в ходе педагогической диагностики низкий уровень развития фонематического слуха, неумение выделить звук из слова, нельзя начинать занятия с обучения звуковому анализу слов. Эти дети нуждаются в дополнительных упражнениях, направленных на совершенствование более простых форм фонематического восприятия. Более лёгкой для ребёнка формой звукового анализа является вычленение первого гласного звука в ударной, а потом безударной позиции, затем вычленение согласного звука из положения конца слова, а потом из положения начала слова. За время этих занятий дети должны научиться выделять первый и последний звук в слове; интонационно выделять нужный звук; определять частотный звук в стихотворении; называть слова с заданным звуком.
Хорошо давать детям задания на определение первого звука, на поиск картинок с заданным звуком, а потом и последним звуком в их названии.
Вся группа детей определяет первый звук в слове «шар». Затем на картинках находят слова, в которых есть этот звук (паук, шарф, самолёт, шишка).
Определяется последний звук в слове «мак». Затем из картинок: рак, лук, жук, стол, стул – выбираются те, в названии которых есть этот звук.
Очень полезны задания, направленные на совершенствование не только звукового анализа, но и синтеза. Выделив первые звуки из слов «шишка», «арбуз», «рыба», дети сливают первые звуки и находят картинку с изображением шара.
При выполнении этих заданий учитель показывает детям особый способ произнесения слова с интонационным выделением заданного звука «ш-ш-шишка», «а-а-арбуз», «р-р-рыба» и т. д. Сначала дети могут повторять это только за учителем, потом начинают так произносить слова самостоятельно. Учитель просит произнести слово «слон» так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребёнок должен ответить: «с-с-слон». Следующее задание: произнести слова «коса»так, чтобы был хорошо слышен звук [c]. И это нужно сначала показать на образце: «кос-с-с-са». Учитель должен помнить, что для группы детей с низким уровнем готовности к обучению грамоте это очень трудное задание, такому произношению детей нужно довольно долго и терпеливо учить. Но это – основа проведения звукового анализа слов.
Введение понятия «первый звук» можно организовать следующим образом. Учитель показывает полоску бумаги, символизирующую слово, что у полоски есть начало, середина и конец, так же и у слова есть начало, середина и конец. Слова состоят из звуков; звук, начинающего слова, - первый звук в слове, а звук, которое слово кончает, - последний звук в слове. Затем учитель выставляет на доске картинки с изображением аиста, утки, облака; показывая поочерёдно картинки, учитель произносит каждое слово, интонационно выделяя каждый звук, а затем называет его изолированно. После этого учитель выставляет на наборное полотно ещё ряд картинок (астра, уши ,озеро, окна и т. д.), обязательно произносит вместе с детьми название картинок, предлагает найти слова, начинающиеся со звука [а], потом [о] и т.д. В случае затруднений следует ещё раз назвать все картинки, интонационно выделяя при этом первые звуки их названий, и снова попросить детей назвать слово, начинающееся со звука [а].
Такого рода упражнения нужно проводить ежедневно. Постепенно учитель перестаёт произносить слово с интонационным выделением нужного звука, предлагает детям делать это самостоятельно: «Кто назовёт картинку так, чтобы все могли догадаться – какой первый звук в слове «астра»?Ребёнок должен произнести слово, выделяя первый звук «а-а-астра», потом назвать звук изолированно[ а].
Работа по выполнению частотного звука в стихотворении проводится следующим образом. Учитель читает стихотворение, интонационно выделяя звук [ а].Просит детей определить, какой звук чаще других повторяется в стихотворении.
Алеет над лесом закат,
Алые аисты к лесу летят,
Алые аисты покрыли сады,
Алыми стали ручьи и пруды.
Дети называют звук[ а]. Далее учитель предлагает ещё раз прослушать это стихотворение и запомнить как можно больше слов с этим звуком. После повторного чтения детям предлагается называть эти слова, интонационно выделяя звук [а].
Следующий вид работы направлен на нахождение слов с заданным гласным звуком. Проводиться он может так. На доске или на экране картинки: гусь, дым, рысь, жук, рак, мак, дом. Зонт, винт, кит, лев. Учитель предлагает детям сначала просто назвать картинки, а потом - только те, в названиях которых есть звук [а]
. «Звук [а] заблудился и ищет карnинки, в названиях которых он живёт. Помогите ему».
Проводится несколько занятий с различными гласными звуками, затем с согласными звуками. Сначала следует подбирать стихотворения, в которых частотным является такой согласный, который легко интонационно выделяется (р, л, м, н, с, шит.д.).Но на ряду с этим нужно обязательно учить детей работать и с такими звуками, которые трудны для интонационного выделения.