СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика суицидального риска девиантных детей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В целях профилактики суицидальных проявлений у обучающихся, оказания своевременной помощи детям в кризисные моменты в школе велась работа по трем основным направлениям: 1. Диагностика: выявление детей «группы риска», тжс, склонных к суициду, девиантному поведению. 2. Профилактика: создание системы психолого-педагогической поддержки, проведение психологических классных часов, индивидуальное курирование семей детей суицидального риска. 3. Консультирование: круглый стол, родительский лекторий, индивидуальное консультирование по запросу родителей, классных руководителей, по мере необходимости, методические рекомендации для учителей – предметников, классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика суицидального риска девиантных детей»

Отчет педагога-психолога по профилактике суицида среди учащихся МБОУ Талловеровской СОШ за 2023- 2024 учебный год

В целях профилактики суицидальных проявлений у обучающихся, оказания своевременной помощи детям в кризисные моменты в школе велась работа по трем основным направлениям:

  1. Диагностика: выявление детей «группы риска», тжс, склонных к суициду, девиантному поведению.

  2. Профилактика: создание системы психолого-педагогической поддержки, проведение психологических классных часов, индивидуальное курирование семей детей суицидального риска.

  3. Консультирование: круглый стол, родительский лекторий, индивидуальное консультирование по запросу родителей, классных руководителей, по мере необходимости, методические рекомендации для учителей – предметников, классных руководителей.

Школой был разработан план мероприятий по профилактике суицида, по которому велась основная работа, который позволил контролировать работу с учащимися.

В ходе диагностики суицидального поведения (учащиеся 5-10 классов), применялись опросники Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и «Выявление суицидального риска у детей» авторы А.А. Кучер и В.П. Костюкевич. Было установлено, что у учащихся показатели склонности к суициду не выявлены. По результатам диагностики была составлены индивидуальные программы профилактики суицидального поведения учащихся суицидального риска, составлена и реализована комплексная программа «Развитие стрессоустойчивости».

Целью индивидуальной программы было формирование у учащихся позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий в отношении с собой, другими людьми и миром в целом.

Задачами программы являлись: создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся в период трудной жизненной ситуации, формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Программа индивидуального сопровождения учащихся выполнена в полном объеме.

Комплексная программа «Развитие стрессоустойчивости» включала следующие задачи:

- повышение познавательной компетентности в области стрессового состояния и осознания его последствий;

- расширение опыта преодоления кризисных ситуаций, развитие ситуативной адекватности;

- развитие навыков взаимодействия с окружающими на основе самораскрытия и принятия других;

- развитие коммуникативных умений, рефлексивных способностей, адекватной самооценки, самоконтроля, саморегуляции эмоциональных состояний. Программа включала 9 занятий, форма проведения – групповая , продолжительность – 11 месяцев. По окончанию курса занятий было проведен контрольный опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), который показал, что в поведении школьников имеются изменения: появилась мотивация к обучению, возникли интеллектуальные интересы, исчезла неуверенность, более спокойным стало поведение учеников.

В течение года психологом проводились тематические беседы в 5-8 классах на темам:

- «Полюбим себя и мир»

- «Жизнь дается один раз»

- «В кругу доверия. Профилактика суицида»

- «Жизнь - бесценный дар»

- «Безопасный интернет»

В 9-10 классах тематика бесед, способствующих профилактике суицидального поведения была следующая:

- «Сохраним себя сами»

- «Когда жизнь теряет смысл…»

- «Мы выбираем жизнь»

- «Как сдать экзамен без стресса».

В течение года были проведены индивидуальные консультации по запросам родителей по темам:

- Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации

- Это должен знать каждый родитель

- Конструктивные детско-родительские отношения

- Конфликты с собственным ребенком  и пути их решения

- Почему ребенок не хочет жить?

Со старшеклассниками были проведены тренинги «Выявление страхов», «Формирование позитивных жизненных установок».

С выпускниками 9 класса проведено обследование по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана. Также у выпускников было проведен опрос на профориентацию с целью выяснения дальнейших жизненных планов.


Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних

за 2023-2024учебный год

Наименование мероприятия

Краткое описание

Дата проведения

Коли-чест-во участни-ков

Ответственный исполнитель

1.

Тематический классный час «Полюбим себя и мир».


Используя презентацию, рассказала детям о людях с ограниченными возможностями, которые, несмотря ни на что, не отчаиваются, любят жизнь, любят окружающих, проявляют доброту и милосердие ко всем живым существам. Так же велась беседа о красоте природы, о красоте и доброте человеческой души, о мужестве и стойкости духа людей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

20 сентября 2023 года

7

Классный руководи-

тель Пудова Т.П.

2.

Круглый стол на тему «Жизнь дается один раз»


В ходе мероприятия шла беседа о том, как человеку справиться с проблемами и что толкает человека на губительный шаг. Обучающиеся читали стихотворения, рассказывали притчи о ценности жизни. По окончании ребята сделали вывод о том, что жизнь – это дар, её надо беречь и никто не вправе распоряжаться ею.

16 октября 2023 года

4

Юрченко Р.И. классный руководи-тель

3.

Классный час на тему: «В кругу доверия. Профилактика суицида»


Классный час сопровождала презентация. Во время беседы классный руководитель рассказала ребятам о том, что такое суицид и какие есть способы его предотвращения, дала информацию об анонимной службе помощи. В целях формирования активного самосознания и навыков саморегуляции ребятам было предложено выполнить упражнения: «Принятие решения», на развитие самооценки «Зато ….», «Декларация моей самооценки», а так же принять участие в ролевой игре «Угадай чувство».


10 ноября 2023 года

9

Классный руководи-тель, педагог-психолог Никулина Е.В

4.

Внеклассное мероприятие «Жизнь - бесценный дар»


В ходе мероприятия ребята играли в игру «Цепочка ценностей», которая состояла из загадок о дружбе, жизни, здоровье, любви и др. Далее ребятам были предложены ситуации, которые они разыгрывали и отвечали на вопрос: «А как ты бы поступил в данной ситуации?». В конце мероприятия ребята провели акцию «Творцы». Они вырезали из цветной бумаги ладошки и приклеили их на общее дерево Жизни. При подведении итогов мероприятия дети сделали вывод о том, что природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Человек рождается для счастья и не должно быть места в его душе для зла и порока. «Жизнь – это бесценный дар!»

25 декабря 2023 года

14

Классные руководи-тели , Савченко Л.А. Горбачева Г.В

5.

Беседа «Жизнь каждого человека бесценна».


Основная мысль классного часа в том, что каждому человеку, живущему на Земле, должно быть обеспечено исключительное право на жизнь, достойную и справедливую. Жизнь – это постоянный вызов, каждодневное преодоление своих слабостей, а радость и смех – лучшее лекарство.

22 января 2024 года

8

Классный руководи-тель Никонова Н.Р

6.

Беседа «Счастье жить».


Во время классного часа говорилось о жизненных ценностях каждого человека, что жизнь это бесценный дар, который дается человеку один раз.

19 февраля 2024

7

Классный руководитель Брагинец .АА

7.

Ток-шоу «Сохраним себя сами».


Рассказывая ребятам о красоте и многообразии жизни, показывая плакаты и видеоролики классный руководитель объяснила детям как эту жизнь можно легко потерять. Ребята высказывали свое мнение по данной теме, задавали вопросы и отвечали на главный вопрос: «А стоит ли подвергать свою жизнь опасности?».


11 марта 2024

6

Классный руководи-тель Стецурина М.М

8.

Беседа «Когда жизнь теряет смысл…».


Ребята говорили о проблемах, которые их тревожат и пытались найти пути их решения. Как выяснилось, обучающихся 11 класса очень тревожит будущая итоговая аттестация и дальнейшее трудоустройство.

21 марта 2024года

21

Педагог –психолог Никулина Е.В.

9.

Единый классный час на тему: «Безопасный интернет».

Речь шла о том, что в сети Интернет наряду с полезными сайтами существуют опасные сайты, которые вовлекают детей в различные психологические игры. Участие в таких играх может привести к негативным последствиям.


1 апреля 2024 года

39

Классные руководи-тели 1-10 классов, учитель информатики Никулина Е.В

10.

Классные родительские собрания «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»


На собраниях рассматривались вопросы о первых проблемах подросткового возраста, причины по которым ребенок не хочет жить, о «группах смерти» в социальных сетях

22 апреля-21 мая 2024года

43

Классные руководи-тели 1-10 классов.


В течение учебного года с педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родители с начала учебного года были ознакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны рекомендации о том, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

На основе анализа работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:

  • Продолжить выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

  • Продолжить изучение особенностей психолого-педагогического статуса обучающихся, с последующими выявлениями детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

  • Продолжить обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска.

  • Организовать систему психологопедагогического сопровождения обучающихся в период сдачи ГИА и ЕГЭ.


Педагог-психолог :Никулина Е.В.