Отчет педагога-психолога по профилактике суицида среди учащихся МБОУ Талловеровской СОШ за 2023- 2024 учебный год
В целях профилактики суицидальных проявлений у обучающихся, оказания своевременной помощи детям в кризисные моменты в школе велась работа по трем основным направлениям:
Диагностика: выявление детей «группы риска», тжс, склонных к суициду, девиантному поведению.
Профилактика: создание системы психолого-педагогической поддержки, проведение психологических классных часов, индивидуальное курирование семей детей суицидального риска.
Консультирование: круглый стол, родительский лекторий, индивидуальное консультирование по запросу родителей, классных руководителей, по мере необходимости, методические рекомендации для учителей – предметников, классных руководителей.
Школой был разработан план мероприятий по профилактике суицида, по которому велась основная работа, который позволил контролировать работу с учащимися.
В ходе диагностики суицидального поведения (учащиеся 5-10 классов), применялись опросники Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности» и «Выявление суицидального риска у детей» авторы А.А. Кучер и В.П. Костюкевич. Было установлено, что у учащихся показатели склонности к суициду не выявлены. По результатам диагностики была составлены индивидуальные программы профилактики суицидального поведения учащихся суицидального риска, составлена и реализована комплексная программа «Развитие стрессоустойчивости».
Целью индивидуальной программы было формирование у учащихся позитивной адаптации к жизни как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий в отношении с собой, другими людьми и миром в целом.
Задачами программы являлись: создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся в период трудной жизненной ситуации, формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
Программа индивидуального сопровождения учащихся выполнена в полном объеме.
Комплексная программа «Развитие стрессоустойчивости» включала следующие задачи:
- повышение познавательной компетентности в области стрессового состояния и осознания его последствий;
- расширение опыта преодоления кризисных ситуаций, развитие ситуативной адекватности;
- развитие навыков взаимодействия с окружающими на основе самораскрытия и принятия других;
- развитие коммуникативных умений, рефлексивных способностей, адекватной самооценки, самоконтроля, саморегуляции эмоциональных состояний. Программа включала 9 занятий, форма проведения – групповая , продолжительность – 11 месяцев. По окончанию курса занятий было проведен контрольный опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), который показал, что в поведении школьников имеются изменения: появилась мотивация к обучению, возникли интеллектуальные интересы, исчезла неуверенность, более спокойным стало поведение учеников.
В течение года психологом проводились тематические беседы в 5-8 классах на темам:
- «Полюбим себя и мир»
- «Жизнь дается один раз»
- «В кругу доверия. Профилактика суицида»
- «Жизнь - бесценный дар»
- «Безопасный интернет»
В 9-10 классах тематика бесед, способствующих профилактике суицидального поведения была следующая:
- «Сохраним себя сами»
- «Когда жизнь теряет смысл…»
- «Мы выбираем жизнь»
- «Как сдать экзамен без стресса».
В течение года были проведены индивидуальные консультации по запросам родителей по темам:
- Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации
- Это должен знать каждый родитель
- Конструктивные детско-родительские отношения
- Конфликты с собственным ребенком и пути их решения
- Почему ребенок не хочет жить?
Со старшеклассниками были проведены тренинги «Выявление страхов», «Формирование позитивных жизненных установок».
С выпускниками 9 класса проведено обследование по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана. Также у выпускников было проведен опрос на профориентацию с целью выяснения дальнейших жизненных планов.
Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних за 2023-2024учебный год |
№ | Наименование мероприятия | Краткое описание | Дата проведения | Коли-чест-во участни-ков | Ответственный исполнитель |
1. | Тематический классный час «Полюбим себя и мир». | Используя презентацию, рассказала детям о людях с ограниченными возможностями, которые, несмотря ни на что, не отчаиваются, любят жизнь, любят окружающих, проявляют доброту и милосердие ко всем живым существам. Так же велась беседа о красоте природы, о красоте и доброте человеческой души, о мужестве и стойкости духа людей, попавших в тяжелые жизненные ситуации. | 20 сентября 2023 года | 7 | Классный руководи- тель Пудова Т.П. |
2. | Круглый стол на тему «Жизнь дается один раз» | В ходе мероприятия шла беседа о том, как человеку справиться с проблемами и что толкает человека на губительный шаг. Обучающиеся читали стихотворения, рассказывали притчи о ценности жизни. По окончании ребята сделали вывод о том, что жизнь – это дар, её надо беречь и никто не вправе распоряжаться ею. | 16 октября 2023 года | 4 | Юрченко Р.И. классный руководи-тель |
3. | Классный час на тему: «В кругу доверия. Профилактика суицида» | Классный час сопровождала презентация. Во время беседы классный руководитель рассказала ребятам о том, что такое суицид и какие есть способы его предотвращения, дала информацию об анонимной службе помощи. В целях формирования активного самосознания и навыков саморегуляции ребятам было предложено выполнить упражнения: «Принятие решения», на развитие самооценки «Зато ….», «Декларация моей самооценки», а так же принять участие в ролевой игре «Угадай чувство». | 10 ноября 2023 года | 9 | Классный руководи-тель, педагог-психолог Никулина Е.В |
4. | Внеклассное мероприятие «Жизнь - бесценный дар» | В ходе мероприятия ребята играли в игру «Цепочка ценностей», которая состояла из загадок о дружбе, жизни, здоровье, любви и др. Далее ребятам были предложены ситуации, которые они разыгрывали и отвечали на вопрос: «А как ты бы поступил в данной ситуации?». В конце мероприятия ребята провели акцию «Творцы». Они вырезали из цветной бумаги ладошки и приклеили их на общее дерево Жизни. При подведении итогов мероприятия дети сделали вывод о том, что природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Человек рождается для счастья и не должно быть места в его душе для зла и порока. «Жизнь – это бесценный дар!» | 25 декабря 2023 года | 14 | Классные руководи-тели , Савченко Л.А. Горбачева Г.В |
5. | Беседа «Жизнь каждого человека бесценна». | Основная мысль классного часа в том, что каждому человеку, живущему на Земле, должно быть обеспечено исключительное право на жизнь, достойную и справедливую. Жизнь – это постоянный вызов, каждодневное преодоление своих слабостей, а радость и смех – лучшее лекарство. | 22 января 2024 года | 8 | Классный руководи-тель Никонова Н.Р |
6. | Беседа «Счастье жить». | Во время классного часа говорилось о жизненных ценностях каждого человека, что жизнь это бесценный дар, который дается человеку один раз. | 19 февраля 2024 | 7 | Классный руководитель Брагинец .АА |
7. | Ток-шоу «Сохраним себя сами». | Рассказывая ребятам о красоте и многообразии жизни, показывая плакаты и видеоролики классный руководитель объяснила детям как эту жизнь можно легко потерять. Ребята высказывали свое мнение по данной теме, задавали вопросы и отвечали на главный вопрос: «А стоит ли подвергать свою жизнь опасности?». | 11 марта 2024 | 6 | Классный руководи-тель Стецурина М.М |
8. | Беседа «Когда жизнь теряет смысл…». | Ребята говорили о проблемах, которые их тревожат и пытались найти пути их решения. Как выяснилось, обучающихся 11 класса очень тревожит будущая итоговая аттестация и дальнейшее трудоустройство. | 21 марта 2024года | 21 | Педагог –психолог Никулина Е.В. |
9. | Единый классный час на тему: «Безопасный интернет». | Речь шла о том, что в сети Интернет наряду с полезными сайтами существуют опасные сайты, которые вовлекают детей в различные психологические игры. Участие в таких играх может привести к негативным последствиям. | 1 апреля 2024 года | 39 | Классные руководи-тели 1-10 классов, учитель информатики Никулина Е.В |
10. | Классные родительские собрания «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения» | На собраниях рассматривались вопросы о первых проблемах подросткового возраста, причины по которым ребенок не хочет жить, о «группах смерти» в социальных сетях | 22 апреля-21 мая 2024года | 43 | Классные руководи-тели 1-10 классов. |
В течение учебного года с педагогами проводится психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родители с начала учебного года были ознакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны рекомендации о том, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
На основе анализа работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
Продолжить выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;
Продолжить изучение особенностей психолого-педагогического статуса обучающихся, с последующими выявлениями детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
Продолжить обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска.
Организовать систему психологопедагогического сопровождения обучающихся в период сдачи ГИА и ЕГЭ.
Педагог-психолог :Никулина Е.В.