СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические работы по музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностические задания, позволяющие оценить индивидуальные достижения обучающихся, успешность освоения ими содержания предмета «Музыка».

Просмотр содержимого документа
«Диагностические работы по музыке»

Спецификация проверочных материалов для стартовой диагностики знаний по музыке

Спецификация проверочных материалов для стартовой диагностики знаний по музыке обучающихся в 5-х классах

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа проводится с целью определения уровня усвоения учащимися 5-х классов предметного содержания курса музыки по программе начальной школы и выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по музыке (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089).

- О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от 17.04.2000 г. № 1122).

3. Структура диагностической работы

Каждый вариант диагностической работы состоит из 18 заданий:

  • 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных;

  • 1-го задания на знание певческих голосов и приобретение индивидуального опыта восприятия музыки, развитие образного и ассоциативного мышления;

  • 1-го задания на выражение своих личных музыкальных впечатлений через выбор предложенных слов;

  • 1-го задания на накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки;

  • 1-го задания на приобретение слухового опыта в разнообразии оркестрового звучания;

  • 1-го задания на представление о многообразии музыкальных жанров и приобретении опыта восприятия представителей отечественной музыкальной классики.

В каждом варианте представлены задания базового, среднего и повышенного уровня сложности (до 30% заданий).

4. Время выполнения работы

На выполнение всей диагностической работы отводится 45 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

Список музыкальных фрагментов для слушания (каждый фрагмент звучит не более 1,5 минут):

К заданию № 9

  1. Э. Григ «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» без вступления

  2. П. Чайковский Симфония № 4 финал

  3. Э. Григ «Песня Сольвейг» вступление

  4. С.В. Рахманинов «Вокализ» средняя часть

К заданию № 14

  1. Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»

К заданию № 15

  1. М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

К заданию № 16

  1. М. Мусоргский песня Варлаама из оперы «Борис Годунов»

К заданию № 17

  1. А. Бородин Ноктюрн из квартета № 2

6. Условия проведения диагностической работы

Строгое соблюдение инструкции по организации проведения независимой оценки знаний обучающихся. При выполнении диагностической работы обучающиеся записывают ответы в бланк тестирования.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Каждое задание (с №1-13) на выбор одного правильного ответа из четырёх предложенных оценивается в 1 балл.

Задание № 14 оценивается:

- пункт № 1 – 1 балл

- пункт № 2 - максимально 3 балла

Задание № 15 оценивается по 1 баллу за каждое верно подобранное слово.

Задание № 16 оценивается:

- пункт № 1 - максимально 3 балла

- пункт № 2 - максимально 3 балла

Задание № 17 оценивается:

- пункт № 1 - максимально 4 балла

- пункт № 2 - максимально 3 балла

- пункт № 3 - максимально 3 балла

- пункт № 4 - максимально 3 балла

Задание № 18 оценивается:

За каждый правильный ответ по 1 баллу, максимально - 12 баллов

Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы - 51 балл. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибалльной шкале.

8. Распределение заданий диагностической работы по содержанию и проверяемым умениям

Проверочные материалы включают основные элементы содержания курса музыки начальной школы.

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:

п/п

Содержательные блоки

Число заданий в варианте

1. 1

Элементарные сведения о музыке

1

1.

Средства музыкальной выразительности

5

1.

Музыкальные инструменты

2

1.

Певческие голоса

1

1.

Музыкальные жанры

4

1.

Музыкальная форма

2

1.

Музыкальный образ

3

1.

Характер музыки

5

1.

Интонационно-образная природа музыки

7

10.

Стилевая основа музыки

5

11.

Возможности музыкальных форм в воплощении музыкального образа и его развития

1

12.

Характерные черты различных направлений в музыке

2

Всего:

18


Перечень проверяемых умений представлен в таблице:

п/п

Блоки проверяемых умений

1

Знание музыкальных инструментов, их тембров и выразительных возможностей

2

Знание музыкальных жанров

3

Знание музыкальных форм

4

Знание средств музыкальной выразительности

5

Умение анализировать и характеризовать музыкальный образ

6

Умение находить соответствие содержания музыки и её выразительных средств

7

Уметь производить целостный анализ музыкального произведения

8

Уметь создавать в воображении музыкальные композиции

9

Знание произведений русской и зарубежной классики

Проверяемые элементы содержания диагностической работы по музыке для 5-х классов

Код

Проверяемые элементы содержания

Элементарные сведения о музыке

Средства музыкальной выразительности

Музыкальные инструменты

Певческие голоса

Музыкальные жанры

Музыкальная форма

Музыкальный образ

Характер музыки

Интонационно-образная природа музыки

10.

Стилевая основа музыки

11.

Возможности музыкальных форм в воплощении музыкального образа и его развития

12.

Характерные черты различных направлений в музыке

Примечание. В варианте диагностической работы, получаемом учащимся, может проверяться только часть элементов содержания и умений, перечисленных в вышеприведенных таблицах (перечисленные элементы содержания и умения охватываются комплектом вариантов на класс).

Диагностическая карта чувственно-эмоционального отношения

Диагностическая карта чувственно-эмоционального отношения обучающегося начальной школы к уроку музыки.

Выбери ответ соответствующий твоему настроению. Подчеркни его.

1. Когда я встречаю учителя музыки в школе………………………………

а) радуюсь встрече с ним

б) стараюсь не смотреть ему в глаза

в) прохожу мимо

2. Когда я вижу в расписании урок музыки…………………………………

а) радуюсь встрече с миром «прекрасного»

б) иду, потому что надо идти

в) не хочу идти на этот урок

3. Когда я вхожу в кабинет музыки…………………………………………

а) у меня поднимается настроение

б) чувствую себя, как в обычном классе

в) не люблю этот кабинет

4. Когда я слушаю звуки музыки на уроке……………………………………

а) откликаюсь на её настроение

б) не испытываю ничего особенного

в) впадаю в уныние

5. Когда я пою сам……………………………………………………………

а) получаю от этого удовольствие

б) не всегда пою с желанием

в) пою, потому что, вызвали к доске

6. Когда на уроке я знакомлюсь с музыкальной грамотой…………………

а) слушаю учителя с интересом

б) понимаю, но не всё

в) мне это не интересно

7. Когда на уроке музыкальные ребусы, кроссворды, загадки……………

а) мне это нравиться

б) мне всё равно

в) мне скучно и неинтересно

8. Когда дают возможность поиграть на музыкальном инструменте……

а) играю на нём с удовольствием

б) смотрю, как играют другие ребята

в) не хочу этого делать

9. Когда учитель объявляет об «открытом уроке»………………………

а) я жду от этого урока чего-то нового

б) пойду, как на обычный урок

в) не хочу идти на этот урок

















Диагностические задания, позволяющие оценить индивидуальные достижения обучающихся, успешность освоения ими содержания предмета «Музыка».

 

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера.

Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.

  1. Создание  звуковых картин:

Цель: Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки.

«Утро  в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.

 Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» - дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит  треугольник или металлофон.

«Дятел стучит»  - карандашами по столу.

Можно сочинить мелодию к песенке дятла:

«День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук- тук- тук- тук- тук».

План оценивания:

1.Активное участие;

2.Творческая иллюстрация данного материала;

3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;

Критерии оценки:

В конце урока учащийся даёт самоанализ о исполненном коллективном произведении с выставлением себе положительной оценки.

  1. Звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

Цель: Обогащение жизненного и музыкального опыта;

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

Перед иллюстрацией данного материала с учащимися проговаривается сценарный план, выбираются главные герои действия, музыкантам раздаются инструменты (озвучивается инструкция по использованию).

Используемые материалы:  целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»:

слышен топот лошадей (карандаши, ложки);

 звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);

 народ собирается (гул голосов), снег  хрустит под ногами (целлофан).

Затем – картина «Вот она,  весёлая Ярмарка!»:

смех, слышны обрывки песен, где-то звучит  балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых  озвучивает свой элемент).

Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»;  «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.  

После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».

План оценивания:

1.Активное участие;

2.Творческая иллюстрация данного материала;

3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;

4.Артистичность исполнения.

Критерии оценки:

Учащиеся выставляют оценки друг другу (сосед-соседу по парте).

  1. «Пятиминутная разминка» (2-4 класс)

Цель: Развитие творческого мышления обучающихся.

Из букв названий семи известных вам нот за пять минут составьте как можно больше слов.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ

Ответ: 1. Доля. 2.Мир. 3. Миф. 4. Форель. 5. Дом. 6. Сила. 7. Фасоль. 8. Миссия. 9. Ясли. 10. Лиса. 11. Лес. 12. Фирма. 13. Ферма. 14. Дрель. 15. Моль. 16. Фарс. 17. Седло. 18. Род. 19. Силометр. 20. Мера. 21. Сад. 22. След. 23. Лира. 24. Фамилия. 25. Домра. 26. Радио.

Критерии оценки:

Если составлено 10-12 слов – оценка «5»

Если составлено меньше 10 слов – оценка «4»

Если составлено 5-7 слов – оценка «3»

  1. Музыкальный термин в квадрате. (5 класс)

Отгадайте музыкальное слово, спрятанное в квадрате.

 

Цель: Проверка изученных  музыкальных понятий. Развитие творческого мышления у обучающихся на уроках музыки.

 

 

 

 

 

1

к

а

т

а

в

р

 

 

2

к

т

а

о

в

а

 

 

3

о

ц

р

е

к

с

 

 

 

4

л

е

т

к

п

у

 

 

 

 

5

р

а

п

т

и

я

 

 

 

 

6

р

у

н

а

с

т

 

 

7

л

а

в

к

и

р

 

8

н

а

м

р

о

с

 

9

г

а

л

ш

н

а

Ответы: 1. Кварта.

2. Куплет 3. Клавир.

4. Октава 5. Партия.

6. Романс. 7. Скерцо.

8. Струна 9 Аншлаг.

Критерии оценки:

  1. 9 правильных ответов – оценка «5»

  2. 6-7 правильных ответа – оценка «4»

  3. 5-6 правильных ответа-оценка «3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа 
«Диагностические задания по музыке. »

Диагностические задания, позволяющие оценить индивидуальные достижения обучающихся, успешность освоения ими содержания предмета «Музыка».



С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера.

Реализация подобных музыкальных заданий развивает умственную активность детей, формирует у них положительное отношение к учению, развивает познавательный интерес, заставляет стремиться к самостоятельному поиску нужной информации, учит внимательно относиться к явлениям окружающей действительности, обогащает жизненный и музыкальный опыт.

  1. Создание  звуковых картин:

Цель: Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки.

«Утро  в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.

Детей можно разделить на группы, каждая группа выполняет свою зарисовку.

«Идём по снегу» - дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит  треугольник или металлофон.

«Дятел стучит»  - карандашами по столу.

Можно сочинить мелодию к песенке дятла:

«День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук- тук- тук- тук- тук».

План оценивания:

1.Активное участие;

2.Творческая иллюстрация данного материала;

3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;

Критерии оценки:

В конце урока учащийся даёт самоанализ о исполненном коллективном произведении с выставлением себе положительной оценки.

  1. Звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

Цель: Обогащение жизненного и музыкального опыта;

Развитие творческих способностей на уроках музыки.

Перед иллюстрацией данного материала с учащимися проговаривается сценарный план, выбираются главные герои действия, музыкантам раздаются инструменты (озвучивается инструкция по использованию).

Используемые материалы:  целлофан, карандаши или деревянные палочки,  листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчики, бубны, деревянные ложки, балалайка.

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»:

слышен топот лошадей (карандаши, ложки);

звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны);

 народ собирается (гул голосов), снег  хрустит под ногами (целлофан).

Затем – картина «Вот она,  весёлая Ярмарка!»:

смех, слышны обрывки песен, где-то звучит  балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых  озвучивает свой элемент).

Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»;  «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.  

После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка».

План оценивания:

1.Активное участие;

2.Творческая иллюстрация данного материала;

3.Коллективное музицирование, согласно сценарию;

4.Артистичность исполнения.

Критерии оценки:

Учащиеся выставляют оценки друг другу (сосед-соседу по парте).

  1. «Пятиминутная разминка» (2-4 класс)

Цель: Развитие творческого мышления обучающихся.

Из букв названий семи известных вам нот за пять минут составьте как можно больше слов.

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ

Ответ: 1. Доля. 2.Мир. 3. Миф. 4. Форель. 5. Дом. 6. Сила. 7. Фасоль. 8. Миссия. 9. Ясли. 10. Лиса. 11. Лес. 12. Фирма. 13. Ферма. 14. Дрель. 15. Моль. 16. Фарс. 17. Седло. 18. Род. 19. Силометр. 20. Мера. 21. Сад. 22. След. 23. Лира. 24. Фамилия. 25. Домра. 26. Радио.

Критерии оценки:

Если составлено 10-12 слов – оценка «5»

Если составлено меньше 10 слов – оценка «4»

Если составлено 5-7 слов – оценка «3»

  1. Музыкальный термин в квадрате. (5 класс)

Отгадайте музыкальное слово, спрятанное в квадрате.



Цель: Проверка изученных музыкальных понятий. Развитие творческого мышления у обучающихся на уроках музыки.









1

к

а

т

а

в

р





2

к

т

а

о

в

а





3

о

ц

р

е

к

с







4

л

е

т

к

п

у









5

р

а

п

т

и

я









6

р

у

н

а

с

т





7

л

а

в

к

и

р



8

н

а

м

р

о

с



9

г

а

л

ш

н

а

Ответы: 1. Кварта.

2. Куплет 3. Клавир.

4. Октава 5. Партия.

6. Романс. 7. Скерцо.

8. Струна 9 Аншлаг.

Критерии оценки:

  1. 9 правильных ответов – оценка «5»

  2. 6-7 правильных ответа – оценка «4»

  3. 5-6 правильных ответа-оценка «3»