СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Декоративно- прикладное искусство в русских обрядах (проект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно- исследовательская работа по технологии и изобразительному искусству изучает использование предметов декоративно- прикладного искусства и использование их в нарадных традициях. Работа выполнялась совместно с учителем технологии Титовой О.Е.

Просмотр содержимого документа
«Декоративно- прикладное искусство в русских обрядах (проект)»

Районный конкурс исследовательских, проектных,

творческих работ учащихся




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №2»



Образовательная

область: технология, изобразительное искусство

Секция: технология, изобразительное искусство



Тема: Декоративно- прикладное искусство

в русских обрядах

(проект)









Выполнили учащиеся 10а класса Руководители:

Титова О.Е., учитель технологии

Климачёва Е.С., учитель ИЗО

Дешевых Л.Н., учитель технологии

Никитин А.В., учитель технологии





2016 год





Содержание



1.Введение……………………………………………………3

2. Актуальность проблемы исследования…………………

3. Цели и задачи исследования…………………………….

4. Декоративно- прикладное искусство в русских обрядах..

4.1Свадебное полотенце:……………………………….

а) свадебное полотенце- одно из видов обрядовых полотенец;.

б) символ цвета и орнамента в обрядовых полотенцах;…….

в) техника изготовления свадебного полотенца.

4.2 Братина:…………………………………………..

а) что такое братина;

б) использование в народных обрядах;

в) технология изготовления.

5. Заключение.

6. Практическая работа

7. Список используемой литературы.















  1. Введение


Дружка с поддружьем.

 

Мы далёко ездили,

Мы дородну (здоровую) привезли

В дому кукобницу (бережливую),

А в поле — работницу;

И бела, и румяна,

Личиком написана,

А умом насыпана.

Свашка.

Дружка с поддружьем,

С честным поездом,

Благословите молодому князю

Кудри расчесать,

А молодой княгине

Косу расплесть.

Дружка с поддружьем.

Бог благословит, и мы благословляем.

Дружки

Виноград расцветает,

А ягода поспевает:

Виноград — сударь Иван,

Ягода-то Марьюшка;

Им люди дивилися,

Что хороши уродилися:

— Ой, хорош Иван-сударь,

Ой, хорош Васильевич,

Хороша да Марьюшка,

Хороша Ивановна.
Отпейте, молодые, меду душистого.

Глоток для крепости семьи,

Второй для счастья радости.


Молодые: Благодарствуем, дружки, подружки.















Актуальность проблемы исследования


Наша проектно- исследовательская работа посвящена изучению декоративно- прикладного искусства в русских народных обрядах. Данный вид творчества представляет собой широкий раздел искусства русского народа, объединяющий самые разные области творческой деятельности наших предков и подразумевающий создание произве­дений искусства, сочетающих в себе одновременно две функции: де­коративную и прикладную.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в рамках современного мира традиционная культура русского народа нахо­дится под угрозой полного исчезновения. Происходит постепенное угасание последних очагов русской народной культуры, исчезают по­следние ее носители.































Без прошлого нет настоящего

Объектом исследования обрядовое декоративно- прикладное искусство.

Предмет исследования- свадебное полотенце и братина.

Цель исследования- является рассмотрение такого явления в истории русского народа как декоративно-прикладное творчество, представлен­ное отдельными изделиями этого вида искусства.

Исходя из указанной цели, в качестве основных задач работы опре­делены следующие:
• изучение различных предметов декоративно-прикладного творчества, существующих в культуре русского народа;
• классификация элементов декоративно-прикладного творчества, ис­пользуемых в обрядах;
• анализ предметов русской обрядовой культуры;
• определение места декоративно-прикладного творчества в рассматри­ваемых обрядах.
Таким образом, объектом исследования в рамках данной работы явля­ется такое широкое социально-культурное явление как декоративно-прикладное творчество, предметом – традиционное декоративно-при­кладное творчество в обрядовой культуре русского народа.
Данная работа состоит из двух глав, в первой из которых рассматрива­ются особенности такого элемента обрядовой культуры русского народа как свадебное полотенце; во второй – разбираются особенности и применение братины, особого вида резной посуды, применяемой в особых случаях.



















Исследовательская работа.



Декоративно- прикладное искусство в русских обрядах.

Культура любого народа неразрывно связана с его бытом: как с повседневным, так и праздничным. В древности все элементы жизни человека были наполнены неким обрядово-ритуальным содержанием, определяющим порядок и условия совершения тех или иных дей­ствий.

По мнению некоторых исследователей, целью обрядовых дей­ствий, совершаемых представителями любой культуры, является по­стоянное воспроизведение порядка мироустройства, воссоздание окружающего мира.

Культура Руси, включает в себя огромное разнообразие обрядов и ритуалов, определяющих ход жизни человека.

Обрядовая культура- это не только определенные действия, но и различные объекты и предметы, играющие не менее важную роль в этих действиях.

Надо отметить, что эти вещи и предметы, используемые в русской обрядовой культуре, являются не чем иным как изделиями декора­тивно- прикладного искусства.

Что же мы понимаем под термином «декоративно-прикладное творчество»?
Под данным понятием подразумевается раздел творчества, направлен­ный на создание таких художественных изделий, которые сочетают в себе эстетическую ценность и возможность их использования в прак­тической жизни. Это, однако, не означает, что данные изделия нахо­дят свое применение в каждодневной жизни представителей той или иной народности. Напротив, используются они, в большинстве своем, в особых случаях – при проведении праздников, торжеств или ритуа­лов, что объясняется именно тем, что данные изделия, несмотря на возможность их каждодневного применения, остаются все же произ­ведениями искусства.
Такими изделиями являются, например, предметы одежды, деко­ративные ткани, полотенца, ковры, вышивка, мебель, украшения и ак­сессуары, посуда, изделия из стекла, фарфора и фаянса, ювелирные изделия и многое, многое другое.
Здесь же мы остановимся подробнее на теоретическом аспекте изучения их места в обрядовой культуре русского народа.
Изделия декоративно-прикладного искусства различаются:

• по технике выполнения (роспись, набойка, вышивка, чеканка, литье и другие);
• по использованному при их изготовлении материалу: дерево, металл, керамика, текстиль, камень, драгоценные материалы и прочее;
• по назначению: (посуда, мебель, игрушки, украшения интерьера и так далее.)





Свадебное полотенце

Наиболее распространенным является деление предметов декоративно-прикладного творчества в зависимости от того материала, из которого они изготовлены, а также от техники обработки данного материала, ис­пользованной при их создании. В то же время, независимо от того, ка­кой материал применялся при изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества, все они имеют определенную общую черту, а именно: все они служат не простыми элементами декорирования инте­рьера, а имеют строго определенную функцию, то есть постоянно ис­пользуются процессе жизни и деятельности людей.
Изделия декоративно-прикладного творчества, как правило, красочны, оригинальны по своему замыслу и имеют огромное образное содержа­ние.
Рассмотрим конкретные изделия декоративно-прикладного творчества русского народа.
Пожалуй, одной из наиболее распространенных в народной среде тех­никой изготовления таких изделий была вышивка. Этому искусству обучались с самого раннего возраста. Почти все предметы в доме – независимо от социального положения его обитателей – были укра­шены вышитыми узорами: праздничная одежда, скатерти, подзоры, по­лотенца – рушники и многое другое.


Особое место в предметах декоративно-прикладного творчества рус­ского народа, выполненных в технике вышивки, занимает вышитое по­лотенце – рушник.


Символическое значение его было заложено еще в период существова­ния на территории будущей России отдельных славянских племен, ко­торые рассматривали рушник в качестве отражения человеческой жизни, имеющей начало и конец. Полотенце сопровождало человека от самого его рождения до смерти, играя огромную роль как в повседнев­ной, так и в праздничной жизни, отмечая отдельные ее моменты и явля­ясь участником разного рода обрядов и ритуалов: рождение и креще­ние, свадьбу и похороны. Рушник использовался в магии и медицине, в ежегодных календарных обрядах, направленных на повышение плодо­родия. Им украшали стены и иконы, дверные и оконные проему, а также «красный» угол жилища.



Свадебное полотенце- одно из видов обрядовых полотенец.

Для исследования мы выбрали свадебное полотенце, т.к. оно ис­пользуется и в настоящее время.

Рушник использовался на свадьбе, выполняя функции символа связи, появляющейся между молодоженами и первого дара новой се­мье.


СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД. Девушке к поре замужества готовили столько рушников, чтобы ими можно было одарить всю родню жениха, украсить стены в доме в день свадьбы.

Вышитыми полотенцами пере­вивали дугу и увешивали спинку свадебной телеги или саней, связы­вали жениха и невесту во время свадебного обряда.

Во время обруче­ния руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы мо­лодые жили в достатке.

Начиная с первых дней сватовства, полотенце выполняет определен­ную роль в обряде. Если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним браные полотенца, с женихом невеста посы­лает полотенце его родственникам - рукобитное. В день свадьбы неве­ста дарит приехавшим дружкам жениха полотенца, которые они тотчас перебрасывают через левое плечо, подружки невесты "перекрещивают" дружков через другое плечо кушаками.

Так же в брачных обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их род­ственникам и другим участникам свадьбы проводилось с целью под­держания с ними добрых отношений. Дары имели престижное значение как показатель обеспеченности невесты, ее рукодельности и трудолю­бия.








" Дары вы, дары,

Тонки были полотняны,

Не год я вас шила,

А в один час раздарила".


На "девичник" - предсвадебный обряд, подруги невесты пригла­шали девушек, опоясавшись пестрыми кушаками или вышитыми поло­тенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. После первой брачной ночи в дом гостей вызывали "вы­зывалыцики" - товарищи жениха, перевязанные специальными поло­тенцами. Молодым положено было выходить и умываться со своим по­лотенцем, которое называли "утренник". Первое хождение новобрач­ной за водой также считался обрядом. Молодая привязывала к коро­мыслу полотенце как дар провожавшим ее женщинам - свекрови, зо­ловке. С момента вступления молодухи в дом мужа в семье употребля­лись только ее полотенца.






Символ цвета и орнамента в русской вышивке

На свадьбах был своеобразный смотр рукоделия невесты, которое развешивались по стенам. Полотенца подразделялись на "накрючники", "наспичники", "пристены" - с метровым узором на концах, "зеркаль­ные" - для зеркал, "маховики" - имеют один орнаментированный конец, "набожники" вешали над божницей - над иконами, иногда такое поло­тенце имело 7 метров в длину. После праздников полотенца убирали - "чего их каждый день в саже-то мотать по избе"

Глубокий смысл узоров полотенец откроется нам, если мы попыта­емся вникнуть в древнее языческое миропонимание славян. По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: " Царицы - Водицы", "Батюшки - Огня" "Матери-Земли", "Воздуха-Гос­подина". Вода родственна Земле, является её составной частью, потому и сыра - Земля. Для крестьянина земля всегда была живой засыпающей на зиму и пробуждающейся весной от горячих лучей солнца. Она пьет воду и растит урожай, нежно, по-матерински, заботится о людях: кор­мит, одевает, охраняет от бед.
Известный исследователь В. Стасов утверждал, что "у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной ли­нии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений". Излюбленные три цвета у русских: белый, красный и черный - имеют свою символику. Красный цвет у многих народов древности символизировал животворя­щие силы природы, ему приписывалось магическое свойство - способ­ствовать жизненным силам человека. Черный цвет - смерть, конец жизни, белый - пространство, в котором пребывают жизнь и смерть.

В давние времена орнамент каждого полотенца по сюжету соот­ветствовал месту, где его располагали во время свадьбы. В некоторых областях такие полотенца называют "занавесы". На "занавесе" по крас­ному кумачу было вышито праздничное застолье, его растягивали по стене над молодыми.

В традиционной вышивке восточных славян на свадебном рушнике изображаются пары птичек (жаворонков, голубков), символизирующих жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, вер­ность в любви. Также неслучайно на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и оберег от злых сил, и пожелание моло­дым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. В любой тра­диционной вышивке присутствуют классическая ясность и строгость орнамента. 




Среди привычных мотивов народного орнамента особенно часто встре­чаются кресты и ромбы, хотя разновидности их бесконечны. Прямой равноконечный крест в народной символике означал солнце. А нако­нечный крест связывался с огнем земным, который представлялся как разновидность огня небесного.

Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и, чадородия, то есть символом женского начала в природе, неразрывно связанного с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась как Мать-Природа. В орнаменте она выглядит как "ромб-лягушка" с крючками вверху и внизу.

Техника изготовления свадебного полотенца.

На рушнике вышивали с двух сторон разное, т.е одна сторона для жениха, другая - для невесты. Общее только оформление и размер вышитой части.



Вышивается рушник в три этажа: 
первый – дерево рода, и к нему обычно деревья с парой птиц 
второй – пожелание для жениха и невесты («Совет да любовь», например)
третий – берегини, и в заключение вышивается свадебный венок с инициалами жениха и невесты.

Первой вышивают каемку: она имитирует кисточки, или кружево. Можно кружево и пришить (желательно связанное вручную), а можно вытеребить полотно и сделать кисточки. 

Затем вышивают дерево рода и чередуют его с деревьями, где попарно сидят птицы (символ пары), деревья самые разные, с ласточками, с глубями, самые старые с неизвестными науке зверями, похожими на оленей, но непременно под деревом. 

Между ними самое интересное и самое невзрачное на всем полотенце – дерево рода.

Растет оно из горшка, модификации разные, имеет два узла первый - родительский, второй – дочерний. 

Первые ветви (под центральным родительским узлом) – дедушки и бабушки, жениха или невесты (зависит от стороны полотенца), ветки вниз – умерли, вверх – живы. Справа – родители матери, слева – родители отца. Верхние ветки – бабушки, нижние – дедушки. На центральном узле – точками – тети и дяди невесты (в соответствии со стороной родителя), причем, если с нижней стороны - старше отца (матери), с верхней – младше. Для женщин – вышивается треугольник, для мужчин – квадрат (4 крестика).

Второй уровень (над центральным узлом) – родители. Аналогично – справа – мать, слева - отец. Ветки вверх – живы, вниз – умерли. Вообще ветка, по логике должна быть одна, но вышивают почему-то две (наверное, для симметрии). 

Верхний (дочерний узел) – на нем точками братья и сестры невесты(жениха). Сверху – младшие, снизу – старшие. Справа – сестры (материнская сторона), слева – братья (отцовская сторона). 

Дальше располагают прошву с пожеланиями жениху и невесте. Вышивают для невесты розы – символ красоты, лилии – символ непорочности, гвоздики – символ верности, мак – символ продолжения рода. Для жениха вышивают виноград – как символ богатства, дуб - как символ крепости, стойкости, силы, объединяют его с калиной – символом непрерывности семейной жизни. Основной мотив окружают небольшими прошвами из скромных узоров подходящей тематики. Лилии обязательно сопровождает узор, содержащий в себе крест.

Полотенце - самый распространенный вид народного искусства в интерьере, в быту, в обрядах и до сих пор. Они хранят и несут богатую информацию из прошлого в настоящее.





































Братина

Особое место среди предметов декоративно-прикладного творчества имеют изделия, выполненные из дерева. Дерево – один из самых распространенных на Руси материалов, наиболее доступный для обработки и, в отличие от глины или металла, не требующий для работы с ним каких-то специальных навыков.
Изделия из дерева изготавливались нашими предками с древнейших времен. Широкое их распространение было связано с неограниченными возможностями применения дерева в быту: как для повседневного обихода, так и для украшения жилища.
Из дерева изготавливалась мебель, кухонная утварь (посуда, ложки, скалки и многое другое), прялки, предметы религиозной жизни народа: кресты, оклады икон, алтари и так далее.

Что такое братина?

Авторитетный историк XIX века И.И.Костомаров в книге "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях" пишет: "Столовые сосуды для приноса питий были: ендовы, мушормы, ведра, кувшины, сулеи, четвертины, братины... Братина, как самое ее название указывает, был сосуд, предназначенный для братской товарищеской попойки, наподобие горшка с покрышкою. Из них пили, черпая чумками, черпальцами и ковшами.

Есть также предположение, что слово «братина» появилось во времена братских застолий, когда на пир собирались преимущественно кровные родственники. А уже после на такое застолье стали приглашаться гости не из семейного круга, тогда и появилась традиция устраивать трапезу вскладчину.
Наливали в этот сосуд в зависимости от обряда общинный квас, сурыню на молоке и травах, сурью на меду, пиво или вино. Важной особенностью братины являлось то, что она могла долго сохранять температуру напитка. Из больших сосудов зачерпывали содержимое ковшами, из маленьких пили так и называли их братинками. Угощали из них чаще женщин.

Братина – образец русского мастерства. Один из старейших русских сосудов – братина - отличался устойчивостью и прочностью. На Руси использовались в быту братины двух видов. Первые - округлые с одной или двумя ручками, низким поддоном и иногда с коническими крышками, похожими на главки московских храмов. На венце такого сосуда обычно была надпись, указывающая на владельца, либо поучение, например: «Господа, гостите, пьяны не напивайтесь, вечера не дожидайтесь» или «Безвинно вино, да проклято пьянство». Внутри братин на дно припаивалась бляха - «мишень».                    
Другой вид этих сосудов сродни ковшу. Делались они в форме ладьи с головой коня, реже водоплавающей птицы. 
Братины могли быть как гладкими, так и с различными выпуклостями, называемыми «яблоками» и «ложками».

Использование в народных обрядах

Обряд пития из братины мог быть посвящен различным церковным праздникам, царским дням и другим важным событиям, для чего изготовлялись особые братины: "... на одной братине находится надпись: "В сию братину наливается Богородицына чаша". Пить чашу чью-либо значило пить в честь кого-нибудь или за чье-либо здоровье.

"Чарочка добрая, чарочка славная
Буди восполнена буди восславлена
Чарочка честная славная песнями
Медами пенися во славу Велеса!
В длани возложися благами полнися!
В длани возложися благами полнися

Гой! Слава!»

Братина является неотъемлемой частью многих общинных праздников, игрищ, обрядов, в том числе и брачных.

Всякое слово, кое над братиной речено, влагается в нее добрым пожеланием- наговором, ко всем причастным. Передается братина из обеих рук в обе руки с легким поклоном- как драгоценная святыня, ибо не сосуд с питием, но часть тепла от сердца к сердцу передается.

Открывающий пир пускал братину по кругу по часовой стрелке (по ходу Солнца). Пригубивший братину обязательно должен был молвить слово, исходящее от сердца. Первую братину поднимали, славя Бога, вторую – Богородицу, а третью – за царя. Передавали с небольшим поклоном, держа сосуд за обе ручки. Получивший братину от сородича тоже кланялся, а перед тем как пригубить выплескивал немного содержимого на землю, тем самым закрепляя связь между Землей и Небом.
Обряды, связанные с братиной, несли глубокий духовный смысл. В те времена люди собирались на совместные пиры, игрища, считая себя братьями из большой общей русской семьи. Мудрость была в этих традициях, которые помогали людям жить в единстве. Устойчивость и прочность братины была своеобразным символом крепости дружеских отношений. Обряд круговой чаши убеждал в добрых намерениях и считался знаком доверия. На таком пиру забывались обиды, ведь вместе с братиной, как утверждали наши предки, передается другому часть Сердца.



Технология изготовления.

Прежде чем приступить к изготовлению братины, необходимо подобрать материал. В нашем случае мы выбрали липу. 
Приступая к работе, мы до мельчайших деталей продумали форму, размер и технику обработки. 
Для того чтобы во время работы нас не подстерегла неудача и вконец не испортить заготовку, нам пришлось вылепить будущую скульптуру из пластилина, в уменьшенном масштабе. Эта модель даёт возможность почувствовать объём, уточнить технику, определить, какой инструмент понадобиться для выполнения резьбы. 
Следующим этапом работы является нанесение основных контуров будущей скульптуры и вырубка топором грубых форм фигуры. После обруба основных форм приступаем к выявлению деталей с помощью крупных стамесок, с последующей деталировкой рельефа с более мелкими стамесками. 
Далее обрабатываем наше изделие наждачными шкурками различной зернистости. 
Для придания нашей скульптуре необходимого цвета, мы её затонировали синтетическими красителями. 
В итоге, мы, получили законченный художественный образ братины.

Братина наша прочна и удобна,

Символом дружбы служит она.

В ней может мед оставаться холодным,

А сбитень быть горячим всегда.

Она изготовлена из древесины,

И ложки как весла весят по бокам

И лебедем славным плывет по волнам.

И лучше подарка вам не найти

Пусть, братина, будет всегда впереди.


































4. Заключение.

Итак, в данной работе была рассмотрена сущность такого явления как декоративно-прикладное творчество, а также того места, которое оно занимает в обрядовой культуре русского народа.
На основании исследования, проведенного в рамках данной работы, можно говорить о том, что:
значение обрядовой культуры (традиции, обряда, ритуала, нравов и др.), заключается в том, что они способствуют формированию единой общности и русского народного самосознания;
• одним из важных компонентов обрядовой культуры русского народа является использование в ней предметов декоративно-прикладного творчества, которое представляет собой область искусства, направленную на создание одновременно высокохудожественных и функциональных предметов;
• классификация изделий декоративно-прикладного творчества может производиться по нескольким основаниям (материал, из которого выполнен предмет, техника, использованная при его изготовлении, а также функциональная его направленность);
• область применения предметов декоративно-прикладного творчества в обрядовой культуре весьма обширна: исходя из функции, которую тот или иной предмет может выполнять в быту, определяется возможность его использования в обрядах и ритуалах (некоторые примеры такого использования были рассмотрены в рамках второй главы работы).
Таким образом, мы можем говорить о том, что задачи, поставленные во Введении данной работы, решены, а цель – достигнута.

















ЛИТЕРАТУРА

10