Употребляет в речи название предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены
Умеет использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Умеет определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток
Употребляет слова антонимы (чистый – грязный, светло – темно)
Умеет употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.д.)
Произносит правильно гласные, согласные звуки, свистящие, шипящие и сонорные (р,л)
Отчетливо произносит слова и словосочетание
Умеет различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук
Умеет согласовывать слова в предложении , правильно использует предлоги в речи.
Умеет образовывать форму мн. числа существит., употреблять эти существительные в именительном и винительном падеже, правильно употребляет форму мн. числа родительного падежа существит – х (вилок. туфель).
Активно употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
Проявляет словотворчество
Умеет участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
Умеет описывать предмет , картину, составляет рассказ по картинке.
Умеет пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
НАПРАВЛЕНИЕ « ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ» |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « КОММУНИКАЦИЯ» |
Параметр оценивания | Методика, формы | Критерии |
Употребляет в речи название предметов, их частей, материалов из которых они изготовлены | Предложить ребенку назвать предметы ближайшего окружения или предложить картинки: - Назови из чего сделан стол, стул, посуда, пирамидка и т.д.? -Из дерева , значит стол какой?(деревянный) и т.д. - Расскажи о пирамидке, какая она? и др. предметах. | В- ребенок владеет видовыми и простейшими родовыми понятиями, имеющими 1-2 существенных признака, легко справляется с заданием на группировку данных понятий. Самостоятельно составляет достаточно полный описательный рассказ о предмете. его назначении и особенностях. С- ребенок правильно называет предметы близких видов, устанавливает связи между назначением и строением предметов. Группируя предметы, затрудняется в обосновании существенных признаков. Описательный рассказ составляет с помощью взрослого. Н- ребенок часто ошибается в названии предметов близких видов. Затрудняется в ответах на вопрос, из чего сделан предмет. Существенные особенности не вычленяет. |
Умеет использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги | Наблюдать за речью детей в общении. | В- ребенок использует в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. С- ребенок в речи употребляет наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Может допускать ошибки. Н- ребенок недостаточно использует в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. |
Умеет определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток | Предложить ребенку определить некоторые предметы в пространстве по отношению к себе и другим. Вопросы могут быть разными направленные на определения положения предметов. Предложить ребенку картинку с изображением предметов в разных направлениях (слева, справа, сзади, впереди, за , перед и т.д.) Предложить картинки с временами суток. - Разложи картинки по порядку и назови время суток. - Какое время суток сейчас? Как ты определил? | В- ребенок хорошо определяет положение предметов по отношению к себе. Самостоятельно называет части суток, задание выполняет без ошибок. С-ребенок иногда допускает ошибки в определении предметов в пространстве по отношению к себе. Недостаточно хорошо знает части суток. Н- ребенок допускает много ошибок в определении предметов в пространстве по отношению к себе. Не знает части суток. |
Употребляет слова антонимы (чистый – грязный, светло – темно) | Предложить ребенку ответить на несколько вопросов: - Принцесса красивая, а Баба Яга…(страшная, безобразная). - Ночью темно, а днем…(светло) - Когда мама хвалит мальчика, он радуется, а когда ругает, то…(грусти, плачет, огорчает) - Черепаха ползет медленно, а лошадь бежит…(быстро) - Торт сладкий, а лимон….. (кислый) | В- ребенок легко и быстро справляется с заданием. С- ребенок не всегда может правильно подобрать антонимы. Н- ребенок с заданием не справляется. |
Умеет употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т.д.) | Предложить ребенку картинки с изображением посуды, мебели, одежды, овощей и др. - Назови что изображено на картинке? - Как сказать, одним словом это….. | В- ребенок без помощи взрослого справляется с заданием, умеет обобщать предметы употреблять существительные с обобщающим значением. С- ребенок с помощью взрослого обобщает предметы, используя в речи существительные с обобщающим значением. Н- ребенок допускает много ошибок при использование в речи существительных с обобщающим значением. |
Произносит правильно гласные, согласные звуки, свистящие, шипящие и сонорные (р,л) | Наблюдать за речью, произношением звуков в словах, согласование слов в предложении и использование в речи предлогов. | В- ребенок произносит все звуки, речь чистая, отчетливая, умеет различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук. Согласовывает слова в предложении , правильно использует предлоги в речи. С- ребенок произносит правильно гласные, согласные звуки, свистящие, шипящие, но сонорные (р,л) не выговаривает. Многие слова и словосочетания ребенок произносит отчетливо, допускает ошибки в определении звука в начале слова. Согласовывает слова в предложении, иногда допускает ошибки в использование предлогов в речи. Н- ребенок не произносит многие звуки, произносит слова и словосочетание неотчетливо. Ребенок не различает на слух и не всегда называет слова, начинающие на определенный звук. Допускает ошибки в согласовании слов в предложении и использование предлогов в речи. |
Отчетливо произносит слова и словосочетание |
Умеет различать на слух и называть слова, начинающие на определенный звук | Предложить ребенку сыграть в игру «Услышь слово», воспитатель называет слова , а ребенок должен услышать слово начинающееся на определенный звук и хлопнуть в ладоши или назвать слово. (машина, паровоз, карусель и т.д.) - Назови слова начинающие на звук «п» , «с» и т.д. - На какой звук начинается слово: матрешка, стол, панамка и др. |
Умеет согласовывать слова в предложении , правильно использует предлоги в речи. |
Умеет образовывать форму мн. числа существит., употреблять эти существительные в именительном и винительном падеже, правильно употребляет форму мн. числа родительного падежа существит – х (вилок. туфель) | Предложить ребенку картинки «Один – много» | В- ребенок справляется с заданием без затруднений, умеет образовывать форму мн. числа существит., употреблять эти существительные в именительном и винительном падеже, правильно употребляет форму мн. числа родительного падежа существит – х. С- ребенок самостоятельно затрудняется образовывать форму мн. числа существит., употреблять эти существительные в именительном и винительном падеже, правильно употребляет форму мн. числа родительного падежа существит – х. Н- ребенок не может образовывать форму мн. числа существит., употреблять эти существительные в именительном и винительном падеже, правильно употребляет форму мн. числа родительного падежа существит – х. |
Активно употребляет в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений | Наблюдать за речью детей в течение дня, за умением вести беседу между сверстниками. | В- ребенок использует в речи разнообразные синтаксические конструкции (распространенные простые, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения), проявляет иногда словотворчество, умеет участвовать в беседе, понимает вопросы и отвечает на них , умеет задавать вопросы. С- ребенок использует в основном простые предложения; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить с помощью взрослого. Словотворчество проявляет редко. Во время беседы может отвлекаться, не всегда отвечает на вопросы. Н- ребенок использует в речи преимущественно простые предложения; при употреблении сложных допускает ошибки, которые может исправить только по образцу взрослого. Словотворчество не проявляет. В беседе не активен, не умеет задавать вопросы. |
Проявляет словотворчество |
Умеет участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их |
Умеет описывать предмет , картину, составляет рассказ по картинке | Предложить ребенку сюжетную картинку, предметные картинки. - Расскажи, что ты видишь на картинке? - Составь рассказ. | В- ребенок легко составляет рассказ о предмете, по картинке, описывает что изображено на картинке. С- ребенок самостоятельно описывает предмет, сюжетную картинку, но затрудняется составить рассказ по картинке. Н- ребенок не может самостоятельно составить рассказ и описать предмет, только с помощью взрослого. |
Умеет пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок | | В- ребенок инициативен в разговоре , отвечает на все вопросы. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки. Проявляет интерес к чтению художественной литературы. С- ребенку требуется помощь при пересказе. Н- ребенок при пересказе затрудняется передать содержание текста; требует помощи взрослого, нарушает последовательность изложения событий. Низкий интерес к чтению художественной литературы. |