Разработка урока в 5 классе по теме «Диалог. Речевой этикет»
Учебник: Русский язык 5 класс часть 1 Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова
Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «Диалог» и знаками препинания при диалоге
- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;
- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;
- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Знать особенности диалогической речи , пунктуационное оформление диалога на письме.
Метапредметные: свободно извлекать информацию из различных источников.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление с речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки для составления диалога в паре, индивидуальные карточки со схемами предложений с прямой речью, задание на самоклеящейся бумаге на группу, ватман, листы самооценки.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что урок будет для вас полезным и интересным. Садитесь.
II Актуализация знаний.
- Ребята, пожалуйста, посмотрите внимательно на слайд. Что это за предложение?
(Предложение с прямой речью)
- На какие части делится предложение с прямой речью? (Прямая речь и слова автора)
- Отчего зависит расстановка знаков препинания? (С прямой речи или со слов автора начинается предложение)
-Проверим. Насколько хорошо мы усвоили эту тему… Я читаю предложение, а вы подберите и покажите соответствующую схему:
«У меня нет его номера телефона», — с огорчением произнес Богдан.
2. Саша спросил: «Сколько лет твоей сестре?»
3. Подруга сказала, что вчера был отличный теплый вечер.
4. «Вот это да!» — воскликнул Вадик.
5. «Почему так?» - удивилась Ольга.
7. Первоклассники не могли поверить: «Каникулы продляться целое лето!»
Молодцы! С заданием справились. В листе самооценки дорисуйте настроение смайлика. Если вы справились со всеми заданиями и не допустили ошибок, то дорисуйте улыбку, если были недочеты – нейтральное настроение, если ошибок было больше, чем правильных ответов, то грусть.
III. Тема и целеполагание
- Ребята, откройте тетради и запишите число и тему урока. Комментирует Рома П.
- А сейчас снова обратимся к слайду и выясним тему урока. Прочитайте текст. Сколько человек участвует в разговоре? (2)
- Как называется форма общения двух и более лиц? (диалог)
- И первая часть нашей темы – диалог.
- Скажите, как вы можете охарактеризовать мальчика? (вежливый)
- Как вы это поняли?
- Быть вежливым - одно из правил этикета. Вторая часть темы – речевой этикет.
- Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться.
- Ребята, мы знаем, как на письме оформляется диалог? (нет)
- Какова цель нашего урока? (Научиться оформлять диалог на письме и в устной речи)
- Чтоб прийти к нашей цели, что мы сегодня на уроке будем делать? Посмотрите на раздаточный материал. (- выясним, что такое диалог, этикет;- научимся составлять диалог, используя вежливые слова;- научимся правильно ставить знаки препинания при диалоге;- разработаем правила этикета)
- Оцените смайликом работу на данном этапе. Кто справился с темой урока и целью…….
IV. Изучение нового материала
- Обратимся к нашему помощнику, учебнику. Самостоятельно изучите материал п. 49 с. 116-117. Ответьте вопросы, данные на слайде. А я пока вынесу словарные слова темы на доску.
Опрос.
Что такое диалог?
Что такое реплика?
Какие знаки препинания ставятся при диалоге?
Чем отличается оформление диалога и прямой речи?
Обратить внимание на словарные слова.
Оцените свою работу
V. Физминутка
Выполняя движения, посчитайте, сколько раз этикетные слова встретятся в физминутке.
-встаньте, пожалуйста,
-поднимите руки,
-подпрыгните, пожалуйста,
-будьте добры, похлопайте в ладоши,
-потопайте,
-тихо сядьте, пожалуйста. Благодарю вас.
Сколько? (5)
Какие?
Слово ПОЖАЛУЙСТА на письме выделяется запятыми с двух сторон.
VI. Первичное закрепление
- А теперь на практике закрепим наши знания.
Работа в парах
Составьте диалог по картинке. Запишите, правильно оформляя диалог на письме.
Проверяю несколько пар. Вопросы: Соблюдались ли правила этикета в диалоге? Как оформляли каждую реплику?
Оцените
VII. Работа в группах
Как часто в школе мы забываем не только вежливые слова, но и правила поведения. А это ведь тоже относится к этикету. И сейчас я это проверю. Если вы поступаете так как я вам прочитаю вы соглашаетесь и говорите волшебные слова Это я, это я, это все мои друзья
Игра Это я, это я, это все мои друзья
Кто заходя в школу со всеми вежливо здоровается
Кто на уроках кричит как можно громче, чтобы учитель услышал
Кто в столовую бежит первым, чтобы не опоздать
Кто уступает дорогу старшим и маленьким детям
Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание
А сейчас объединитесь, пожалуйста, в группы. Задание на обратной стороне карточки (Заранее подготовить на самоклеящейся бумаге задания на отрывной стороне: правила поведения в столовой, на уроке, на перемене, в школьной раздевалке….) Обсудите правила поведения в школе и запишите на цветной стороне 1 или 2 правила. Кто готов, приклеиваем на ватман.
Анализируем правила. В течение недели мы с вами будем оценивать свое поведение смайликами на этом плакате.
Оцените свою работу
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Скажите, ребята, мы достигли цели урока? (на слайде)
Как оформляется диалог на письме? В устной речи как нужно вести разговор с другим человеком?
Проанализируйте, ребята, свои листы самооценки и скажите, с какими задачами справились, что у вас сегодня на уроке получилось, что поняли, над чем нужно поработать.
На доске начало предложений, а на слайде задачи
Я понял(а)….
У меня получилось…..
Я научился(лась)…
Мне трудно…
IX. Оценка. Как вы усвоили правила оформления диалога на письме я проверю в ваших тетрадях, а как вы усвоили правила этикета мы будем вместе оценивать смайликами каждый день в течение недели.
X. Домашнее задание на слайде и в листах самооценки
ПРИЛОЖЕНИЕ
А:«П?» | «П»,-а. | «П?» - а. |
«П!»-а. | А:«П.» | |
Лист самооценки ___________________ Лист самооценки ___________________
Прямая речь | | Прямая речь | |
Определение темы и целеполагание | | Определение темы и целеполагание | |
Работа с учебником | | Работа с учебником | |
Составление диалога | | Составление диалога | |
Правила этикета в школе | | Правила этикета в школе | |
Д/З 1. Материал п.49 2. На выбор: упр. 254 или упр. 255 | Д/З 1. Материал п.49 2. На выбор: упр. 254 или упр. 255 |
ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ
1..Вежливый Слонёнок делает робкую попытку поднять очки. Как он может сформулировать свою просьбу? Что ответит Мартышка? Составьте диалог.
Запишите его в тетрадь, соблюдая знаки препинания.
Слова-помощники: извините, пожалуйста; будьте добры; разрешите мне; прошу прощения; спасибо; благодарю вас.
2.Составьте диалог, который может состояться между гостями и опоздавшим Винни-пухом. Не забудьте, что собеседники должны быть вежливы.
Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.
Слова-помощники: извините, пожалуйста; будьте добры; разрешите мне; прошу прощения; приятного аппетита; спасибо; благодарю вас.
3.Составьте диалог между котом Леопольдом и мышатами. Представьте, что кот хочет о чём- то попросить мышат. Что они ему ответят?
Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.
Слова - помощники: простите; будьте добры; с удовольствием вам помогу; пожалуйста; будьте любезны; не буду, и не просите; к сожалению, у меня нет времени; извините, пожалуйста.
4.Придумайте и запишите телефонный разговор между героями.
Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.
Слова-помощники: здравствуйте; будьте добры; можно спросить; до свидания; спасибо; пожалуйста; извините, пожалуйста; всего хорошего; благодарю вас.