Педагогическая диагностика уровня обученности учащихся начальных классов как средство организации коррекционной работы на уроках изобразительного искусства.
В настоящее время система современного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растёт.
В книге “ Диагностика школьной дезадаптации” говорится, что затруднения в обучении по тем, или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающие в связи с этим отклонения в поведении.
Без специального отслеживания учебно - воспитательного процесса по единой методике трудно представить успешность усвоения предмета учащимися, а опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность учащихся.
Возникает необходимость единых форм системного контроля за усвоением учащимися учебного материала.
В отличие от общепринятого контроля педагогическая диагностика представляет собой форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую непрерывное слежение за состоянием преподавания и уровнем обученности школьников.
С помощью диагностики получаю целостное представление об обученности ученика.
Цель: Выявить уровень сформированности - обще учебных умений и навыков для организации коррекционной работы с учащимися начальных классов.
Задачи:
Проанализировать усвоение учебного материала учащимися.
Спланировать коррекционную работу, с учётом возрастных особенностей учащихся класса.
Педагогическая диагностика проводится по тем ключевым точкам учебного материала, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала детьми.
По данным психологического обследования детей, на момент поступления
в школу, с низким уровнем развития было 7 человек,
со средним – 17 человек,
с высоким – 4 человека.
У трёх учащихся наблюдается двуязычие.
Возникает необходимость исключить возможность выпадения учеников с низким уровнем развития из зоны внимания учителя.
А часть учеников со средним уровнем развития могли дойти до высокого уровня или хотя бы приблизиться к нему.
Исходя из этого, я провожу диагностику пока по трём предметам, которые посчитала для себя и детей главными: по изобразительному искусству, русскому языку и литературе, начиная с первого класса. Планируемый результат:
Повысить уровень знаний учащихся с низким развитием до среднего на 10 – 13%.
Подготовить учащихся к успешной адаптации при переходе из начального звена в среднее.
Изобразительное искусство
По итогам каждой контрольной работы из электронного приложения выдаётся готовая таблица результатов. (приложение 1) Исходя из этого, планирую дальнейшую коррекционную работу по устранению пробелов или отставаний, тормозящих развитие ученика.
Динамику роста или снижения усвоения учебного материала каждую четверть отслеживаю по следующим параметрам:
Умение решать художественно-творческие задачи.
Умение правильно рисовать картины, опираясь на основы изобразительной грамоты.
Умение применять знания художественной грамоты по алгоритму
Умение аккуратно выполнять работу в цвете
Рисовать сюжетные картины.
Использовать в своей речи художественную терминологию..
Динамика развития знаний и умений по изобразительному искусству
Решение текстовых задач (количество ошибок)
№ | Ф. И. ученика | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д |
1 | Иванов В. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | Петров П. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Для развития интереса в процессе обучения используется приём опережающей многолинейности, смысл которого заключается в том,
что после введения понятия ученики знакомятся с историческими и художественными фактами фактами, не являющимися на данном этапе обязательным результатом
обучения, а служат развитию и расширению кругозора у младших школьников,
формированию интереса к предмету.
Например: 2 класс тема урока: к “Дерево возможностей”.
3 класс. Тема: “Множество портретов”.
4 класс. Тема: “История ”.
Изобразительное искусство
Практические работы не дают полную картину усвоения материала,
поэтому при анализе художественных произведений отмечаю для себя основные темы, изучаемые в определённый год обучения,
что даёт возможность отследить изменения в уровне подготовки учащихся по изобразительному искусству..
Уровень обученности по изобразительному искусству отслеживаю по нескольким параметрам:
Умение грамотно анализировать художественное произведение;
Умение правильно использовать художественные материалы и принадлежности;
Умение правильно выполнять практическую работу;
Динамика развития знаний и умений по изобразительному искусству.
Анализ художественного произведения (количество ошибок).
№ | Ф. И. ученика | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д |
1 | Иванов В. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Такая же таблица заполняется по остальным параметрам.
Технику работы художественными материалами на примере практических работ ,
отслеживаю ежемесячно,
что даёт мне возможность судить о результатах работы детей
и корректировать индивидуальную работу с учеником.
В итоговой технологической карте отслеживается скорость и качество техники работы над изображаемым предметом..
Динамика развития знаний и умений по изобразительному искусству..
Техника выполнения практической работы (колорит, композиционное решение, материал исполнения).
№ | Ф. И. ученика | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д | 1 | 2 | 3 | г | д |
1 | Иванов В. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Д – динамика роста или снижения развития.

В таблицах и на графиках видны изменения в усвоении учащимися учебного материала на протяжении всего обучения в начальной школе. (приложение 5)
Цели педагогического мониторинга и педагогической диагностики состоят в изучении и измерении обученности и обучаемости школьников,
что позволяет, с одной стороны оценивать результативность обучения,
а с другой стороны прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Применяя данную диагностику, получила промежуточные результаты.
Во всех современных образовательных технологиях применяются различные методы диагностики (метод наблюдения или метод контроля).
Я использую данные методы для достижения положительных результатов в обучении.
Все методы диагностики работают на достоверную и объективную информацию об ученике и для организации коррекционной работы с учащимися группы риска.
Эта информация даёт возможность подбирать для них соответствующие задания и упражнения.
Анализ современной ситуации в образовании показывает, как велика на сегодняшний день потребность в достоверной информации о ходе и результатах процесса обучения учащихся практически по любой дисциплине школьного курса.
Одним из путей, позволяющих преодолеть создавшуюся ситуацию, может стать проект, предусматривающий разработку соответствующих электронных приложений для школьных учебников, обеспечивающих полноценную информационную поддержку учебного процесса.
На данный момент существуют электронные приложения только по русскому языку и математике.