Диагностика осязательного восприятия
Методика 1. «Узнай предмет»
Цель: изучить особенности осязательного восприятия предметов. Инструкция: Определи на ощупь, какие предметы находятся в мешке.
Обследование проводится индивидуально. Ребенку предлагается мешок, в котором находятся разные предметы: пластмассовое яблоко, шнурок, карандаш, ключ, воздушный шарик. После опознания предметы из мешка не выкладываются.
Методика 2. «Найди такой же»
Цель: изучить особенности осязательного восприятия длины, толщины, формы, материала предметов.
Инструкция: Ощупай предмет. Запомни, какой он по длине. Найди среди представленных предмет, такой же длины.
Аналогично: предмет, такой же по форме, по толщине, предмет, сделанный из такого же материала.
Обследование проводится индивидуально. Ребенку поочередно предлагается 4 мешка, в каждом находится 1 предмет. После осязательного восприятия каждого предмета, исследователь предлагает ребенку 3 сходных по данному признаку предмета. В случае затруднений осязательное восприятие предмета-образца может повторяться не более 2 раз.
Методика 3. «Волшебный мешочек»
Цель: изучить особенности осязательного восприятия графических знаков. Инструкция: Выбери букву, ощупай ее, попробуй ее отгадать, затем достань букву из мешка, проверь правильность своего ответа. Ребенку дается задание отгадать 5 букв. Обследование проводится индивидуально. Ребенку предлагается мешок, в котором находятся пластмассовые печатные буквы. Исследователь просит узнать буквы на ощупь. В случае затруднений ребенку предлагается таблица букв русского алфавита.
Обработка результатов диагностики осуществлялась в соответствии с выделенными уровнями, аналогично уровням зрительного и слухового восприятия.
I (высокий) уровень
Характеризуется умением безошибочно идентифицировать на ощупь крупные и мелкие предметы, ориентируясь на их форму, величину, другие тактильные характеристики. Возможны единичные ошибки, которые ребенок может самостоятельно найти и исправить.
Ребенок способен дифференцировать близкие по форме, . длине, толщине, материалу предметы. Выбор предмета с нужным признаком происходит быстро, после однократного тактильного контакта. Возможны единичные близкие замены.
Отсутствуют трудности при осязательном восприятии графических знаков (букв). Задание выполняется в быстром темпе, допущенные ошибки исправляются самим ребенком.
II (средний) уровень
Характеризуется умением узнавать предметы на ощупь, ориентируясь на их форму, размер, другие признаки. Возможны затруднения при идентификации, вследствие чего увеличивается время, необходимое для опознания предмета. Могут иметь место единичные ошибки, замены предметов близкими по тактильным характеристикам.
Отмечаются затруднения при определении и соотнесении предметов по их длине, толщине, материалу изготовления. При этом наблюдаются лишь близкие замены.
При анализе букв отмечаются сложности только при дифференциации букв, сходных по начертанию (одинаковые элементы, пространственное расположение).
III (низкий) уровень
Характеризуется недостаточным умением узнавать предметы на ощупь, без зрительной опоры. Отмечаются отказ от выполнения задания ввиду неспособности узнать предмет, ошибки при идентификации, замены, в том числе далекие. Ребенок затрачивает длительное время на осязание предмета.
Отмечаются многочисленные ошибки при определении признаков предметов (длина, толщина, форма, материал). Ребенку требуется достаточно длительное время для поиска предмета с заданным признаком, многочисленные ощупывания. Характерны многочисленные ошибки, замены предметов.
Наблюдается неспособность дифференцировать на ощупь буквы, как сходные, так и различные по начертанию. Ребенок ощупывает буквы не полностью, ориентируется только на восприятие части графического знака.