Мастер – класс
Дидактические игры на липучках как средство познавательного развития детей раннего возраста
Шкред Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ Кайбальский детский сад «Солнышко», Алтайский район .
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Игра — это наивысшая форма исследования.
А. Эйнштейн
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру , где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
В ФГОС ДО заложены принципы, один из которых говорит о реализации образовательной программы дошкольного образования в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры , познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка
Для детей раннего возраста выделяют следующие основные виды игр: сюжетные, подвижные, со строительным материалом, сенсорные, настольно-печатные, дидактические.
Среди них в развитии познавательной сферы ребенка одно из главных мест занимают именно дидактические игры .
К подбору дидактических игр предъявляются определённые требования:
1. Игры должны соответствовать определённым учебно-воспитательным задачам и программным требованиям.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учётом подготовленности детей и их индивидуальных психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на создании определённого дидактического материала и методики его применения.
Бывает затруднительно подобрать дидактические игры к лексическим темам, чтобы они соответствовали всем указанным выше критериям.
В этом случае особенно актуальными становится один из видов дидактических игр - это игры на липучках . Они представляют особую ценность, так как сделаны своими руками. В такие игры вкладывается душа и любовь к своему делу, поэтому они получаются такими красочными и дружелюбными, что очень важно для малышей. В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощь всем известных липучек "велькро". Ребенок должен найти, какие объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко держалась на картинке.
Воспитатель, имея в своем распоряжении
необходимую материально –
техническую базу, способен
самостоятельно составить
и изготовить игру, исходя из
содержания конкретной лексической
темы и индивидуальных особенностей
воспитанников.
Цель использования данных игр: способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Задачи:
1.Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор.
2.Развивать сенсорные способы познания математических свойств и отношений.
3.Способствовать расширению и обогащение словаря, развитию связной речи.
4.Развивать зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие; воображение, пространственное мышление.
5.Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
6.Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
7.Создать целостную, различную по степени сложности, многофункциональную развивающую среду
Условия проведения дидактических игр на липучках:
1. До начала игры я планирую эту деятельность, ставлю образовательные, обучающие и воспитательные задачи.
2. Во время всего процесса игры я как взрослый остаюсь ее руководителем. Я начинаю игру, понятно объясняю правила, слежу за процессом и мы вместе с детьми подводим итоги.
3. Я стараюсь принимать активное участие: эмоционально реагирую на моменты игры, при необходимости помогаю детям.
4. Я учитываю индивидуальные особенности детей, изменяю ход игры, если это нужно.
Эти игры можно использовать в практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Примеры использования игр на липучках
.
Тематическая неделя «Ягоды и фрукты»
Развивающее теневое лото на липучках состоит из фонового изображения ягод и фруктов и 8 их цветных фигурок.
Задача ребёнка заключается в сопоставлении фигурки и его тени, а так же необходимо прикрепить фрукты и ягоды на свои места.
Ребёнок развивает речь и обогащает словарный запас, тренирует внимание и наблюдательность, развивается мелкая моторика.
Примеры использования игр на липучках . Тематическая неделя «Игрушки»
Игры на липучках подобного содержания состоит из цветного фонового изображения пирамидки и таких же цветных вырезных элементов с липучками.
Ребенку необходимо правильно подобрать деталь пирамидки, сопоставив ее по цвету и размеру, а также ровно склеить липучки.
В процессе игры происходит формирование понятий величины (больше-меньше) и закрепление основных цветов.
Примеры использования игр на липучках Тематическая неделя «Одежда»
Развивающая игра на липучках их серии «Найди пару». Состоит из цветных изображений объектов и их контуров.
Ребенку следует соотнести изображение на фоновом поле с вырезной фигуркой.
Данная игра тренирует зрительную память, увеличивает внимание к деталям, улучшает умение находить сходства и различия в объектах, формирует познавательных интерес.
Примеры индивидуальной работы с детьми с использованием игр на липучках
Игра «Подбери заплатку»
Лото «Найди пару»
Примеры индивидуальной работы с детьми с использованием игр на липучках
Игра «Почини карандаши»
Игра «Признаки осени»
Дидактические игры на липучках показали свою эффективность:
- Первое и самое главное – детям это нравится. Малыши могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
- Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
- Игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
- Незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, звуковой культуры, фонетики, развитие сенсорных эталонов и речи, математические представления и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
- Простота и доступность игр. Ламинированные картинки не размокают от влаги, не мнутся и не пачкаются, довольно прочные и приятные на ощупь.
Таким образом, использование в педагогической деятельности игр на липучках положительно сказывается на общем развитии детей.
Данные пособия способствуют созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Я представила изготовленные мною дидактические игры на липучках на Всероссийском конкурсе «Дидактические игры и игрушки» от портала «Парад талантов России», где стала победителем (2 место).
Спасибо за внимание!