Тема урока: Официально-деловой стиль речи и сфера его применения. Азбука делового человека: заявление, резюме, автобиография
Цели: образовательная:
─ обобщить, систематизировать и углубить знания об официально-деловом стиле речи и его подстилях;
─ изучить особенности жанра официально-делового стиля речи на примере заявления, автобиографии, резюме;
─ редактировать тексты в соответствии с требованиями к жанру деловой бумаги;
создавать официально-деловые тексты разных жанров
развивающая:
─ развивать умение подбирать и отбирать материал в соответствии с задачами документа;
─ развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
─ развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать мысли
─ развивать умение находить и исправлять стилистические ошибки в текстах.
воспитательная:
─ формировать уважительное отношение к родному языку, чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
─воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету;
─ воспитывать чувство ответственного отношения к своим профессиональным и иным обязанностям;
─ формировать ценностное отношение к слову; воспитывать умение слушать друг друга;
через овладение жанром помочь осознать себя как личность
Задачи:
показать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни;
развивать умение пользоваться этим стилем на практике;
формировать умение определять признаки официально-делового стиля и доказывать принадлежность текста к данному стилю;
совершенствовать умение создавать тексты обиходно-делового подстиля различных жанров;
развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции обучающихся;
продолжить расширение лексического запаса;
совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: комбинированный
Форма: урок-практикум с применением ИКТ
Оборудование: учебник «Русский язык»;
раздаточный материал (заявления, справки и другие деловые бумаги),
атрибуты для ролевой игры
мультимедийный проектор, проекционный экран,
портативный персональный компьютер;
Дополнительный материал: памятка «Персональное резюме»
Электронная поддержка урока: презентация MS PowerPoint
Тезаурус:
─ Канцеляризмы─
─Клише─
─Плеоназм─
План урока:
ММ1. Организационный момент. Коммуникативная направленность. Мотивация речевой деятельности (коммуникативное обучение)
ММ2. Творческий этап. Работа в группах (опережающее домашнее задание)
ММ3. Деятельностный подход. Коммуникативный практикум.
«Деловое письмо должно убедить и победить»
ММ1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята! Желаю всем хорошего настроения и плодотворного труда на уроке.
Мотивация учебной деятельности.
На экране проектора – отрывок из фильма по повести М.Булгакова «Собачье сердце» («Документик»)
Целеполагание (метод антицепации)
─ О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
─ Кому необходимы знания о деловых бумагах? Зачем?
Все слова в русском языке мотивированы. Ваши ассоциации со словами официальный, деловой, бумаги? (Тезаурус. «Деловой» - относящийся к делу, связанный с делом, работой, предприятием, учреждением. «Официальный» - правительство, администрация, законы, правила. «Бумаги» - документы, написанные по образцу, шаблону).
Рефлексия
«Рефлексивный лист»
Фамилия учащегося ________________________________
Эмоциональное состояние на протяжении урока | Уровень знаний | Отношение к своей работе на уроке |
Начало урока | Конец урока |
Очень плохое Плохое Хорошее Приподнятое Комфортное | Низкий Удовлетворительный Средний Достаточный Высокий | Низкий Удовлетворительный Средний Достаточный Высокий | Удовлетворен Немного неудовлетворен Не очень удовлетворен Совсем не удовлетворен Равнодушен |
Нужное подчеркнуть
Работа и с интерактивным плакатом. Метод «Зигзаг» (в группах)
В конверте содержится пять бит информации. Ваша задача – заполнить таблицу «Понятие об официально-деловом стиле». Шаг 1: каждый участник группы внимательно читает свой материал, выделяя главное. Затем он должен в течение 5 минут передать информацию каждому участнику своей группы. По истечении 5 минут все биты складываются в конверт и заполняется таблица. Каждой группе предлагается вытащить билет – одно из трёх заданий:
«Все» - отвечает каждый свой бит.
«Делегат» - отвечает один за всех (выбирают участники группы)
«Выбор» - учитель выбирает отвечающего, команда может дополнять
«Доверие» - участники группы совещаются и ставят оценку самостоятельно
Проверка заполнения таблицы при помощи интерактивного плаката.
Словарь. Нота, ж.р. [от лат. nota - знак, замечание]
Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому. Нота протеста.
Меморандум, м. р. [от лат. memorandum - что надо помнить]
Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-л. вопрос. Правительственный меморандум
Конвенция, ж. р. [от лат. conventio - договор, соглашение]
Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу. Железнодорожная конвенция
Коммюнике, неизм.; ср. р. [франц. communique]
Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения.
Учебно-познавательная деятельность. Словарно-орфографическая работа (комментирование орфограмм).
Подберите глаголы к существительным:
Подберите существительные к паре слов:
Внести (предложение);
заслушать (отчёт);
объявить (выговор, благодарность);
предпринять (действие);
оказать (помощь);
рассмотреть (предложение);
продлить (срок действия);
откликнуться (на просьбу);
составить (план);
принести (извинения);
высказать (мнение)
Подведение итогов ММ1.
Отметьте в листах самоконтроля, насколько продуктивно вы работали. Что вызвало сложность, какие моменты в работе показались вам наиболее интересными и доступными?
ММ2. Творческий этап. Работа в группах (опережающее домашнее задание - проекты)
Актуализация опорных знаний. «Микрофон»
Отличительные черты официально-делового стиля от других?
Выводы записываем в тетрадь: «Главное - детальность, точность, стандарт».
Слово учителя
ХХI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях. Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным документам. Трудно себе представить молодого человека, не умеющего писать заявление, автобиографию или составлять расписку, заполнить бланк доверенности. Благодаря проектам, над которыми вы работали, мы сможем не только различать некоторые из них, но и научимся грамотно составлять.
1 группа представляет проект «Приёмная комиссия в высшее учебное заведение», 2 группа – «Приём на работу», 3 группа – «В центре занятости».
Защита проекта группы №1. Слово учителя
Вы ученики 10 класса. Пройдет несколько лет, вы окончите учебные заведения. Больше не будет ни экзаменов, ни двоек, ни зачетов. Начинается новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с ''морем'' деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг.
Представьте себе, что вы успешно закончили школу и решили продолжить обучение в высшем учебном заведении. С какой первой деловой бумагой вы столкнётесь, переступив порог вуза?
1 группа – «Приёмная комиссия в высшее учебное заведение»:
─ презентация «Заявление»;
─ ролевая игра (диалог «Собеседование»);
─ представление буклета, памятка для каждой группы;
─ задание «Юный корректор» (оценивают эксперты группы)
Защита проекта группы №2. Слово учителя
Вы ищете работу? Какие документы надо захватить с собой? Какие деловые бумаги заполняются и составляются на рабочем месте? – на все вопросы ответит 2 группа
2 группа – «Приём на работу»:
─ презентация «Резюме»;
─ ролевая игра (диалог при приёме на работу);
─ представление буклета, памятка для каждой группы;
─ задание «Юный корректор» (оценивают эксперты группы)
Защита проекта группы №3. Слово учителя
Великий мыслитель древности Сократ сказал: «Познай самого себя и через это познай мир». Познай не вообще человека или людей, но познай именно самого себя — свое место в жизни, свой внутренний мир.
Познай самого себя… Я думаю, нет необходимости говорить вам, что это сложный процесс, и порой не хватает жизни, чтобы это сделать.
Скажите, в какой форме можно описать события собственной жизни? (дневники, мемуары, письма).
Жанр автобиографии связан с самопознанием, открытием своего «я». Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография, если мы не собираемся писать мемуары? Об этом вы узнаете от участников следующей группы.
3 группа - « В центре занятости»:
─ презентация «Автобиография»;
─ ролевая игра (диалог «В центре занятости»);
─ представление буклета, памятка для каждой группы;
─ задание «Юный корректор» (оценивают эксперты группы)
Подведение итогов ММ2.
─ С какими жанрами официально-делового стиля мы сегодня познакомились?
─ Какой из них оказался для вас наиболее сложным на практике?
─ Заполните «Рефлексивный лист»
ММ3. Деятельностный подход. Коммуникативный практикум.
Слово учителя.
Шаблоны, формы и стандарты,
Характер речи именной.
На стилистической представлен карте
Стиль официально-деловой.
Здесь выражения безличны,
И рассуждений долгих нет.
Все фразы очень лаконичны,
Напоминают трафарет.
И деловые отношенья
Построить грамотно всегда
Помогут фразы-выраженья,
Давайте вспомним их, друзья!
Упражнение 1.
Раскройте скобки, вставьте буквы в слова и словосочетания. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя отыменные (производные) предлоги.
Иметь (в)виду, (в)течени.. дня, (в)следстви.. б..лезни, (в)отличие от других, (в)виду шторма, (из)за границы, (в)связи с изменениями в расписании, (в)продолжени.. года, (в)соответствии с намеченным планом, согласн.. указани(я,ю) директора, согласно приказ(а,у) заведующей, (по)достижени(и, е) совершеннолети(и, я), (в)соответстви(и, е) с договоренностью.
Упражнение 2. Подберите синонимы к словам и словосочетанию.
Получатель – адресат
Послание – письмо
Человек – лицо
Отправитель – адресант
Деловая бумага – документ
Название – наименование
Проверка – ревизия
Ходатайство – просьба
Подберите антонимы к словам и словосочетаниям.
Получить – отправить
Разрешить – отказать
Адресат – адресант
Получатель – адресант
Присутствовать – отсутствовать
Удовлетворить просьбу – отказать в просьбе
Положительно – отрицательно
Удовлетворительный ответ – неудовлетворительный ответ
Письмо-запрос – письмо-ответ
Ответственность – безответственность
Упражнение 3. 1. Напишите заявление в приемную комиссию института (техникума), в который вы собираетесь поступать. Не забудьте, что к такому заявлению прилагаются требуемые документы.
2. Вставьте пропущенные буквы
Директор, р..кв..зиты, пр..л..гается, об..снова(?)ный, тра-диц..он(?)ный, ком(?)ентировать, инициатива, уч(?)реждение, доверенность, об(?)яснительная записка, сопроводительный документ, адм. .н. .стратор.
Упражнение 4. Составьте синонимические ряды из слов, уместных в деловых бумагах.
1. Изъян. 2. Уведомление. 3. Оповестить. 4. Помогать. 5. Отправлять. 6. Затруднять. 7. Приказ.
1) недочет, недостаток, пробел; 2) извещение, оповещение, информирование; 3) уведомить, информировать, известить; 4) содействовать, способствовать; 5) посылать, адресовать, направлять; 6) препятствовать, тормозить;7) распоряжение, директива, указание.
Упражнение 5. Найдите в тексте речевые штампы, укажите их стилистическую функцию.
«В разрезе» и «на уровне»
На службе много лет подряд
Он жил без прегрешения.
Он «пересматривал свой взгляд»
И «преломлял решения».
«В разрезе темы», не моргнув,
Читал он по шпаргалочке.
«Мероприятье провернув»,
По форме ставил галочки.
Он попадал все время в кон,
Хотя и не был гением.
Начальник речь держал, а он
«Вооружался мнением» С. Эйдлин
Проверка знаний и умений. Тестовые задания
К числу основных стилевых черт официально-делового стиля не относится...
a) отвлеченно-обобщенный характер
б) неличный характер общения и речи
в) предписующе-долженствующий характер
г) стандартизированность
Какое словосочетание характерно для официально-делового стиля?
a) освободить от занимаемой должности
б) заседать два часа
в) давать деньги на семью
г) отправиться в поход
В официально-деловых текстах не употребляются...
a) риторические вопросы
б) деепричастные обороты
в) причастные обороты
г) сложные предложения
В официально-деловых текстах неуместно употребление предложно-падежной формы...
a) из-за болезни
б) в связи с болезнью
в) по причине болезни
г) вследствие болезни
Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, – это...
a) речевые клише
б) речевые штампы (выражения, утратившие эмоциональную окраску)
в) фразеологизмы
г) крылатые слова
К числу речевых клише относятся словосочетания...
а) без уважительной причины
б) занятия по расписанию
в) в установленном порядке
г) решили на собрании
Официально-деловую окраску имеет фразеологизм...
а) возлагать ответственность
б) холодная война
в) актуальность темы
г) воспрянуть духом
Какой признак понятия официально–делового стиля указан неверно:
а) Сфера применения – деловые отношения.
б) Функция речи – соблюдение известной формы документа.
в)Ведущая стилевая черта – использование стандартных средств выражения.
г) Форма речи – устная и письменная в равной мере.
Какая речевая ситуация соответствует официально-деловому стилю
а) общение ( поговорить)
б) сообщение ( объяснить)
в) воздействие ( убедить)
г) воздействие на воображение и чувства ( изобразить)
Какая характеристика соответствует официально-деловому стилю
а) обиходная, сниженная, эмоциональная лексика
б) терминология и абстрактная лексика
в) стандартизированная лексика
г) общественно-политическая лексика и фразеология
д) богатство лексики, образность
Итог урока
«Микрофон» – Продолжите фразу: «На уроке я узнал…, или я запомнил…, или я обратил внимание…».
Заполнение «Рефлексивного листа». Оценивание.
VI.Домашнее задание:
Теория по учебнику;
Подобрать текст официально-делового стиля и произвести его стилистический анализ по схеме:
- жанр текста;
- цель его использования;
- характерные черты;
- языковые особенности.
3.Составить папку деловых документов, необходимых для дальнейшего продолжения учебы (примеры заявления, автобиографии, резюме).
12