Просмотр содержимого документа
«Диагностика дисграфии на уроках русского языка в 5-ом классе»
Диагностика дисграфии на уроках русского языка
-Здравствуйте, коллеги. Вас приветствует учитель русского языка и литературы, мама ребёнка-дисграфика.
Мы с вами будем работать сегодня с очень интересной темой. Не скажу, что я полный Ас, но уверена, что знаю о дисграфии очень много, больше, чем Вы.
Прекрасно, если в начальной школе с Вашим классом поработал логопед и выявил детей-дисграфиков. Чудесно, если с ними уже прошла коррекционная работа. Тогда проблем у таких ребят в среднем звене будет на порядок меньше. Увы, мы имеем слишком мало психологов и логопедов в школе. Будьте готовы, что их функции Вам придётся взять на себя.
Основные направления работы
Коррекционную работу по преодолению дисграфии и дислексии я рекомендую проводить в 3 этапа:
первый – диагностический,
второй – коррекционный
и третий – оценочный.
Мы поговорим о диагностике.
-Как учитель может определить, что в классе есть дети-дисграфики? Очень просто.
Если у ребёнка:
“угадывающее” чтение;
искажение звукослоговой структуры слова;
аграмматизмы при чтении;
замедленный темп чтения;
соскальзывание взгляда со строки;
непонимание смысла прочитанного, -![]()
перед Вами ребёнок – дисграфик.
Если он допускает определенные нелепые ошибки…

Перед Вами ребёнок-дисграфик.
В ходе обследования на наличие дисграфии во время уроков русского языка необходимо:
1) Изучение школьных тетрадей на наличие дисграфических ошибок.
2) Диктант с грамматическим заданием даёт возможность учителю видеть сам процесс выполнения и степень имеющихся у ребенка затруднений, колебаний. Задание включает пробы на языковой и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слогов и звуков в слове, дать характеристику звуков.
Этот момент обследования особенно важен, поскольку в большинстве случаев наблюдается резко выраженное различие в качестве выполнения учащимися классных и домашних работ. Последние содержат значительно меньше дисграфических и иных ошибок, что объясняется неограниченностью времени их выполнения и помощью со стороны родителей.
Поработаем с таблицей
№ | Вид дисграфической ошибки | Пример | Найденная в тексте дисграфическая ошибка |
1. | Пропуски букв. | всят- висят | |
2 | Пропуски слогов и частей слова. | стрки- стрелки | |
3 | Замена гласных и согласных. | пищи- пищу, сесен- сосен; тва-два, роча-роща. | |
4 | Недописывание букв и слогов; наращивание слов лишними буквами и слогами | чере - через, на ветка - на ветках; прилетелала пишешш-пишешь | |
5 | Нарушение смягчения согласных: | болшой- большой, толко- только. | |
6 | Нарушения согласования слов | появилось трава - появилась трава. | |
7 | Зеркальное написание букв. | с, э, ю;я | |
8 | Прописная буква в начале, середине предложения, в именах собственных. | серёжа наступила зима. тетрадь для Работ по русскому языку | |
Теперь Вы видите основные дисграфические ошибки. Дело за коррекцией. О ней чуть позже.