Капустина Ольга Викторовна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение д/с. № 16
комбинированного вида г. Белгород
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
Экономическое воспитание - часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса.
Экономическое воспитание способствует формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций.
Цель экономического воспитания – это воспитание дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить результаты труда взрослых и быть разумным потребителем этих благ труда.
Главное в экономическом воспитании – говорить о сложном мире экономики на языке, понятном ребёнку. Поэтому приоритет закрепляется за такими методами и средствами, которые интересны, действенны и значимы для ребёнка. Игра наиболее эффективна в этом отношении, так как является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Игра естественна для дошкольника. А. П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей – значит правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребёнок здесь не учится жить, а живёт своей жизнью». В игре заложен огромный воспитывающий и обучающий потенциал. Игра расширяет круг представлений ребёнка о мире человеческих отношениях, позволяет выделить существенное в объекте, помогает ему удовлетворить свои познавательные потребности, пробуждает творческую активность, помогает формировать умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, предвидеть последствия своих действий.
Игра применяется в экономическом воспитании детей дошкольного возраста в связи с особенностями детей дошкольного возраста. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, а основной вид деятельности – игра, всю работу по экономическому воспитанию такие исследователи как А. А. Смоленцева, А. Д. Шатова, Е. А. Курак предлагают выстраивать в игровой форме. Наиболее эффективны в экономическом воспитании сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие игры.
Дидактическая игра – это вид игры, в основе которой заложена обучающая задача. Правила являются неотъемлемым её элементом. Их выполнение обеспечивает осуществление игрового действия и решает игровую задачу.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дидактические игры, предложенные А. А. Смоленцевой: «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленький покупатель».
Развивающие игры «Пятый лишний», «Кому что нужно для работы», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» способствуют развитию сообразительности и экономического мышления.
Предлагаем вашему вниманию несколько дидактических игр:
«Профессии»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитывать интерес и желание познавать многообразный мир профессий, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (художник, столяр, кондитер, садовник, строитель); карточки с изображением сказочных героев этих профессии; карточки трудовых действий, карточки с инструментами, необходимыми для работы, карточки с конечными продуктами профессиональной деятельности людей.
Вариант 1. «Кто что делает?» Содержание: Ребенок, находит картинку, называет профессию, отвечает на вопрос: «Что делает человек данной профессии?
Вариант 2. «Найди сказочного героя» Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением сказочного героя соответствующей профессии, отвечает на вопрос: «Из какой сказки герой?»
Вариант 3. «Инструменты» Содержание: Ребенок, находит картинку, называет профессию и подбирает и называет инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на картинках.
Вариант 4. «Товар» Содержание: Ребенок, находит картинку, называет профессию, подбирает и называет конечный продукт (картинки) профессиональной деятельности людей, тех профессий, которые изображены на картинках
Вариант 5. «Ассоциации» Содержание: Ребенок, находит картинку, называет профессию, выкладывает карточки в определенной последовательности: профессия- инструменты- конечный продукт профессиональной деятельности.
«Товарный поезд»
Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, одежда – продукция швейной фабрики, мебель – продукция мебельной фабрики и т. д.
«Теневое лото»
Цель: Закрепить умение соотносить изображение предметов с их «тенью»; развивать внимание, мышление, память.
Материал: Карточки с изображением различных предметов, игровые поля с изображением «теней» этих предметов.
Содержание: Дети раскладывают карточки на соответствующее изображение – «тень» этого предмета.
«Бюджет моей семьи».
Цель: формировать представления о бюджете, доходах и расходах семьи, познакомить с понятиями: «бюджет», «доход», «расход»; углубить представление о видах доходов семьи (заработная плата, пенсия, стипендия, пособия, проценты от вкладов, доходы от сдачи жилья); углубить представление о видах расходов семьи (коммунальные платежи, транспортные расходы, продукты питания, одежда и обувь, бытовые товары, образование, развлечения, телефон и интернет). Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Материал: Два игровых поля «доходы семьи», «расходы семьи», карточки с изображением видов доходов и расходов семьи.
Содержание: Дети рассматривают карточки, называют вид дохода или расхода, и раскладывают карточки на игровые поля.
«Какие бывают доходы?»
Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Что можно и что нельзя купить за деньги?»
Цель: Формировать представления детей о том, что не все можно купить за деньги.
Материал: Карточки с изображением предметов, которые можно купить за деньги (торт, машина, чашка, продукты и др.), карточки с изображением понятий, которые нельзя купить за деньги (время, любовь, солнце, луна, дружба и др.), карточки с изображением кошельков с монетками - одни перечеркнутые, другие нет.
Содержание: Дети выбирают карточки, объясняют можно или нельзя это купить и кладут соответствующую карточку с кошельком.
«Кто где работает?»
Цель: Расширять знания детей о профессиях, месте их деятельности (врач - в больнице, продавец - в магазине и т.д.) Воспитывать интерес и желание познавать многообразный мир профессий, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением людей разных профессий, мест их деятельности.
Содержание: Дети подбирают карточки и аргументируют свои действия. Например, швея– швейная фабрика, учитель – школа и т. д.
«Посади огород»
Цель: закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги в двух направлениях: вверху, внизу; активизировать в речи детей слова: вверху, внизу, морковь, огурцы, грядка, огород, оранжевые, зеленые; воспитывать желание помочь Зайке.
Материал: 5 морковок, 5 огурцов, огород (лист бумаги с оранжевыми и зелеными кругами), Зайка.
«Маршруты товаров»
Цель: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал: Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание: Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
Игра «Магазин игрушек»
Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар (материал, место производства, цену).
Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание: Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань и т.д.), место производства (где, и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
«Играем в рекламу»
Цель: развитие связной речи дети посредством придумывания рекламы по образцу воспитателя; развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков, умений классифицировать товар по характерным признакам.
Материал: Предметные картинки для рекламы товара (мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, грибы, цветы и др.); игрушка, которую дети по очереди передают друг другу, при последовательном создании рекламного рассказа.
Содержание: В игре участвует подгруппа детей (6 человек и ведущий, которые рассаживаются по кругу на ковре, выбирается ведущий (как правило, педагог, в дальнейшем ребенок).
Используемая литература:
Смоленцева, A.A. Введение в мир экономики или Как мы играем в экономику : Учеб. -метод. пособие / A.A. Смоленцева. СПб. : «Детство- Пресс», 2001. – 176 с.
Смоленцева, А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников / А. А. Смоленцева. М., 2001.
Шатова, А. Д. Обсуждая проблему «Экономика и дети» / А. Д. Шатова. – М. : Педагогическое сообщество России, 2004.
Шатова, А. Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник / А. Д. Шатова. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 240 с.
Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников [текст] : Учеб. -метод. пособие / Шатова А. Д. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.