СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические карточки "Типы текстов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические карточки "Типы текстов"

Просмотр содержимого документа
«Дидактические карточки "Типы текстов"»

Виды текста.

Карточка - помощница

Текст – описание- это текст, в котором описывается человек, предмет, явление, событие. К тексту – описанию можно поставить вопрос какой? какая? какое?


Текст – повествование – это текст, в котором рассказывается о том, что произошло. К таким текстам можно поставить вопрос что случилось?


Текст – рассуждение – это текст, в котором говорится, почему происходят те или иные события, явления. К таким текстам можно поставить вопрос почему?




1.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ)

Красная площадь.

Красную площадь называют сердцем нашей страны. Почему же она так дорога нам? Сначала обратимся к далёкой истории. Красная площадь связана с Кремлём. А Кремль – место первого поселения на Москве – реке. В старину Красная площадь была большим торговым центром. Здесь зачитывались важные указы. В грозные для страны дни собирались на Красной площади народное ополчение.



2.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ). Озаглавь текст.

Лет двести тому назад ветер – сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет двести эти ели и сосны вместе растут. Их корни с малолетства сплелись. Их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.



3. Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Сова.

У совы перья на крыльях мягкие, полёт неслышный. Когти у совы кривые, острые. Никто из таких когтей не вырвется. Крепко держат они мышь, белку или сонную птицу. Но ночам сова охотится, а днём спит.



4. Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ). Озаглавь текст.

Речной жемчуг сейчас встречается редко. А в недалёком прошлом им расшивали не только царские и боярские одежды, но и праздничные народные костюмы, девичьи кокошники, платки. Речным жемчугом украшали оружие, золотую и серебряную посуду, облачение священников.

На Руси речной жемчуг, или скатень добывали в северных реках и озёрах. Скатень рождается в небольшой, невзрачной снаружи ракушке. В основном он мелкий, неправильной формы белого или жёлтого цвета. Но каждая жемчужинка такая лучистая, ясная, переливчатая, словно вобрала в себя все цвета северного сияния.

В какой части есть описание? Найди и подчеркни его.



5. Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Трудно, наверное, встретить человека, который любит крокодилов. Почему?

С детства мы знаем, что крокодилы – кровожадные хищники. Они гроза южных рек и озёр.

Но недавно стали создавать специальные фермы для разведения крокодилов. Для чего? Дело в том. Что кожа крокодилов ценится очень дорого. Из неё делают обувь, сумочки, портфели, бумажники и сувениры.



6. Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Стриж.

Стриж прилетает к нам поздней весной и рано улетает на юг. Почему? Пища стрижа – летающие насекомые. Летом стрижу легко находить корм. В тёплую погоду в воздухе летает много насекомых. К осени их становится меньше. Поэтому стриж и покидает родные места.



7.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом, пожелали всем счастья. Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную землю.



8.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Чуден, сказочен русский лес зимою. Белый пушистый снег лежит на ветвях. По вершинам, осыпанным смолистыми шишками, перелетают красногрудые клесты-еловики. Тихо попискивая, возятся в сучьях шустрые синицы. На пухлых сугробах хитрым узором выведены заячьи и лисьи следы.



9.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Спустившись в лощину, мы увидели медведя. Он стоял на снегу. Как бы задумавшись. Но малейшего нашего движения оказалось достаточно, чтобы испугать зверя. С необычайной лёгкостью мишка метнулся в сторону и быстро умчался. Мы понаблюдали, как улепётывает по снегу перепуганный Михайло Иванович, и двинулись дальше.



10.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Вася и Коля закинули удочки в воду. Следят за поплавками, а они не шелохнутся. Вдруг Вася замечает: клюёт! Вскинул удочку и видит: на конце её маленькая серебристая плотвичка. «Куда такую малявку», - сказал Вася и бросил рыбку в воду. А больше им ни одной рыбки так и не удалось поймать. Плохая рыбалка получилась.



11.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Я сказал: «Ещё один мой… дневник с единицей я бросил в школе за книжный шкаф».

Папа улыбнулся и просиял. Он сказал:

- То, что ты в этом сознался, меня исключительно обрадовало. Ты сознался в том, что могло долгое время остаться неизвестным. И это даёт мне надежду, что больше не будешь врать. И вот за это я дарю тебе фотоаппарат.

12.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост. И точёные шпоры на ногах – всё горело, сверкало, переливалось на солнце всеми цветами радуги.



13.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Всё, что людям нужно, что идёт прямо на пользу, - всё это заготовляется солнцем. И во всё идёт много солнечного тепла. Поэтому и нужен всем хлеб, что его растило солнце и что в нём много солнечного тепла. Хлеб греет того, кто его ест.



14.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Купались мы вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека, который играл со мной на берегу. Как только пёс услыхал папин голос, сразу бросился в воду и поплыл. Я тоже поплыл за ним, но отстал, нечаянно захлебнулся и чуть не утонул. Но тут ко мне подплыл Джек. Я ухватился за его холку и приплыл к берегу.



15.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Дуниловский хлеб не знает себе равных – до чего же он хорош!

Ноздреватый, душистый, чуть тронешь – дышать начинает, одет в румяную корочку. С душой выпекают его опытные работницы пекарни.



16.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

В детстве у полководца А.В. Суворова было плохое здоровье. Но мальчик твёрдо решил стать воином. На морозе он раздевался до пояса и натирался снегом. Нередко на целый день Саша уходил в лес. Так он приучал себя переносить холод, голод и жажду.



17.Прочитай. Какой это текст: повествование, рассуждение или описание?

(подчеркни верный ответ).

Петушок.

Ходит по двору петушок. На голове красный гребешок. Под носом красная бородка. Нос у Пети долотом. Хвост у Пети колесом. На хвосте узоры, на ногах шпоры.