Дидактические игры на уроках .
Математика
I класс
Игра «Составим узор»
Цель. Выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.
Оборудование. Набор из 9 фигур: 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата.
Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим — у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине магнитной доски (или столе ученика, или листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга 2 желтых треугольника, справа и слева — 2 зелёных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу — красные, справа и слева — синие квадраты.
Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трех узорах.
Игра «Составим букет»
Цель. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.
Оборудование. Рисунки цветов разных размеров.
Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных из открыток, цветной бумаги цветов букет, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.
Игра «Построим домики и посадим рядом деревья»
Цель. Обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.
Оборудование.14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, набор 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке и 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).
Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим — на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом — низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома — высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя зелеными полосками бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева — небольшой гриб на тонкой ножке.
Русский язык.
Игра «Счастливый случай».
- Сегодня встретятся 4 команды. Наша задача – выявить команду-победителя и лучших знатоков каждой команды.
- За каждый правильный ответ, за каждое правильно выполненное задание будете брать жетон.
- Итак, начнем, но сначала дадим командам названия. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете? Назовите их.
ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ (жеребьевка)
1 гейм «РАЗМИНКА»
Распределите слова в 2 группы.
Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, предлог, местоимение, суффикс.
Как можно назвать все слова 1 группы? (части речи)
2 группы? (части слова)
2 гейм «НАЙДИТЕ ДРУЗЕЙ»
На листочке написано слово (соль, боль)
Образуйте однокоренные слова. (Листочек путешествует по кругу, каждый должен записать слово.)
3 гейм «СЛОВО РАССЫПАЛОСЬ»
Составить слова, записать в тетрадь, разобрать по составу.
И, НИК, ПОД, СНЕЖ
А, К, ПО, САД
А, УШК, КОРМ
За каждое правильно записанное и разобранное слово – жетон.
4 гейм «ОТГАДАЙТЕ СЛОВА»
1) Корень мой находится в «ЦЕНЕ»,
в «ОЧЕРКЕ» найди приставку мне,
суффикс мой в «ТЕТРАДКЕ» все встречаем,
вся же – в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)
2) Корень тот же, что и в слове «СКАЗКА»,
Суффикс тот же, что и в слове «ИЗВОЗЧИК»,
Приставка та же, что и в слове «РАСХОД». (РАССКАЗЧИК)
3)Суффикс и окончание ищи в слове «ТЕРПЕЛИВЫЙ»,
приставку – в слове «ВЫПИСАТЬ»,
корень - в слове «ПОДНОСИТЬ» (ВЫНОСЛИВЫЙ)
Записать слова в тетрадь, разобрать по составу.
Литературное чтение.
«Подбери пару»
Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для пояснения приведу несколько примеров:
Ребенок – дети, человек – …
Маот – отец, дочь – …, бабушка – …
Пустыня – верблюд, тундра – …
Стол – деревянный, стены – …
Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …
Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …
Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …
Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …
Корова – бык, курица – …, лошадь – …
«Придумай предложение»
Педагог произносит какую-либо фразу, а ребенок повторяет ее и продолжает. Хорошо, если в игре принимает участие несколько учеников. Тематика может быть самой разнообразной. Например: 2 класс тема «Путешествие по России». Педагог может предложить детям собрать чемоданы в дорогу:
Педагог: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан…»
1 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку…»
2 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки…»
3 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер…»
4 ученик: «Я собираюсь в дорогу, беру чемодан, кладу в него рубашку, брюки, свитер, расческу…»
Далее каждый участник игры добавляет к фразе свое слово, и т.д
«Сочини рассказ»
Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую, и т.д
Например:
1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»
2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д.
 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Дидактические игры на уроках.
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Наумова Виктория