СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностики выявления суицидального риска

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Диагностики выявления суицидального риска»

Диагностики выявления суицидальных рисков:


1.Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья (методика Н.К. Смирнова). Методика оценивает психологическое здоровье учащихся. Для оценки успешности работы школы в сфере охраны здоровья могут использоваться критерии психологического здоровья школьников. К ним относятся распространенность астеноневротических, дискомфортных (дезадаптационных) состояний, уровни напряженности, тревожности, дистресса и другие показатели, отражающие сниженный уровень психологической адаптации учащихся. Возраст тестирования10-15 лет.
2. Опросник «Предварительная оценка состояния психического здоровья». Опросник позволяет дать первичную оценку состояния психического здоровья школьников. Данный опросник разработан на базе ПНД г. Сургута, доказана его надежность и валидность. С помощью данного опросника можно охватить большое количество учеников одновременно (групповое тестирование). Уже на первом этапе необходимо обратить особое внимание на подростков, имевших в прошлом попытки суицида. Возраст– подростковый.
3. Методикасамооценки школьных ситуаций О.Кондаша
Методика предназначена для диагностики тревожности по шкале тревожности. Методика разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973). Возраст – от 7 класса и старше.
4.Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера. Шкала тревоги Ч.Д.Спилбергера (State-TraitAnxietyInventory - STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). РазработанЧ.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Возраст – с 7 лет.

5. Шкала тревожности Р.Сирса. Методика предназначена для определения уровня тревожности у дошкольников и младших школьников. Оценку школьника по данной шкале в качестве эксперта проводит их учитель или знающий ученика психолог.

6. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров). Методика выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент. Возраст – подростковый.
7. Шкала безнадежности А.Бека. Шкала безнадежности А.Бекаявляется одним из чаще всего используемых опросников для прогнозирования суицида, который заполняется самостоятельно. Методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему Возраст – подростковый и взрослый.
8.Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва). Рисуночная методика оценки суицидального риска. Тест помогает выявить уровень сформированности суицидальных намерений субъекта. Респонденту предлагается рисунок, который надо закончить карандашом. Возраст – от 11 до 15 лет.
9. Методика определения степени риска совершения суицида (И.А. Погодин). Предлагаемая методика может способствовать психологам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем, ее могут использовать педагоги и социальныеработники для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в пресуицидальномсостоянии.Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов.
10. «Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой)
Методика предназначена для экспресс-диагностики суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Возможно индивидуальное и групповое тестирование. Возраст – 8-11 класс.
11. Тест выявления суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич). Тест предназначен для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у учащихся. Результаты диагностики позволяют выявить не только непосредственное наличие суицидального риска у испытуемого, но и дают информацию о других факторах как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка. Возраст – 5-11 класс.
12. Тест уверенности в себе С.Рейзаса. Методика предназначена для диагностики степени уверенности в себе (ассертивности) и определения собственного поведения в конфликте.
13. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан). Методика направлена на исследование базисныхкопинг-стратегий преодоления стресса. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Возраст – подростковый и старше.
14. Патохарактерологический опросник (А.Е.Личко). Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14-18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы. Также опросник ПДО используется при дифференциальной диагностике демонстративных и истинных попыток самоубийства у подростков. В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Возраст – 14-18 лет.
15. Тест фрустрационной толерантности (С.Розенцвейга)
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Возраст– детский вариант (4-13 лет), взрослый (с 15 лет), в интервале возможно использование как детской, так и взрослой версии теста. При выборе детской или взрослой версии теста в работе с подростками необходимо ориентироваться на интеллектуальную и эмоциональную зрелость испытуемого.
16. Опросник социально-психологической адаптации (К.Роджерса–Р.Даймонда). Опросник предназначен для выявления особенностей адаптационного периода личности через интегральные показатели «адаптация», «самоприятие», «приятие других», «эмоциональная комфортность», «интернальность», «стремление к доминированию». Опросник анализирует то, насколько адекватно школьник переживает и осознает в критические моменты особенности своей личности и своих состояний, ибо от точности такого отражения во многом зависит успешность его совладания с новыми требованиями, адаптации к ним. Возраст– с 12 лет.
17. Опросник агрессивности (А.Басса–А.Дарки)
Опросник А.Басса-А.Дарки (Buss-DurkeyInventory) разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Возраст от 14 лет и старше.
18. Методика Р.Сильвера «Нарисуй историю»
– проективная методика исследования личности. Основным назначением теста «Нарисуй историю» является диагностика эмоциональных нарушений, в том числе, депрессий, включая их маскированные варианты. Депрессивное расстройство может определяться по характеру подростковых рисунков, в том числе, по преобладанию в них негативной тематики (изображения печальных, одиноких, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей). Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Возраст– с 5 лет, проводится для подростков и взрослых.
19. Метод цветовых выборов адаптированный Л.Н.Собчик
Метод цветовых выборов представляет собой адаптированный вариант цветового теста М.Люшера. Данный метод представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а так же позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Возраст – младший школьный и старше.
20. Метод незаконченных предложений С.И.Подмазина
Методика относится к группе проективных тестов. Каждое из незаконченных предложений направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Возраст– подростковый.