Диагностика уровня темпа речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи [3].
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне[4].
Проблема развития просодической стороны речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относится к числу наиболее актуальных в специальной педагогике. Исследователи, рассматривая просодию (просодику) как комплекс взаимосвязанных ритмико-интонационных свойств речи, осуществляют изучение её состояния и поиск оптимальных путей развития у детей с различными нозологиями [2].
По мнению Акуловой О. театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации школьника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия [1].
При этом она отмечает, что театрализованный потенциал детей в дошкольных учреждениях раскрывается недостаточно. Она выделяет две тенденции:
1. Учитель хорошо выполняет свою работу и просто заучивает очередной сценарий с ребенком, для показа спектакля. Дети, не понимая, копируют взрослого.
2.«Невмешательство взрослого», т.е. однотипные костюмы, не привлекающие психические процессы старшего дошкольника и не вызывающие у него эмоции. И здесь уже сам ребенок, не задумываясь, просто заучивает очередной текст без интереса.
Экспериментальное изучение сформированности речевой деятельности ребенка младшего школьного возраста было проведено в первом классе.
В исследовании приняло участие 17 детей с ОНР. Работа с каждым учеником проводилась индивидуально. Методики подбирались таким образом, что бы можно было посмотреть сформированности темпо-ритмической организации речи.
В диагностический комплекс были включены следующие методики: «Темп речи», «Ритм речи», «Высота голоса», «Сила голоса», «Диагностика уровня сформированности интонационной выразительности».
Система оценивания данных методик была едина, за каждый ответ ребенок получал балл:
1 балл - ответ был верным;
0,5 балла - ответ был не полный или приближен к правильному;
0 балл – ответ был не правильный, нелогичный или ребенок отказался от ответа;
Результатом оценивания был процентный показатель успешности выполнения предъявляемых заданий:
От 80 % и выше – высокий уровень;
От 50 до 79 % - средний уровень;
Ниже 50 % - низкий уровень.
В ходе проведения методики «Темп речи», детям давалось два задания:
1)Посчитать от 1 до 10 произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.
2) Прослушать 3 стихотворения и исходя из текста, скажи, какое стихотворение нужно читать в медленном темпе, в среднем темпе, в быстром.
1.Средний темп:
Ходит кот по лавке -
Мягонькие лапки,
Ушки пушисты,
Глазки золотисты.
2.Медленный темп:
Очень медленны движенья,
И "походка" как скольженье,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши черепаха.
(В. Талызин)
3.Быстрый темп:
С горки мчится паровоз
Без трубы и без колес
С паровозом - три вагона:
Михаил и два Антона.
(О. и К. Соловьевы)
За данную методику можно набрать максимально 5 баллов, что является 100%, где 20%= 1 балл.
При диагностике результаты были следующие. Высоких результатов не показал не один испытуемый. Результаты среднего уровня показали 6 детей, из них 4 ребенка набрали по 70% и 2 – 60%. Ульяна, при счете уходит не на скорость (темп) речи, а на утихание голоса. При этом она смогла определить, в каком темпе экспериментатор должен прочесть 2 стихотворения из 3х. Но объяснить свой выбор она не смогла. Мотвей также определил темп двух стихотворений и как Ульяна не смог сказать, что стихотворение, которое мы читали в медленном темпе, нужно изменить на быстрый темп. При этом счет у него быстрый, плохая переключаемость на медленный темп, но при медленном счете легко переключается на быстрый. Костя хорошо переключается с медленного счета на быстрый, но с быстрого на медленный затруднялся. У него утихал голос, но темп счета не менялся. При прочтении стихотворения в нормальном темпе, допустил ошибку и сказал, что надо было читать быстрее, так как для него это очень медленно. Темп стихотворения и смысл предполагал средний темп прочтения. Такие же ошибки допустила Валя. Дарина смогла дать объяснения прослушанным стихотворениям и назвала все варианты прочтения правильно. Она хорошо слышит, в каком темпе можно и нужно и может аргументировать свой ответ. При счете темп речи быстрый и на медленный переключается очень плохо. Получилось не с первого раза, как в одну сторону, так и в другую.
Низкие результаты показали 11 испытуемых. Саша набрал всего 10% и смог только посчитать при переходе с быстрого темпа к медленному. Переключение с медленного темпа на быстрый темп не получился даже при неоднократной попытке и при показе образца. С остальными заданиями не справился совсем. Не смог объяснить свой выбор, не дал не одного ответа. Единственный комментарий, который дал для стихотворения, которое было и должно было остаться прочитанным в среднем темпе, он сказал: «медленно, означает не быстро». Полина при диагностике темпа речи тоже набрала 10%. Счет был только в одностороннем порядке, либо быстрый, либо медленный. При прочтении стихотворений не смогла определить их темп, сказав, что «так нормально». Указав верно только на одно стихотворение. Все остальные 9 детей правильно выполнили 40% работы. Что так же соответствует низкому уровню. Из них 5 испытуемых смогли посчитать с переключаемостью в темпе только от быстрого к медленному, но не наоборот. И смогли придти к правильному решению только в одном из трех стихотворениях. Ваня смог назвать правильно только стихотворение, прочитанное в среднем темпе, а вот посчитать со сменой темпа речи ему удалось только с инструкцией «медленней», «быстрей». Ульяна хорошо посчитала до 10, как от медленного счета к быстрому, так и наоборот. Инструкцию поняла сразу и помощь ей не требовалась. Не смогла правильно определить темп стихотворений. Гоша, хорошо дал счет в двух направлениях. При прочтении стихотворений, он не смог дать правильный ответ, но попытался объяснить свой выбор или пересказать текст. Например, в стихотворении в среднем темпе, он сказал, что «его надо читать в быстром темпе, так как стихотворение про кота и ежика». Когда мы спросили, что делал ежик и где о нем говорится, перечитав еще раз стихотворение, он ответил: «Ну, тогда про кота, раз ежика там не было». При прочтении стихотворения, которое предполагало прочтение в быстром темпе, Гоша предположил, что его надо было читать еще медленнее. При постановке про что стихотворение, он ответил «был Антон, труба, колеса».
Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи плохо развит темп речи. Многие дети заучивают стихотворения по образцу воспитателей или педагогов, не понимая самостоятельно, в каком темпе оно должно звучать. Плохо воспринимают инструкцию, не с первого раза. Нуждаются в повторе задания и помощи со стороны взрослого. Для развития темпа речи детям низкого уровня надо выполнять различного рода упражнения, разбирать стихотворения перед заучиванием и объяснять постановку интонации, почему он должен говорить быстрее или медленнее. Детям показавшие средние результаты также надо развивать и укреплять знания.
Хочется порекомендовать несколько коррекционно – развивающих игр.
Игра «Карусели»
Цель: Развитие умения переключаться при смене темпа. Развитие умения понимать заданный темп взрослым. Развитие умения ориентироваться в инструкции.
Ход: Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись
Карусели
(идите и говорите в медленном темпе).
А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом
(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!
Тише, тише, не спешите
(темп постепенно замедляется) —
Карусель остановите
(идите и говорите в медленном темпе)!
Раз, два, раз, два
(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!
При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.
Игра «Быстро и медленно»
Цель: Развитие умения переключаться при смене темпа. Развитие умения понимать заданный темп взрослым. Развитие умения ориентироваться в инструкции.
Ход: Вам понадобится игрушка-зайчик.
Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»
Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.
Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.
Список литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Бочарникова Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S8. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/76097.htm.
3. Левина Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии.—М., 1968.
4.«Логопедия» Учебник для вузов /Под общей ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.