СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог. Речевой этикет

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой (Конспект+презентация) 

Просмотр содержимого документа
«Диалог. Речевой этикет»

Разработка урока в 5 классе по теме «Диалог. Речевой этикет»

Учебник: Русский язык 5 класс часть 1 Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Цель деятельности учителя: познакомить с понятием «Диалог» и знаками препинания при диалоге

- обучающая: формирование представлений о речевом этикете;

- развивающая: развитие навыков связной и диалогической речи учащихся;

- воспитательная: воспитание культуры общения, самосознания детей.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать особенности диалогической речи , пунктуационное оформление диалога на письме.

Метапредметные: свободно извлекать информацию из различных источников.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление с речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки для составления диалога в паре, индивидуальные карточки со схемами предложений с прямой речью, задание на самоклеящейся бумаге на группу, ватман, листы самооценки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Рада Вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что урок будет для вас полезным и интересным. Садитесь.

II Актуализация знаний.

- Ребята, пожалуйста, посмотрите внимательно на слайд. Что это за предложение?

(Предложение с прямой речью)

- На какие части делится предложение с прямой речью? (Прямая речь и слова автора)

- Отчего зависит расстановка знаков препинания? (С прямой речи или со слов автора начинается предложение)

-Проверим. Насколько хорошо мы усвоили эту тему… Я читаю предложение, а вы подберите и покажите соответствующую схему:

  1. «У меня нет его номера телефона», — с огорчением произнес Богдан.

2. Саша спросил: «Сколько лет твоей сестре?»

3. Подруга сказала, что вчера был отличный теплый вечер.

4. «Вот это да!» — воскликнул Вадик.

5. «Почему так?» - удивилась Ольга.

7. Первоклассники не могли поверить: «Каникулы продляться целое лето!»

Молодцы! С заданием справились. В листе самооценки дорисуйте настроение смайлика. Если вы справились со всеми заданиями и не допустили ошибок, то дорисуйте улыбку, если были недочеты – нейтральное настроение, если ошибок было больше, чем правильных ответов, то грусть.

III. Тема и целеполагание

- Ребята, откройте тетради и запишите число и тему урока. Комментирует Рома П.

- А сейчас снова обратимся к слайду и выясним тему урока. Прочитайте текст. Сколько человек участвует в разговоре? (2)

- Как называется форма общения двух и более лиц? (диалог)

- И первая часть нашей темы – диалог.

- Скажите, как вы можете охарактеризовать мальчика? (вежливый)

- Как вы это поняли?

- Быть вежливым - одно из правил этикета. Вторая часть темы – речевой этикет.

- Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться.

- Ребята, мы знаем, как на письме оформляется диалог? (нет)

- Какова цель нашего урока? (Научиться оформлять диалог на письме и в устной речи)

- Чтоб прийти к нашей цели, что мы сегодня на уроке будем делать? Посмотрите на раздаточный материал. (- выясним, что такое диалог, этикет;- научимся составлять диалог, используя вежливые слова;- научимся правильно ставить знаки препинания при диалоге;- разработаем правила этикета)

- Оцените смайликом работу на данном этапе. Кто справился с темой урока и целью…….

IV. Изучение нового материала

- Обратимся к нашему помощнику, учебнику. Самостоятельно изучите материал п. 49 с. 116-117. Ответьте вопросы, данные на слайде. А я пока вынесу словарные слова темы на доску.

Опрос.

Что такое диалог?

Что такое реплика?

Какие знаки препинания ставятся при диалоге?

Чем отличается оформление диалога и прямой речи?

Обратить внимание на словарные слова.

Оцените свою работу


V. Физминутка

Выполняя движения, посчитайте, сколько раз этикетные слова встретятся в физминутке.

-встаньте, пожалуйста,

-поднимите руки,

-подпрыгните, пожалуйста,

-будьте добры, похлопайте в ладоши,

-потопайте,

-тихо сядьте, пожалуйста. Благодарю вас.

Сколько? (5)

Какие?

Слово ПОЖАЛУЙСТА на письме выделяется запятыми с двух сторон.


VI. Первичное закрепление

- А теперь на практике закрепим наши знания.

Работа в парах

Составьте диалог по картинке. Запишите, правильно оформляя диалог на письме.

Проверяю несколько пар. Вопросы: Соблюдались ли правила этикета в диалоге? Как оформляли каждую реплику?

Оцените


VII. Работа в группах

Как часто в школе мы забываем не только вежливые слова, но и правила поведения. А это ведь тоже относится к этикету. И сейчас я это проверю. Если вы поступаете так как я вам прочитаю вы соглашаетесь и говорите волшебные слова Это я, это я, это все мои друзья


Игра Это я, это я, это все мои друзья

Кто заходя в школу со всеми вежливо здоровается

Кто на уроках кричит как можно громче, чтобы учитель услышал

Кто в столовую бежит первым, чтобы не опоздать

Кто уступает дорогу старшим и маленьким детям

Кто внимательно слушает учителя и делает домашнее задание


А сейчас объединитесь, пожалуйста, в группы. Задание на обратной стороне карточки (Заранее подготовить на самоклеящейся бумаге задания на отрывной стороне: правила поведения в столовой, на уроке, на перемене, в школьной раздевалке….) Обсудите правила поведения в школе и запишите на цветной стороне 1 или 2 правила. Кто готов, приклеиваем на ватман.

Анализируем правила. В течение недели мы с вами будем оценивать свое поведение смайликами на этом плакате.

Оцените свою работу


VIII. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, ребята, мы достигли цели урока? (на слайде)

Как оформляется диалог на письме? В устной речи как нужно вести разговор с другим человеком?


Проанализируйте, ребята, свои листы самооценки и скажите, с какими задачами справились, что у вас сегодня на уроке получилось, что поняли, над чем нужно поработать.


На доске начало предложений, а на слайде задачи

Я понял(а)….

У меня получилось…..

Я научился(лась)…

Мне трудно…


IX. Оценка. Как вы усвоили правила оформления диалога на письме я проверю в ваших тетрадях, а как вы усвоили правила этикета мы будем вместе оценивать смайликами каждый день в течение недели.


X. Домашнее задание на слайде и в листах самооценки

















ПРИЛОЖЕНИЕ

А:«П?»

«П»,-а.

«П?» - а.

«П!»-а.

А:«П.»




Лист самооценки ___________________ Лист самооценки ___________________

Прямая речь


Прямая речь


Определение темы и целеполагание

Определение темы и целеполагание

Работа с учебником


Работа с учебником


Составление диалога


Составление диалога


Правила этикета в школе


Правила этикета в школе


Д/З 1. Материал п.49

2. На выбор: упр. 254 или упр. 255

Д/З 1. Материал п.49

2. На выбор: упр. 254 или упр. 255

ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ

1..Вежливый Слонёнок делает робкую попытку поднять очки. Как он может сформулировать свою просьбу? Что ответит Мартышка? Составьте диалог.

Запишите его в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова-помощники: извините, пожалуйста; будьте добры; разрешите мне; прошу прощения; спасибо; благодарю вас.



2.Составьте диалог, который может состояться между гостями и опоздавшим Винни-пухом. Не забудьте, что собеседники должны быть вежливы.


Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова-помощники: извините, пожалуйста; будьте добры; разрешите мне; прошу прощения; приятного аппетита; спасибо; благодарю вас.

3.Составьте диалог между котом Леопольдом и мышатами. Представьте, что кот хочет о чём- то попросить мышат. Что они ему ответят?

Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.

Слова - помощники: простите; будьте добры; с удовольствием вам помогу; пожалуйста; будьте любезны; не буду, и не просите; к сожалению, у меня нет времени; извините, пожалуйста.




4.Придумайте и запишите телефонный разговор между героями.


Запишите диалог в тетрадь, соблюдая знаки препинания.


Слова-помощники: здравствуйте; будьте добры; можно спросить; до свидания; спасибо; пожалуйста; извините, пожалуйста; всего хорошего; благодарю вас.