МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Отдел методики преподавания
учебных дисциплин
«Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
Чумаченко Светланы Ивановны,
слушателя курсов повышения квалификации
учителей математики, физики, информатики
учителя математики ГОУ ЛНР "Стахановская
многопрофильная гимназия №15 имени
В.А.Сухомлинского»
Луганск
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы.
1.1. Познавательный интерес как важный компонент внутренней мотивации школьника к учению……………………………………… 6
1.2. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка………………. 9
1.3. Типология учебных игр. ……………………………………………… 11
Глава 2. Практическое применение дидактической игры как средства
развития познавательного интереса учащихся на уроках математики.
2.1. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся.………………………………………………………………. 15
2.2. Технология обучения математике с применением дидактических игр……………………………………………………………………… 19
Заключение………………………………………………………………….. 26
Литература…………………………………………………………………… 28
ВВЕДЕНИЕ
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Роль и значение математики непрерывно возрастают в современной жизни. Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира и важным компонентом развития личности. Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, что бы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательная задача – это та, которая вызывает у учащихся непроизвольный интерес, является следствием необычности сюжета задачи, необычности формы ее подачи. Решение таких задач вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивает их любознательность.
Важнейшая задача школы - давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому эта проблема в школе имеет социальное, педагогическое и психологическое значение.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Одна из сложнейших задач, над решением которой бьется ни одно поколение учителей, - развить ум ребенка, приобщить его к активному, напряженному, интеллектуальному труду, Эта проблема актуальна и сегодня. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умение логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщать факты.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Ведь именно в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Игра - форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укрепления интереса к математике. Игра - это феномен культуры. Она обучает, воспитывает, развивает, развлекает, дает отдых. Игра не должна исчезать из жизни ребенка, должна иметь свое продолжение в дальнейшем школьном обучении и труде». Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Данная тема является актуальной. Для полного раскрытия темы определим цели и задачи данной работы.
Цели:
1. Подбор дидактических игр, развивающих познавательный интерес.
2. Изучение особенностей дидактических игр, требований к ним, влияния их на качество обучения математики.
3. Показать, как средствами игры помочь развить у учеников познавательный интерес.
4. Соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.
Задачи:
1. Определить понятие «дидактическая игра».
2. Выявить основные свойства дидактической игры и выявить ее роль в воспитании личности.
3. Рассмотреть основные типы дидактических игр, их особенности и основные характеристики.
4. Рассмотреть основные цели, для которых применяются дидактические игры.
5. Раскрыть основные принципы построения дидактических игр и особенности их применения.
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
1.1 Познавательный интерес как важный компонент внутренней мотивации школьника к учению.
Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес - это одно из личностных качеств школьника, черта его характера, проявляющаяся в пытливости, любознательности, активности. Интерес может быть избирательным по отношению к тому или иному учебному предмету.
Каждый вид деятельности учащихся в учебном процессе при соответствующей организации обучения служит достижению тех или иных целей образования. В любой учебной деятельности существуют цели, мотивы, побуждающие к деятельности, и способы её выполнения на том или ином уровне.
Конкретными мотивами учебной деятельности школьника могут быть: интерес, стремление к поощрению, страх наказания за неуспех и др. Но центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес, который в отличие от других возможных мотивов только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности. Познавательный интерес как психологическая категория есть форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полной ориентировке, глубокому ознакомлению с новыми фактами, и в конечном счёте успешности обучения.
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса
Уровень | Диагностические признаки |
I Отсутствие интереса | Интерес почти не обнаруживается (за исключением реакции на яркий и занимательный материал), безразличное или отрицательное отношение к решению любых учебных задач. |
II Реакции на новизну | Положительная реакция только на новый материал, касающийся конкретных фактов. Участие в выполнении заданий, связанных с новым фактом, возникающие вопросы. Кратковременная и неустойчивая активность. |
III Любопытство | Положительная реакция на новый теоретический материал, частые вопросы. Участие в выполнении заданий, интерес к ним кратковременный. |
IV Ситуативный учебный интерес | Интерес к способу решения новой частной единичной задачи, участие в её решении. Попытки самостоятельно найти способ решения задачи и довести её до конца. Исчерпывание интереса после решения задачи. |
V Устойчивый учебно-познавательный интерес | Интерес к общему способу решения целой системы задач в пределах изучаемого материала. Охотное включение в процесс решения учебных задач. Длительная и устойчивая учебная деятельность, участие в поиске новых применений найденного способа решения. |
VI Обобщённый учебно-познавательный интерес | Ориентация на общие способы решения систем независимо от внешних требований, выходит за рамки изучаемого материала. Постоянное проявление интереса и творческого отношения к общему способу решения задач, стремление получить дополнительные сведения, мотивированная избирательность интереса. |
Второй, третий и четвёртый уровни познавательного интереса характерны для младших школьников, у которых он неустойчивый, непосредственный, вращается вокруг узкоконкретного содержания его жизни.
Пятый уровень определяется в подростковом возрасте, познавательный интерес становится осознанным, начинает определяться самим содержанием знаний и приобретать избирательность.
Шестой уровень характерен для старшеклассников, которых интересуют способы деятельности, типичные для того или иного предмета, необходимого им в будущей профессии.
Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путём умелого применения занимательных задач, игр с математическим содержанием. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.
Задача, казалось бы очень простая: «Играя, учить и учиться, играя…» А так ли уж она проста?
1.2. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.
Что же такое игра? В толковом словаре русского языка приводятся значения слова «играть» (игра определяется как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться, проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нём».
В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, учёные П.И.Пидкасистый и Ж.С.Хайдаров давали ей такое определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат». У Г.К.Селевко определение игры таково: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Рассмотрим известные подходы к игре в историческом аспекте. Одна из теорий - теория К.Грооса, который придавал детской игре исключительно большое значение, считал, что она составляет главное содержание его жизни. Свою теорию он развивает как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека, прирождённые реакции являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.
Альтернативной позицией на теорию К.Грооса была теория игры Ф.Бойтендайка. Он утверждал, что инстинктивная деятельность не нуждается в упражнениях, что инстинкты созревают независимо от упражнений, которые не считал игрой.
Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В.Штерн в своей теории игры принимает позицию К.Грооса (игра как упражнение) рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.
В теории игры К.Коффки игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребёнка. Мир ребёнка похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами. Такое обращение с вещами характерно только для детства.
Близок к такой позиции и Ж.Пиаже, который считает, что внутренний мир ребёнка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребёнка, по его мнению, является как бы посредником между аутистическим миром ребёнка и логической мыслью взрослого.
Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ З.Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, меняют свою природу, и он активно управляет ими.
А.Адлер, исследуя игру, показал возможности использовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделил 8 функций драматической игры: подражание, разыгрывание реальных жизненных ролей; отражение опыта ребёнка; выражение подавленных потребностей; выход «запрещённых побуждений»; обращение к ролям, помогающим расширить своё Я; отражение роста, развития, взросления ребёнка; разрешение в игре своих проблем.
По мнению Э.Берна игра передаётся от поколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое и прогнозироваться на будущее. Автор отмечает, что воспитание детей в большинстве случаев сводится к тому, что разные варианты игр зависят от культуры, социального класса семьи. Социальное значение игры состоит в том, что люди приходят к играм, чтобы отвязаться от скуки и не подвергать себя опасностям.
Особый вклад в изучение игры в конце ХIХ – начале ХХ века внёс выдающийся русский психолог П.Ф.Коптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных предметах, что этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в общественную функцию, уходит в глубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Игра созвучна социальной природе ребёнка. Д.Б.Эльконин писал о том, что у некоторой части педагогов существует тенденция универсализации значения игры для психического развития, ей приписываются самые разнообразные функции как чисто образовательные, так и воспитательные. Некоторые из них, вероятно, взаимно перекрывают друг друга в отношении влияния на психическое развитие. Тем не менее необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирование личности ребёнка, которые по преимуществу развиваются в игре инее могут развиваться или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
По мнению многих современных (С.Н.Карпова, Л.Г.Лысюк, С.А.Шмаков, С.Л.Новосёлова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, Г.Л.Лэндрет и др.) исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.
1.3. Типология учебных игр.
В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И.Пидкасистого и Ж.С.Хайдарова отмечено, что сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом - в жизнь. Множество известных игр разбито на три группы с тематическими заголовками «Механизм», «Процесс», «Мотивация», группировка по типологическому принципу.
Учебные игры.
Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).
Механизм.
Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)
Проблемные (эвристические) игры.
Сюжетные игры (драматизации, инсценировки)
Ситуационные игры (игровые ситуации).
Творческие игры (манипулятивные и строительные).
Настольные игры.
Языковые игры.
Абстрактные игры
Процесс.
Ролевые (организационные и функциональные) игры.
Военные игры (военные учения).
Деловые (управленческие, операционные и экономические) игры.
Производственные (технологические, технические) игры.
Спортивные игры (игры с правилами).
Формальные (формализованные игры).
Мотивация
Развлекательные игры.
Азартные игры.
Актёрские игры.
Индивидуальные игры (игры с природой).
Коллективные (командные) игры.
Соревновательные игры (игры – состязания).
Результативные игры.
Итак, на первом месте приведённой выше классификации игр стоят учебные игры. Учебная игра – это обучающая игра, для которой характерно, что игровой процесс сопровождается усвоением игроками содержания обучения. Игра по содержанию, учение по форме. Но она всегда должна оставаться игрой. Связь с содержанием школьного обучения достигается в ней не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной игры.
Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение.
Игру можно назвать восьмым чудом света, т.к. в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности, В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.
Таким образом игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой учёного. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем и радость открытия и ощущение преодоления препятствия.
Типология учебных игр представляет игры: проблемные, соревновательные, имитационные, ролевые. Несколько слов о них.
Ситуационные игры образуют самостоятельный тип учебных игр. Они характеризуются как собственным содержанием, так и собственной формой, основу которой составляет принцип индивидуального обучения. Всякую ситуационную игру можно назвать проблемной ситуацией, ибо в области человеческой деятельности категория проблемной ситуации является предельно общей абстракцией, фиксирующей проблемный и ситуационный характер всякой деятельности, в том числе и игровой.
Соревновательная игра является одной из форм организации процесса игрового обучения. Процесс соревновательной игры возможен, если организовано командное соревнование, все команды состязаются в выполнении конкретной практической деятельности, заканчивающейся получением одного и того же продукта, если все участники будут состязаться в выполнении действий, входящих в состав деятельности, выполняемой их командой, если соревнование будет предусматривать организацию взаимного пооперационного контроля правильности выполнения действий каждым обучающимся со стороны остальных участников соревнования, если в ходе игры и по её завершении будет проводиться подсчёт результатов и выявление победителей, занявших 1-е, 2-е, 3-е и т. д. места.
Имитационные игры. Учебная игра - результат имитационного процесса. В ней имитируется предметное содержание человеческого труда, его проблемный характер. На выходе имитационного процесса получаем не игру вообще, а учебную игру. Имитационную игру можно определить как игровой процесс, в порождении которого принимает игровая имитация; каким является игровой процесс, зависит в первую очередь от того, что представляет собой игровая имитация.
Смысл ролевой игры усматривается в том, что игроки берут на себя исполнение определённых ролей. Ролевая игра, по Эльконину, является наиболее развитой формой игры. В связи с этим понятие роли позволяет, с одной стороны, проследить за развитием игры, а с другой, заняться исследованием теоретического происхождения ролевой игры как развёрнутой формы игровой деятельности.
Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная природа игры – учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом. Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.
Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ.
2.1. Дидактические игры как средство развития познавательного интереса учащихся.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, могут или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки, этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.
При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Дидактические игры часто бывают связаны определёнными сюжетами. Сюжеты эти весьма просты, рассчитаны на детское воображение. Иногда они подсказываются названиями игры. «Математический поединок», «Математический КВН», «Звёздный час производной» и т.д.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать такие вопросы методики:
1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
2. Количество играющих. Каждая игра требует определённого минимального или максимального количества участников. Это надо учитывать при организации игр.
3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9. Какие выводы следует сообщать учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочёты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
2.2. Технология обучения математике с применением дидактических игр.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.
На основах таких теоретических утверждений учитель работает. Ведь очень важно учесть:
а) место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
б) целесообразность использования их на разных этапах урока;
в) разработку новых методик проведения дидактических игр с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся;
г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения;
д) разнообразие игр;
е) применение воспитательных игр.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры, как уже говорилось, у учащихся вырабатывается целеустремлённость, организованность, положительное отношение к учёбе.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока, это прежде всего игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат усвоения знаний будет тем лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участи в ней каждому ученику необходима определённая математическая подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании, Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию с использованием методических журналов и пособий.
При организации дидактических игр необходимо учитывать:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд (поединок, бой, эстафета, соревнования, построенных по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Звёздный час» и др.), должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива или выбранных лиц. Учёт должен быть открытым, ясным и справедливым.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
6. Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
8. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определённую меру. Превышение её может привести к тому, что дети во всём будут видеть только игру.
9. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, чёткой, краткой.
10. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
В деловых играх на уроках математики на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Их отличительными свойствами являются:
- моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предыдущего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняяющих предусмотренные сценарием роли;
- использовапние описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила системы оценок хода и результатов игры.
Возможный вариант структуры деловой игры на уроке математики может быть таким:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение её имитационной модели;
- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы (рефлексия);
- оценка результатов работы.
Тесным образом деловая игра связана с ролевой игрой. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.
Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
1) имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
3) условные, посвящённые разрешению, например, учебных или
производственных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: это и воображаемые путешествия, и дискуссии на основе распределения ролей, и пресс-конференции, и уроки-суды и т.д.
Методика разработки и проведения ролевых игр состоит из этапов: подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.
На первом этапе рассматриваются организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.
Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с заданиями; сбор материала, анализ его; изготовление наглядных пособий, консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.
Говоря о большом воспитательном и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль учителя при их организации. Прежде всего, учитель должен положить начало творческой работе учащихся .Контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, дабы не уничтожить саму сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащихся. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая её хорошо подготовленным ученикам. Многие игры учащиеся могут разрабатывать самостоятельно. Потом проводится конкурс на лучшую игру.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Использование на уроках развивающее- обучающих и дидактических игр создаёт учебную мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят. Дети становятся более свободными и независимыми, самостоятельными и ответственными, творческими, активными. Именно к этому призывает концепция модернизации российского образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы по данной теме согласно поставленным задачам было подтверждено, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся.
Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся на уроках математики? Можно ли наблюдать неподдельную радость в глазах их, в выражении лиц, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Удивление и острый интерес учащихся, радость на лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках, включая в них игры, различные нестандартные задания.
Конечно, рассмотрены далеко не все дидактические игры, которые можно успешно применять на уроках математики. Наряду с дидактическими играми на уроках математики можно применять и так называемые деловые игры, которые в последнее время получают все большее распространение.
Готовясь к уроку, учитель подбирает так материал к нему и формы работы, что бы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту, кроме этого, еще и предугадывает те моменты, когда эта деятельность начинает угасать, и предусматривает методы ее стимуляции. Учитель должен сделать учебную работу интересной для ребенка Занимательность ради занимательности малоэффективна в вопросе выполнения учебных задач, а то и вовсе уводит их в сторону. Поэтому, готовясь к уроку, следует четко определять для себя, с какой целью привносится в урок тот или иной игровой момент. Какой бы прием занимательности ни использовался на уроке, самое главное – соблюсти разумный баланс между игрой и кропотливым трудом, ибо малейший перекос в сторону первой может привести к тому, что раигравшиеся дети не окажутся готовыми работать серьезно. Уже в среднем звене школы должен быть завершен процесс формирования вкуса к занятиям математикой. А старшеклассники должны понимать красоту этой науки, получать удовольствие от грамотно выстроенного решения, рационального решения, умной мысли, нестандартного подхода к стандартной задаче и т.д.
В заключении хочется сказать, что систематическое применение и использование дидактических, деловых игр и других традиционных форм обучения и воспитания школьников на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гарднер М. Математические чудеса и тайны.-М.1978.
2. Гельфман Е.М. Арифметические игры и упражнения-М. Просвещение, 1968.
3.Задачник. Нестандартная математика в школе. - М. «Лайда»,1993.
4. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение.-М..1992.
5. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных.-М.,1994.
6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.- М., Просвещение, 1990.
7. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой.-М.,Просвещение,1981
8. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. -М. Просвещение,1986
10. Мадер В.В. Математический детектив.-М.,Просвещение,1992.
11. Манвелов Конструирование современного урока математики.-М.Просвещение.2002.
12. Минскин Е.М. От игры к знаниям.-М.,Просвещение,1982.
13. Нагибин Ф.Ф.Канин Е.С. Математическая шкатулка-М.,Просвещение,1989.
14. Перельман Я.И. Живая математика.—М,1970.
15. Шаталов В.Ф. Точка опоры. -М. Педагогика,1987.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.Педагогика,1978.